Бывший коуч «Динамо» Виктор Маслов одним из первых представил концепцию командного давления на соперника.
Весной 2019 года авторитетное французское издание France Football составило свою версию рейтинга «50 лучших тренеров в истории футбола». В нем нашлось место всего лишь для двух представителей советского и постсоветского пространства — Валерия Лобановского, занявшего 6 строчку, и Виктора Маслова, ставшего 23-м.
Несмотря на то, что Виктор Маслов за свою тренерскую карьеру выиграл не так много знаковых трофеев (самые важные — четыре титула чемпиона СССР, три из которых были добыты с киевским «Динамо» с 1966 по 1968 годы), однако он, по явно непредвзятой, как для оценки отечественного футбола, позиции аналитиков France Football оказался выше в рейтинге, чем такие персоны, как Юпп Хайнкес (25 место), Юрген Клопп (27), Диего Симеоне (31), Арсен Венгер (32), Висенте Дель Боске (33) и Мирча Луческу (41).
Очевидно, Маслов получил признание из-за революционных для своего периода взглядов на развитие футбола. Неслучайно этого специалиста многие современные историки футбола называют одним из отцов прессинга, что легло в основу рождения тактики «тотального футбола». Мнение некоторых аналитиков кажется особенно интересным, а потому предлагаем вам ознакомиться с материалом итальянского журналиста Луки Миссори (ниже приведен адаптированный на русский язык перевод).
Виктор Маслов подарил миру одно из тактических нововведений, которое стало своеобразным водоразделом между традиционным и современным футболом. Его концепция организованного командного давления на соперника изменила то, какой сегодня мы видим игру, причем настолько, что если посмотреть матчи 50-60-летней давности, то нам может показаться, что на поле все происходит словно в замедленной съемке. Прессинг в европейском футболе распространился благодаря работе великих тренеров, таких как Ринус Михелс в «Аяксе», Арриго Сакки в «Милане» и Грэм Тейлор в «Уотфорде». Ни один из них, однако, не может считаться изобретателем прессинга. Его отцом стал советский специалист, неизвестный многим в Европе до падения Берлинской стены, — Виктор Маслов.
Маслов родился в Москве в апреле 1910 года и сделал отличную карьеру в качестве полузащитника местного «Торпедо». С активным футболом Виктор попрощался в 1942 году, а тренерскую карьеру начал сразу после завершения Второй мировой войны — в 1945-м в рядах все того же московского «Торпедо», которое спустя 15 лет привел к первому в истории команды титулу чемпиона СССР. В 1964 году Виктор Маслов перебрался в Киев, где возглавил местное «Динамо», и где его идеи нашли плодородную почву для воплощения в жизнь.
Маслов был особенным персонажем, очень сильным, но в то же время необычайно чутким и человечным по отношению к своим футболистам. Он культивировал и проницательно использовал свою связь с партийным руководством, курировавшим спорт в республике, что позволяло привлекать в «Динамо» лучших футболистов Украины, соблазняя их хорошими окладами и льготами разных видов, которые только могли быть предложены на то время в советском государстве.
При этом со своими подопечными тренер никогда не вел себя чересчур авторитарно. Действительно, он был открыт для диалога и поиска компромиссных вариантов до такой степени, что иногда позволял игрокам что-то решать за себя. Аркадий Галинский, один из самых известных спортивных журналистов того времени, вспоминал, что однажды во время игры московского «Торпедо» Виктор Маслов решил произвести замену, но игрок, которого тренер пожелал заменить (им был форвард и капитан команды Валентин Иванов) категорически отказался покинуть поле. Маслов и глазом не моргнул, дав указание закончившему разминку и успевшему снять спортивный костюм запасному вновь сесть на скамью. Галинский был потрясен этим эпизодом и подумал, что это яркая иллюстрация неспособности тренера заслужить авторитет среди своих же футболистов. На самом деле все было наоборот: Маслов любил, когда его идеи кто-то подвергал сомнениям, что приводило к определенному противостоянию тренера с футболистами. Перед матчами он нередко звонил наиболее авторитетным членам команды, чтобы спросить их мнение о тактике, которую он выбрал на игру.
