С конца же минувшего десятилетия учрежденный авторитетным изданием France Football ценный трофей, вручаемый лучшему футболисту Европы, неизменно получают двое (с исключением в прошлом году). В 2019-м «Золотой мяч» получил легендарный аргентинец каталонского клуба Лионель Месси. Для 32-летнего капитана «Барселоны» и сборной Аргентины он стал уже шестым в карьере. Меньше ценных призов лишь у португальца Криштиану Роналду — пять. О новом лауреате France Football и о том, насколько сложным является выигрыш «Золотого мяча», корреспондент UA-Футбол узнавал у Игоря Беланова.
— Сегодня в футболе есть немало по-настоящему классных игроков — помимо Лионеля Месси и Криштиану Роналду это Вирджил ван Дейк, Садио Мане, Килиан Мбаппе, Мохаммед Салах, Роберт Левандовски, — считает лучший футболист Европы 1986 года. — Но то, что происходит на протяжении одиннадцати последних лет, честно говоря, уже набило оскомину: «Золотой мяч» выигрывает то Месси, то Роналду. А потом снова: то Роналду, то Месси. Понятное дело, оба выступают в самых лучших клубах чемпионатов Испании и Италии — «Барселоне» и «Ювентусе», игры с участием которых регулярно показывают по телевидению. Видимо, из-за этого мы недостаточно видим в деле других достойных кандидатов. Так ведь можно потерять людей, которые действительно заслуживают почетного трофея. Лично мне сложно понять, чем руководствуются журналисты, отдавая свои голоса за того или другого кандидата.
Если взять показатели того же Месси в этом календарном году, то так и хочется задаться вопросом: чего он реально добился с «Барселоной», кроме как победы в испанской Примере? Понятное дело, что «сине-гранатовые» — лучшая команда в Испании, и аргентинец может забивать в ее составе мячи целыми мешками! А вот на международной арене с каталонским клубом этот футболист выбыл из Лиги чемпионов на стадии полуфинала, а со сборной Аргентины ничего не показал, заняв лишь третье место на Кубке Америки.
Да, Месси — футболист от Бога и наделен необыкновенным талантом. Он в полном порядке, как, впрочем, и Криштиану Роналду. Но нельзя же все время только их выделять! Не должно быть так, что аргентинец получит десять «Золотых мячей», а португалец шесть или семь! Это уже явный перебор. Не стоит ведь забывать и о других игроках, в том числе и выступающих в других национальных чемпионатах. Помнится, в начале нынешнего десятилетия лучшим футболистом Европы должен был стать испанец Андрес Иньеста, однако этого не случилось. Тогда я и задумался: что же происходит? Гегемония двух игроков, признаться, выглядит уже смешно. В бытность мою игроком конкуренция в соперничестве за «Золотой мяч» была куда большей.
— Не считаете ли вы, что признание обладателем «Золотого мяча» 2018 года хорвата Модрича было ничем иным, как желанием разбавить многолетнюю гегемонию Месси и Роналду кем-то новым?
— Учредители приза пошли по правильному пути, расширив круг его потенциальных соискателей. Присуждение звания лучшего в Европе по итогам прошлого года Луке Модричу вселило некоторые надежды по части разнообразия. Но в начале декабря нынешнего, увы, все вернулось на круги своя.
— Возможно, именно по этой причине Криштиану Роналду не было на торжественной церемонии награждения «Золотым мячом», проходившей в Париже в понедельник вечером?
— Считаю, что это неправильно. Такой поступок со стороны португальца — неуважение к человеку, который вместе с ним боролся за этот приз. Нужно быть выше каких-то личных амбиций или обид — это ведь здоровая конкуренция, а не какая-то война. Футболисты — люди, которые занимаются одним делом, выходя на поле. А покидая его, коллеги по ремеслу должны пожать друг другу руки и, достойно оценив игру соперника, сказать: «Это сила! Это мощь!». Именно в таком уважительном ключе, кстати, все мы должны воспитывать своих детей.
— А что скажете о ближайшем конкуренте аргентинца — Вирджиле ван Дейке, отставшего по очкам от лауреата на самую малость?
— Согласен с мнением многих болельщиков и специалистов, что голландский легионер «Ливерпуля» ван Дейк также заслуживал права стать обладателем «Золотого мяча». Он блестяще провел этот календарный год, причем не только в составе английской команды, но и сборной Голландии, капитаном которой является. С «Ливерпулем» ван Дейк завоевал серебро в английской Премьер-лиге, выиграл Лигу чемпионов и Суперкубок УЕФА, а с национальной сборной финишировал на первом месте в отборочной группе Евро-2020, получив путевку в ее финальную часть.
