Просто констатация факта

Темы:
Виктор Цыганков, Илья Забарный, О. Гуцуляк, Матвей Пономаренко, Сергей Ребров, Сборная Украины, Сборная Швеции, Александрия, Чемпионат мира, отборочный цикл

Самое слабое место игроков современной сборной Украины хорошо известно: техническая оснащенность.

Иной раз жалею, что не владею технологиями. А то создал бы параллельную подборку: как исполняли технические приемы в прежние времена и как ими владеют современные игроки. Найти примеры не очень сложно. Но смонтировать не умею.

Впрочем, не уверен в настоятельной необходимости таких видеоподборок - ведь координация движений игроков теперь последнее, что интересует зрителей.

Надо сделать комплимент тренеру сборной Швеции, который практически всю игру своей команды построил на нейтрализации остатков того, чем еще кое-как владеют украинские игроки. Все очень просто: шведы знают, что наши игроки очень слабы в исполнении приемов на ходу и в одно касание. Поэтому окружали любого украинского сборника в момент владения мячом, устраивая вокруг него классическую "тусовку".

Вообще-то, это популярное ныне словечко родом из блатной фени. Изначальное его значение - устроить вокруг жертвы карманника толкучку для отвлечения внимания от его собственных карманов. В данном случае классический прием воров отлично сработал против наших "топтунов".

А когда, собственно, они не топтались с мячом, при каком из предыдущих тренеров сборной? Самое свежее из воспоминаний - при А.Н. Шевченко, да и то в какой-то сравнительно короткий период.

Тут все дело в том, что при невозможности исполнения быстрых передач невыполнимой становится абсолютно любая тактика, предписываемая тренером. Это потому, что тактика не может быть отделена от технического ее исполнения. Приемы потому так и называются: "технико-тактические действия", то есть "ТТД".

Полный провал игры сборной случился исключительно по причине неисполнения ТТД. А не исполнены они были потому, что шведы ударили в самое слабое место. Сами-то они тоже не очень большие мастера быстрых движений ногами - вот почему соотношение владения мячом, согласно статистике матча, 61/39 в пользу сборной Украины, но без пользы для результата. Однако в данной игре эти самые "39%" со стороны шведов в плане скорости исполнялись с точностью до наоборот: в этом все дело. И особенно контрастной выглядела их работа с мячом на ходу. Плюс, конечно, "архаичные лонгболы" - против нашей "Мысли".

На фоне такого проигрыша в скорости движения ног практически невозможно оценить тактические установки на эту игру, даваемые игрокам сборной Украины: просто потому, что свои положенные ТТД они так и не исполнили. Три центральных защитника у шведов - это теперь столь ужасно много? А когда играли по классической схеме 4-3-3, да с возвращением в защиту крайних полузащитников, да еще с "чистильщиком", то это было "ужасно мало"? Причем в те времена, когда работа с мячом на ходу была чем-то само собой разумеющимся.

Не случайно упомянул об этой классике: потому, что в течение всей игры наши комментаторы, почему-то мнящие себя великими тактиками, аж захлебывались своим "вертикальным футболом". Наверное, они даже не догадываются, что для схемы 4-3-3 он абсолютно "архаичный", так как был построен именно на тех ТТД, которые нашим "далеко ушедшим вперед" игрокам даже в мечтах не снились.

Представления не имею, какие-такие установки они получали на этот матч: то ли пресловутые "вертикальные", то ли на поперечно-задний "контроль мяча". И вообще этим не интересуюсь: пусть в данной теме ковыряются те, кому сильно чешется изо всех сил ругать и поносить тренера. Поэтому ориентируюсь только на визуальную картину с поля, где на сегодняшний день некому отдать пас на ход, принять пас на ходу и ударить по воротам - несмотря на все "медитации" типа "современный футбол - он ВЕРТИКАЛЬНЫЙ".

Шестьдесят лет смотрю футбол. Но с "горизонтальным поперечно-задним" столкнулся только в последние полтора десятка лет. Ну не бывало его в те "архаичные" времена - сколь ни убеждали бы себя некоторые сегодня. Поэтому вновь и вновь акцентирую внимание на непреложном факте: шведы ударили в самое слабое место современного украинского футбола. То есть в неумение разгонять продольные скорости к воротам соперника.

А ведь когда-то оно было одним из самых сильных. Но архаичное, как известно, вышло из употребления.

Отдельно по игре Ильи Забарного, уже объявленного главным виновником всех пропущенных голов. Конечно, доля его вины имеется. Но каков ее истинный размер? Не столь все однозначно. И потому не однозначно, что при потере мяча в опорной зоне сборной Швеции и даже в ее штрафной игроки сборной Украины немедленно превращались в зрителей. А ведь это тоже часть тех самых ТТД: среагировать и накрыть свои зоны ответственности. Говорил им тренер, не говорил - не суть важно: они так играют всегда и везде. Можно даже сказать, что это игра их подсознания.