Столь крайняя эмпатия и такой уровень взаимного доверия со своими футболистами позволили Маслову заложить основы революционной игровой системы не только для своей страны, но и для всей Европы. Благодаря Гавриилу Качалину, тренеру советской сборной тех времен, футбол в СССР уже в 50-60-х годах знал и активно пользовался тактикой 4-2-4. Однако тренер киевского «Динамо» решил пойти дальше. Подобно наставнику английской сборной Альфу Рамсею, который выиграл чемпионат мира в 1966 году, Маслов первым отступил от ставки на фланговую игру в 4-2-4, видоизменив тактику Рамсея, и построив первые 4-4-2 в истории футбола, где два центральных полузащитника играли не горизонтально в линию, а вертикально — один перед другим. Таким образом, достигался эффект, когда один центрхав помогал обороне, а другой был более выдвинут вперед и действовал на уровне с фланговыми полузащитниками, которых ныне принято называть вингерами.
На алтарь этой игровой схемы были принесены в жертву несколько игроков, причем некоторые из них были невероятно талантливы, но они, по словам Маслова, оказались не способны адаптироваться к новым требованиям. Самым ярким из них был Валерий Лобановский, который, по иронии судьбы, став тренером, перенял идеи Маслова, активно используя научный подход в организации работы.
Помимо игровой системы, настоящим нововведением Маслова была разметка поля на зоны. Советские тренеры, в том числе и Николай Морозов, работавший главным тренером сборной СССР с 1964 по 1966 годы, безуспешно пытались пройти этот путь, но затем отказались от него. Для Маслова, однако, подобный акцент стал лучшим способом для организации защиты, и, прежде всего, это был идеальный инструмент для достижения численного превосходства на каждом участке поля. Двумя ключевыми игроками, на которых Маслов в большей степени возложил воплощение в жизнь этой стратегии, стали Андрей Биба и Василий Турянчик.
Биба являлся своего рода плеймейкером, отвечая за взаимосвязь с нападающими, и был единственным игроком на поле в составе «Динамо», которому Маслов предоставлял карт-бланш на своей тактической шахматной доске, делая ставку на самодисциплину футболиста и всецело ей доверяя. Турянчик, наоборот, выполнял функции сдерживающего полузащитника, являясь своеобразным щитом для линии обороны и действуя связующим звеном между ей и средней линией. Он сыграл очень важную роль в применении игровой модели, основанной на прессинге, и, вероятно, без него Маслов не смог бы полностью реализовать свои революционные идеи.
Результаты пришли не сразу, но когда они появились, то были потрясающими. После завершения первого сезона на шестом месте и второго – на второй строчке, затем киевское «Динамо» Маслова выиграло три чемпионата кряду, оставаясь лучшей командой страны с 1966 по 1968 годы. За три сезона команда из столицы Украины сыграла 110 матчей в чемпионате, пропустив в них всего-навсего 53 гола, и доминируя в большинстве поединков.
До киевского «Динамо» Виктора Маслова ни в одной команде футболист не был способен сочетать по нескольку функций одновременно, ни одна команда в целом не пыталась защищаться и быстро контратаковать, используя пространство и организованно занимая зоны вместо того, чтобы метаться и накрывать отдельных футболистов соперника. Фактически 4-4-2 у Маслова были только на бумаге: на самом же деле футболисты «Динамо» могли свободно обмениваться позициями на поле, чтобы выполнять задачи друг друга вне зависимости от зоны, в которой они находились. Это был тотальный футбол, воплощенный в жизнь до тактики того самого «тотального футбола», которую все мы прекрасно узнали впоследствии благодаря Йохану Кройфу и Ринусу Михелсу в «Аяксе» и сборной Нидерландов.