— С кем из обладателей «Золотого мяча» помимо соотечественников — Олега Блохина и Андрея Шевченко вы знакомы лично?
— Со многими. С Луишем Фигу, Марко ван Бастеном, а также Жан-Пьером Папеном, с которым раза три вместе играли в выставочных матчах за сборную мира. Хороший парень. Прекрасные отношения сложились у меня с Францом Беккенбауэром, Мишелем Платини, Лотаром Маттеусом, а также с покойным Львом Яшиным. За месяц до его смерти, в начале 1990-го года, мы вместе были в Париже на мероприятии, посвященном лучшему футболисту Европы всех времен, которым был признан Альфредо Ди Стефано. Сидели с Львом Ивановичем в ресторане — обедали, общались. Замечательный человек.
— В прошлом году к вам в Одессу приезжал еще один коллега по трофею — болгарин Христо Стоичков, который был удостоен звания лучшего в Европе в 1994-м...
— Да, Христо был в Украине в необычной роли — он снимал фильм об обладателях «Золотого мяча». С этой целью он и приезжал в Киев для общения с Олегом Блохиным, а в Одессу — для встречи со мной. Все было очень красиво. Надеюсь, фильм получится отличным. Кстати, со Стоичковым скоро мы должны лететь в Израиль, куда нас, как обладателей ценного трофея от France Football приглашают.
— Помните то счастливое мгновенье, когда узнали о присуждении вам «Золотого мяча»?
— Конечно же, помню! Разве такое можно забыть? После тяжелого сезона 1986 года я проводил отпуск в родной Одессе, где меня эта новость и застала. О том, что мне будет присужден «Золотой мяч», узнал почти за месяц до того, как итоги голосования должны были быть обнародованы. Мне позвонил Андрей Пиналов, работавший в структуре киевского «Динамо» и сотрудничавший с France Football. Первой эту счастливую для меня новость узнала мама, а потом и другие родные, друзья, одноклубники. Все за меня радовались, было много поздравлений. Было очень приятно осознавать, что столько людей назвали мою фамилию в референдуме столь авторитетного издания.
Не успел я отойти от приятного шока, как в Украину приехали представители France Football, которые брали интервью и провели фотосессию в Киеве. А когда вскоре итоги французского издания были опубликованы, количество поздравлений возросло. Помню, как поздравивший с завоеванием почетного звания Валерий Васильевич Лобановский приобнял меня и сказал: «Этот год был твой, ты заслужил признание». Тот мой успех стал возможен благодаря уверенной и слаженной игре всего коллектива «Динамо» и сборной СССР, что помогало мне много забивать — как на внутренней арене, так и в еврокубках, в матчах за национальную команду на чемпионате мира в Мексике и в отборочном цикле европейского первенства.
— Своих конкурентов в соперничестве за «Золотой мяч» помните?
— Разумеется. В то время в Европе блистали многие футболисты. На мексиканском Мундиале здорово проявили себя англичанин Гари Линекер, только перешедший из «Эвертона» в «Барселону», и испанец Эмилио Бутрагеньо из «Реала». Оба нападающих отличились высокой результативностью: первый забил шесть мячей, а второй столько же, как и я — четыре.
— Насколько известно, свой «Золотой мяч» вы храните в сейфе одного из банков. Как часто приходится его оттуда извлекать?
— Раза три в месяц. Я постоянно езжу на детские турниры, и хочу, чтобы юные футболисты не только видели этот трофей, но и понимали, что стать его обладателем вполне реально. Вот и в ближайшее время у меня намечается поездка в Тирасполь. В рамках визита в качестве гостя я буду присутствовать на большом детском турнире, куда также возьму «Золотой мяч». Затем меня ждет вояж на подобное соревнование в Казахстан. Постоянные перемещения по миру — дело хоть не из легких, однако весьма почетное. Считаю своим долгом делать все для того, чтобы как можно больше людей разных возрастов получали удовольствие от игры миллионов — как в роли участников, так и зрителей.
— Как считаете, насколько долго футбольной Украине предстоит ждать появления очередного обладателя «Золотого мяча» среди соотечественников?