Возьмите, к примеру, ситуацию с первым пропущенным голом: как легко и просто раскрутили шведы наш правый фланг обороны. И получилось у них это именно потому, что ноги наших игроков как те корни, что намертво вросли в газон. Кстати, Забарный в данном эпизоде больше заботился о том, как убрать руки за спину - вместо выдвижения к флангу для хотя бы сокращения свободной зоны.

Он вообще довольно малоподвижный игрок - из-за чего страдает большим количеством позиционных ошибок. Он уходил с этим багажом в Борнмут, он перешел с ним в ПСЖ. Конечно, там не могут не замечать проблем, которые он создает. Но валить на него всю ответственность сегодня тоже неправильно: а что же его партнеры?

Оценка игры наших защитников в данном матче тем более контрастна на фоне скорости исполнения ТТД шведами. В этой связи еще раз подчеркну, что они ни в футболе, ни даже в хоккее никогда не слыли образцами скорости бега и катания - из-за чего, кстати, почти всегда проигрывали советским хоккеистам. Но наши игроки теперь уступают даже шведам.

Принципиально не стану ввязываться в ненужные споры с теми, кто выводит квалификацию тренеров из счета на табло: это самая низкоквалифицированная часть болельщиков, оценивающая ситуацию на голых эмоциях. И уж тем более ничего не смыслящая в работе тренеров: хотя бы потому, что не имеет никакой реальной информации изнутри команд. А видимая часть общей работы игроков и тренерского штаба сборной Украины абсолютно свидетельствует о полном игровом провале футболистов. Отсюда, кстати, и счет на табло.

Конечно, следует упомянуть и об игроке, который дает основания говорить о перспективе: Матвее Пономаренко. Делать из него "звезду" слишком рано. Однако отметить однозначно сильную его сторону, как-то очень хорошую реакцию на удар, необходимо.

Поясню, что я называю реакцией на удар: современный футбол характеризуется таким тасканием мяча, в котором игроки стараются вывести мяч на удобную позицию, особенно для своей "ударной" ноги. Матвей же стремится ударить при первой возможности для удара вообще - буде она возникает. То есть обладает высокой скоростью реагирования на такие ситуации. Кстати, весьма показательным в этом смысле был его гол Олександрии: единственное движение перед ударом было осуществлено не для удобства самого удара, а для опережения ноги соперника, стремившегося удар заблокировать. Но идеальной позиции для удара все же не случилось. А вот удар был, причем целенаправленный.

Кстати, из всех пяти голов, забитых в той игре, этот был единственным, осуществленным за счет именно умения пробить по воротам. Остальные четыре - это не более чем результат суматохи в штрафных и очень низкого класса соперника, но никак не умения бить. Впрочем, это отдельная тема: количество голов, вытекающее из умения или неумения наносить голевые удары, прикрываемое общей статистикой результативности.

Вот так случилось и сегодня: немедленная реакция на возможность ударить и удар. Опять "архаичный футбол": ну никуда не деться от этого критерия...

Тему можно было бы продолжить другими примерами исполнения наших любимых ТТД. Например, действия Цыганкова во втором тайме, где он имел практически стопроцентную возможность забить (и это при счете всего лишь 0:1): когда показали в повторе откуда-то из-за спины, выяснилось, что наш "записной технарь"... готовился к элементарному, в общем-то, удару! Оказывается, реакции-то у него на самом деле и нет...

Ну, там еще мелькнул Гуцуляк: тоже "восходящая звезда". В одном из эпизодов он продемонстрировал "классику" "далеко ушедшего вперед": опорная нога до предела ввинчена в газон, спина запрокинута назад, руки прижаты к груди как у первоклашки на школьном стадионе, а свободной ногой он тянется к мячу. Ты тянись, тянись пока: мяч все равно уже в другом месте. Но об этой позе технического исполнения в "далеко ушедшем вперед" приходится говорить вот уже целых девятнадцать лет, то есть с момента моего появления на безвременно ушедшей Стене. И тема не перестанет быть актуальной.

Тут намедни похихикали насчет моего поста "Об умении отрываться от газона". Так вот вам живые примеры в исполнении и Цыганкова, и Гуцуляка, да и в общем-то всех остальных: можете поржать. Конечно, в промежутках между выкрикиванием проклятий в адрес Сергея Станиславовича Реброва.

Это не обзор матча как таковой. Но просто констатация причин результата на табло. Воспринял его без каких-либо эмоций - потому, что еще до игры в одном из комментариев подчеркнул: "От вечернего матча ничего особенного не жду - никаких открытий. Ибо хорошо осведомлен о возможностях игроков делать счет на табло." (см. "Пресконференція. Сергій Ребров: «Якщо Пономаренко викликаний до збірної, то, значить, мене вразила його гра»").

Еще до игры главный тренер сборной Украины выглядел откровенно замученным. Думаю, что по причине очень хорошей осведомленности о реальных возможностях своих подопечных. Во всяком случае, они наверняка на порядок превышают осведомленность автора этого блога на основе наблюдения за визуальной картиной.

И в заключение: возможности игроков сборной Украины после смены тренера останутся на прежнем уровне. Это не прогноз, но просто констатация факта.

Автор:

Статус: Эксперт (20611 комментариев)

Подписчиков: 49

Комментировать