Все, что приходило в голову Маслову, со временем удалось блестяще реализовать Валерию Лобановскому, который применил в футболе свой научный подход. И последняя ремарка: изначально различие между прессингом и давлением было в том, что прессинг считался командным движением, а давление – индивидуальной инициативой футболиста. Однако теперь техническое определение основано на цели этой тактики: если прессинг имеет целью восстановить владение мячом, то давление состоит в том, чтобы препятствовать вертикальным линиям прохода и мешать сопернику продвигать мяч.
Л.Филатов: «Мне доводилось выслушивать разные версии по поводу того, откуда и когда взяло начало то киевское «Динамо», каким мы знаем его сегодня, где вбит столб, от которого полагается вести отсчёт. В истории большой команды ничем нельзя пренебрегать, тут каждое лыко в строку. Всё же новая глава была открыта с приездом Маслова. Единичный успех не невидаль, у нас 11 клубов побывали первыми. В разное время то тех, то других может обуять дерзкий порыв. Перековать дерзость в обязанность – нечто совсем иное. Маслов и осуществил это превращение. Его крутая воля, темперамент воителя, колдовская интуиция – всё это вместе взятое позволило могучему человеку совершить то, что до него удалось у нас только Б.Аркадьеву, – создать команду, которая из года в год ни о каких других местах не помышляла, кроме первого. Деятельность Аркадьева была грубо оборвана. Сделанное Масловым продолжено и развито В.Лобановским. За шесть масловских лет киевское «Динамо» преобразилось. Из клуба приятного, но неконкурента, вырос суперклуб с европейской известностью, лидер, отныне не согласный ни на какие промежуточные, утешительные цели. Победы стали жизненной нормой. В этом суть переворота. Маслов не был собирателем очков, ловкачом, в нём горел дух созидателя. Он заводила, работал с засученными рукавами, горячился, удивлялся и огорчался, встречая отрицание. Он раньше многих тренеров предугадал, что время схематического футбола кончается. Прекрасной, выдающейся чертой Виктора Александровича было его радение не за одну команду, где он работал, а за весь футбол. Мне казалось, что победами киевского «Динамо» он гордился как доказательствами своей правоты, не сами по себе призы и медали его соблазняли. Р.Фельдштейн шептал мне по секрету: «Вы не поверите, Виктор Александрович не ходит в кассу, он всю получку мне доверил, я знаю, сколько послать жене, сколько оставить. Ему некогда, весь в работе, вечно занят. Другого такого тренера я не знал…». Б.Аркадьев внимательно наблюдал за работой Маслова в киевском «Динамо» и не раз с удовольствием говаривал, что команда грамотно выстроена, обязанности между игроками и в атаке и в обороне распределены разумно, игра надёжно скоординирована. В общем, как мне представляется, большак нашего футбола лежал от пункта А (Аркадьев) к пункту М (Маслов). Тем более важно отдать себе в этом отчёт, что футбол наш с излишком поколесил по просёлкам подражательности, надолго застревал в колдобинах старомодности. Пока эти два крупных тренера работали среди остальных, окружающие, как это часто бывает, отдавая им должное, не умели оценить, нет, не медали ими завоёванные, а их предвидение. И оба они нарывались на непонимание и иронию».
Взято на сайте http://www.junik.lv/~dynkiev/ussr/ussr%20championship/games/1970.htm
Он написал, что да, у Лобановского было несколько неплохих матчей, но что главное у Лобановского - это мастерство договорняков
Так в книге Уилсона, фамилия Маслова упоминается, внимание!, на 20-ти (!!!) страницах...
но из-за железного занавеса в Европе об этом не знали и естественно, что эта схема запанувала благодаря местным европейским умельцам.
но в Союзе история с приоритетом на авторство этой схемы имела довольно таки скандальное продолжение, причем, связанное с киевским спортивным журналистом Аркадием Галинским, который именно себя объявил автором этой схемы, а Деда - соответственно плагиатором.
интересно, что Галинский был очень популярным в то время футбольным журом, который к тому же был в дружеских отношениях с футболистами ДК Лобановским и Базилевичем.
причем, также имеет место в отношении Галинского запрет на публикации. Причину этого запрета я не знаю.