— Наша страна богата на таланты, в том числе и на футбольные. Судя по тому, что несмотря на разного рода проблемы, наш футбол продолжает находиться на плаву и даже радовать результатами, шансы на появление нового лауреата France Football среди украинцев есть. Кто знает, может уже в самое ближайшее время кто-то из молодых футболистов заявит о себе во весь голос в Европе. Этот календарный год показал, что украинский футбол находится на правильном пути. Победа нашей молодежной сборной на чемпионате мира в Польше и выход национальной команды с первого места в отборочной группе Евро-2020 говорят о многом. Хочется пожелать нашим футболистам дальнейшего прогресса и успехов. Приятно, что среди них есть и воспитанник нашей с Олегом Блохиным футбольной школы — динамовец Виктор Цыганков. За ним, как и за целым рядом других талантливых ребят, будущее футбольной Украины.
Вячеслав КУЛЬЧИЦКИЙ
-
Володимир: з Динамо назавжди(gvaavg)
- Эксперт
07.12.2019 13:40
Присуджувати "Золотий м'яч", виходячи з потреби "разнообразия", а не кращої гри? Дивний підхід у Бєланова, який сам отримав цей приз практично повністю несподівано, після кількох вдало проведених міжнародних матчів київського Динамо. Адже ж були й інші, не менш достойні кандидати. Ну не був він "законодавцем футбольної моди" - і все тут. А Мессі і Роналду - були і поки що є. А Мессі нині, саме за його вклад у футбол як гру і як видовище, та і за досягнуті результати (скільки в нього "золотих бутс"? а скільки він "зробив" переможних матчів Барси - сьогодні Барса з Мессі і без нього - досить "різні команди") поза конкуренцією. А Рональду трохи відійшов у тінь... Та і ван Дайк, який дуже гарно провів сезон, не кращий, як на мене, серед решти претендентів. Тому Мессі нині - закономірно кращий, і це десятиліття у футболі - справді пройшло у протиставленні двох видатних гравців - Мессі і Роналду. Їх час пройде, а їх гру і принципове протистояння на футбольних просторах будуть пам'ятати любителі футболу - вони вже увійшли в його історвю. До них нині тільки наближаються, але не переважають за майстерністю - а саме за видатну майстерність і присуджується приз. Як би комусь не "приїлося" і не хотілося іншого - поки що саме така ситуація... Може, через рік вона зміниться - тоді і будуть "нові королі". А може - і ні. Побачимо.
- 0
-
Олександр Пшенік(telik)
- Наставник
07.12.2019 12:35
Коли в голові вата, багато чого є незрозумілим
- -2
-
Остров Киев(Vetal1U)
- Старожил
06.12.2019 22:55
Хорошо сказал. Правильно все!
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
06.12.2019 22:12
Полностью согласен с мнением Беланова. Долгие годы конкурс "ФФ" не вызывал нареканий, как впрочем, и пер-
- 0
-
Михайло Депутат
- Опытный писатель
06.12.2019 21:19
У 86-му кращим був Заваров, але вибрали Бєланова. Не розумію чим керувались журналісти тоді коли віддавали свої голоси за Бєланова, а не Заварова.
- 8
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
06.12.2019 22:30
Вы путаете разные вещи. По итогам сезона 1986г. Заваров был признан лучшим футболистом СССР на
- 2
-
Alaves1975 Alaves
- Читатель
06.12.2019 20:20
По логике Беланова он тоже не заслуживал мяч в 1986 г. Подумаешь, выиграл КК, это же не КЧ, на ЧМира вылетели в 1/8 финала.
- 4
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
06.12.2019 22:37
Это для Вас "подумаешь". А для ведущих журналистов Европы, участвовавших в конкурсе "ЗМ", оценка иг-
- 3
-
Болела Болелов
- Наставник
06.12.2019 18:14
Да не в Месси проблема с "Золотым мячом". Изначальная проблема, которая есть методологической, это невозможность в принципе определить "лучшего футболиста". Это всё равно, что определить "лучшего работника", скажем в авиастроении, или там "лучшего сельскохозяйственного работника".))))) Нужно присуждать "Золотые мячи" лучшим игрокам по отдельным игровым амплуа. Хотя бы лучшему нападающему, лучшему вратарю, лучшему полузащитнику и т.д., пускай вначале даже без учёта их позиций внутри каждой из этих футбольных "специализаций".
- 4
-
mihail k(mihark)
- Начинающий писатель
06.12.2019 17:59
А почему Заварова не вспомнил-основного своего конкурента. Считаю что ЗАВАРОВ был намного сильнее Беланова.
- 4
-
Иван Иванов(GLK)
- Старожил
06.12.2019 19:39
Он об этом много говорил раньше и все об этом знают.
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
06.12.2019 23:11
Почему Беланов должен был вспоминать Заварова? Речь идет о конкурсе "ФФ" лучшего футболиста Ев-
- 3
-
Виктор .(vktor-buzenko)
- Наставник
06.12.2019 17:49
Барса и без Меси стала бы чемпионом. Кто знает лучшего игрока Бразилии или Нигерии? Надо сначала выбрать лучших в каждой стране 200 футболистов по 1 от Федерации, а потом по рейтингу из 10 лучших, пусть бы журналисты выбрали. Ну кто знает Левандовского в Корее или Малиновского в Эстонии?
- -5
-
Sergey(arahorn)
- Эксперт
06.12.2019 16:29
Ну, не знаю - сегодня в Приднестровье, а завтра в ОРДЛО?! У Беланова есть гражданская позиция?!
- -5
-
Volodymyr
- Начинающий писатель
06.12.2019 15:29
“Меньше ценных призов лишь у португальца Криштиану Роналду — пять. “
- -3
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
06.12.2019 22:43
Беланов имел в виду - по сравнению с Месси.
- 2
-
Volodymyr
- Начинающий писатель
06.12.2019 23:19
Эх, люблю я минуса! Но Вас плюсану за участие :)
- 0
-
Мр Эбенезер Дорсет, эсквайр(kna)
- Эксперт
06.12.2019 13:46
Правильно Игорь Иванович клеймите их. Другое дело в Украине, где одним из руководителей футбола являетесь Вы. Тут тайсиков выбирают.
- -6
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
06.12.2019 13:33
Касательно Месси в этом году: со многим можно согласиться. И у Беланова есть резоны. Но есть они и у тех, кто вывел Месси на первое место. Поэтому всего семь очков отрыва - это показатель.
- 3
-
Карл Фернандович Мицельмахер
- Эксперт
06.12.2019 13:44
Если бы ЗМ взял ван Дейк возни было бы меньше. Но всё равно была бы. Я смотрел много матчей Юве в этом сезоне. В большинстве из них Роналду выглядел весьма посредственно. Не только как для претендента на ЗМ, а в принципе. Не просто так М. Сарри стал давать ему меньше игрового времени.
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
07.12.2019 00:44
Полагаю, что "возни" не было бы вообще. Будь это, например, ван Дейк или Мане.
- 0
-
Карл Фернандович Мицельмахер
- Эксперт
07.12.2019 09:24
Роналду и его близкие считают что пока он играет в футбол ЗМ должен доставаться ему)
- -3
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
07.12.2019 16:47
Но миллионы любителей футбола - журналистов, болельщиков и даже футбольных чиновни-
- 0
-
Карл Фернандович Мицельмахер
- Эксперт
07.12.2019 16:55
Особенно те кто смотрят игры Юве в этом сезоне.
- -1
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
07.12.2019 19:22
Аналогично и в 2018г., тем более, проходил ЧМ, имеющий, как правило, чуть ли не решающее значение для футболистов, потенциально претендующих на "ЗМ".
- 0
-
Andriy Panchenko(an99)
- Эксперт
06.12.2019 13:20
Его гол Бельгии в 1/8 в Мексике - это до сих пор Супер!!!А сколько моментов в той игре не реализовали.....До сих пор досадно что в том далёком 86-м не сделали то, что сделали через два года на Евро-88,когда дошли до финала, хоть и не без помощи многие помнят кого.
- 3
-
L F(Leonard)
- Эксперт
06.12.2019 12:48
Регулярно смотрю игры с участием Барсы и Ливерпуля. Месси заслужил свой шестой золотой мяч по праву.
- 5
-
КАФУ
- Наставник
06.12.2019 15:40
Пусть Месси забьет хотя-бы 30 в АПЛ или Италии, потом можно будет говорить, а так это мишура в глаза. Лионель показывает свой уровень в Сборной, до уровня Марадонны он явно не дотягивает, да и Габриэль Батистута клепал так, что Месси плачет в сторонке!
- -3
-
Shapych
- Эксперт
06.12.2019 17:33
Ви зрівнюєте нападника Батістуту з фантазістою (як кажуть в тій же Італії).