но затем что-то произошло в этой дружбе, точнее, она внезапно переросла в лютую ненависть, которую при любых обстоятельствах демонстрировал Галинский после переезда в Москву. Это было уже в 80-90-х годах.
и в Москве стали размещать его материалы, я помню один из них в С-Э. Это была какая-то невменяемая грязь на Лобановского, ДК в целом и каждого игрока в отдельности. И понятно, что главной его целью был, конечно, Лобановский.
Я пытался через инет обратиться к если не участникам этих событий, то к очевидцам, это точно - к Базилевичу О.П. (царство ему небесное) и к блогеру на этом сайте Д.Аркадьеву.
Первый мне ничего не ответил, а втором молол какую-то чушь.
Вот такая, малата, хвигня на тему прессинга в авторстве Деда
Слушал мэтров в "Прессинге" и понимал, что даже заметку о счёте в матчах и состоянии турнирной таблицы, можно зачитать так, что слушателю будет "вкусно".
При этом я не видел ни одного его интервью, где бы он делился своими знаниями. Молчаливый он.
И вот представьте: в наши дни какой-то жур, типа Галинского А., с расстановкой, паузами и значительностью дает оценки работе Ломы-папы, причем, не стесняясь и делая очень даже критические суждения.
То есть перед нами был бы балабол с опломбом, который к тому же искренно верил в то, что он несет.
Принимая во внимание, что во второй половине 60-х инета не было, газета была единственным источником подобной информации, то понятно, что Маслов просто офигел от такого "специалиста" по тактике.
Галинский в газетах прямо писал, что Маслов слабак в тактике.
Вот вам какая вкуснятина
газеты были органами КПСС, журы - номенклатурой соответствующих партийных комитетов, республиканских или кпсс.
это все было очень серьезно и никакая самодеятельность здесь не допускалась.
еще раз - мы говорим о средине 60-х.
Многие составы Динамо достойны самой лучшей памяти. Но такой атмосферы, какую творили динамовцы во главе со своим тренером, как в 1966 году, больше не случалось - пожалуй, даже в 1975 году. Наверное, то был апофеоз истинного динамовского духа.
Но смог бы Маслов реализовать те игровые принципы, которые породил, не имей он в своем распоряжении мастеров самого высокого класса? Ответ очевиден и доказательств не требует. Именно потому старым болельщикам сегодня понятно, отчего постоянные смены тренеров для нынешнего киевского Динамо ни к чему положительному не приводят.
Лобановский, по большому счету, тоже стоял на Дедовых плечах...
но согласитесь, что быть одним из пионеров тотального футбола, это уже совсем иное качество
Вся цивилизация стоит на открытиях Архимеда и Ньютона - что уж говорить о тренерах футбола из одной эпохи...
Сейчас все меряют прессингом - потому, что мерить больше нечем.
или вы забыли 1974 ?
а может, и 1975 не помните ?
когда вы начали смотреть футбол ?
В советской спортивной прессе сам термин "тотальный футбол" зазвучал где-то с 1971 года. И никто в те времена не связывал его с прессингом так, как это делается сейчас. Более того, в оценках футбола прессинг в те времена занимал одно из последних мест: критериями служили действия игроков и тренеров по организации атаки.
Что же касается прессинга, применявшегося Аяксом (никто и никогда больше в тот "тотальный футбол" не играл), то он сильно отличался от современных вариантов и был направлен на стимулирование ошибок соперника при его передачах, с целью перехвата неточных из них. А неточность в передачах как раз и возникала под давлением.
Коль вы упоминаете о 1974-75 гг. в исполнении киевского Динамо, то оно под управлением Лобановского именно перехватами передач у соперника и прессинговало. Причем самым эффективным периодом у Динамо того времени в этом плане были не упомянутые вами года, а период 1977-82 гг. - когда в команде подобрался состав полузащитников и защитников, способных выдерживать максимальный темп ТТД на протяжении всей игры.