- 2
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
06.12.2019 23:23
Разные эпохи, разная тактика игры. У каждой из них есть свои "звезды". Потому, полагаю, сравнивать
- 1
-
КАФУ
- Наставник
07.12.2019 07:45
Вы правы, согласен с вашим мнением!
- 0
-
Карл Фернандович Мицельмахер
- Эксперт
07.12.2019 09:38
Это ваше утверждение плачет в сторонке. Как и ваша осведомлённость. Даже не пользуясь подсказкой я уверен что Л. Месси только за Барсу забил голов намного больше чем Г. Батитстута за всю карьеру. И средняя результативность у Месси тоже значительно выше.
- -2
-
КАФУ
- Наставник
07.12.2019 10:21
Ну и слава богу, удачи Лионелю, пусть радует истинных болельщиков своей игрой! А я действительно не очень осведомлен, так как в последнее время, слежу только за Динамо Киев, а на остальных как-то все равно! Спасибо вам за комментарий!
- 0
-
Карл Фернандович Мицельмахер
- Эксперт
07.12.2019 10:31
Взаимно.
- -2
Еще комментариивоначальный выбор Месси и Роналду в предыдущем десятилетии. Впоследствии, когда полномочия перешли к ФИФА, а с 2016г. вновь вернулся к "ФФ", конкурс "ЗМ" превратился в "соревнование Месси-Роналду", игнориро-
вавший, по сути, других первоклассных футболистов и их достижения.
конкурсе еженедельника "Футбол" по опросу среди советских журналистов. А Беланов признан лучшим
футболистом Европы на конкурсе "Франс футбол" по опросу среди ведущих журналистов европейских
стран. Критерии оценки вклада обоих футболистов в игру киевского "Динамо" и сб.СССР, естественно были разные.
Даже не стал лучшим бомбардиром ни Чемпионата Мира, ни Чемпионата СССР.
Где логика?)))
ры Беланова в "Динамо" и в сб.СССР в сезоне 1986г., как, впрочем, и многочисленных болельщиков и спе-
циалистов, судя по откликам в прессе, была такой, что соответствовала его заслуженной победе в опросе.
ропы 1986г.-"ЗМ" и основными конкурентами Беланова были Линекер и Бутрагеньо,которых он и назвал в интервью. Заваров в этом опросе занял 6 место. В конкурсе "Футбола" на звание лучшего футболиста СССР 1986г. Беланов и Заваров оказались действительно "соперниками". Но это нечто другое.
То есть у всех остальных футболистов мира больше ?
Во-первых, это сказал не Беланов, а Кульчицкий - это написано в подзаголовке статьи. Автор, видимо, меня и минусовал.
Во-вторых, фраза построена неправильно:
Для 32-летнего капитана «Барселоны» и сборной Аргентины он стал уже шестым в карьере.
Меньше ценных призов лишь у португальца Криштиану Роналду — пять.
Даже если попробовать логику Вашего комментария, то получается "по сравнению с Месси, меньше призов лишь у португальца Роналду..." - т.е., опять-таки, у роналду меньше всех, а у остальных (Месси и других) больше.
В общем, я зануда, когда дело касается банальной логики и общей грамотности, особенно среди журналистов - профессионалов в этом деле :) И опять же - интересно, когда непонятно чего минусуют...
Но вот что совсем непонятно, так это суета и мышиная возня поклонников Роналду: да признайте же, наконец, что он в этом году даже близко не подходил к первому месту - при всех его достоинствах.
ков, остающихся в рамках адекватности, к счастью для конкурса "ЗМ" думают иначе.
Да и когда в отборе на Евро-88 в том же году разбили французов у них же в Париже, на тот момент взявших 3-е место место ЧМ в Мексике, связка Беланов - Заваров задавала основной тон.
Но если бы можно было давать две такие награды, то ван Дейк также должен был её получить.
Добре, що не порівняли з Буффоном, який явно краще "клепав" у воротах, ніж Мессі.
до речі, Баті-гол наклепав за збірну АЖ 54 голи, а Мессі - всього 70...
ну, і для порівняння за клуб Батістута забив 306 голів (включаючи всякі Аль-Арабі), а Мессі - 614.
Месси, Марадону, Батистуту и еще многих других просто нелогично. Мне представляется другой кри-
терий: соответствовал ли тот или иной футболист высшему уровню своего времени?