Когда же к периоду 1985-86 гг. состав изменился в сторону игроков типа Заварова и Беланова, то предыдущий вариант прессинга сменился высочайшими скоростями перехода от обороны к атаке. А сам Лобановский тогда отметил, что этих игроков нельзя было нагружать работой оборонительного плана.
Я не склонен слишком уж использовать термин "тотальный футбол" применительно к Динамо того периода: использовали какие-то элементы - это было. Но ни в коем случае не копировали Аякс. И тем более никакой связи нет между тем футболом у Динамо (не говоря уже об Аяксе) с современными представлениями о "тотальном футболе": сейчас таковым считают массовую беготню, причем преимущественно кучей, за соперником, который в данный момент таскает мяч по полю и чаще всего - в одиночку. А в те времена "тотальным футболом" называлась система резкой смены позиций на поле: такой футбол возник как реакция на царившую в ту эпоху "персоналку". Но прессинг в ней опять-таки не при чем.
Масловский прессинг как раз и был направлен на принуждение соперника к ошибкам в передачах - а не на превращение киевского Динамо в силовых борцов по отбору мяча - как теперь представляет себе молодое поколение болельщиков.
а 1974 - это ЧМ, где советские болелы впервые увидели тотальный футбол в исполнении Голландии.
до этого и речи не было.
а 1975 - это апофеоз тотала в исполнении ДК.
ваши характеристики прессинга не совсем четки, Блохин очень доходчиво объяснял Малофееву в 1986 г. перед ЧМ о различных видах прессинга.
имхо, основные принципы тотального футбола по Лобановскому-Базилевичу:
- на каждом участке поля численное преимущество нашей команды;
- применение в игре командных взаимодействий и в атаке и в обороне, которые до автоматизма отрабатываются на тренировках путем использования метода моделирования игровых ситуаций;
- применение в течение одной игры нескольких тактик, в том числе различных видов прессинга, и не обязательно прессинга;
- да, взаимозаменяемость игроков разных амплуа на основе их универсализма и без потери динамических структур игры;
- высокая функциональная готовность, как база для реализации всего того, что указано выше;
- плюс психологическая готовность, без которой также нет побед.
Кстати, я нашел чела, который заявляет сходные с вами характеристики Деда
- https://www.sports.ru/tribuna/blogs/bluewhitenavy/2394989.html
Характеристики Деда мне не известны, я с ним никогда лично не контактировал. Но хорошо помню, что его прессинг в корне отличался от нынешнего. Впрочем, никто и никогда в минувшие эпохи футбола не бегал кучей за одиночками, таскающими мяч - просто потому, что мяч тогда никто не таскал. И все играли в командный футбол - даже Бышовец. А скорость работы с мячом в те времена была у игроков в разы выше, чем в нынешние времена - вот почему никто не рисковал бросать свои зоны ответственности и гоняться за владеющим мячом. Именно по этой причине прессинг тогдашнего времени был направлен на провоцирование ошибок соперника в его передачах и на перехват неточных передач. Такой вариант прессинга несравненно более эффективный, чем нынешний, так как оставляет много пространства для немедленного перехода в атаку. А куча - она всегда плотная, причем для обеих сторон. Что мы и наблюдаем сегодня. Причина известна: низкая техника работы с мячом в движении.
Блохин описывает именно тот, а не этот вариант прессинга.
Термин "тотальный футбол" впервые промелькнул в советской спортивной прессе до 1974 года. Точно не помню, когда именно, но мне кажется, что именно в 1971 году - когда, собственно, и началась эпоха Аякса. Он уступил место Баварии тоже до указанной даты: его эра закончилась в 1973 году. Соответственно, снизился и уровень внимания к его игре. И если "тотальный футбол" упоминали, то уже в прошедшем времени. Конечно, на нашей тогдашней футбольной брехаловке о чертах тотального футбола в исполнении Динамо заговорили уже в 1975 году. Но следует учесть тогдашний эмоциональный фон. С моей же точки зрения, это некоторое преувеличение: Динамо в чистый "тотальный футбол" не играло никогда.
В "тотальный футбол" играл только Аякс. Все остальные использовали элементы такого футбола лишь в той или иной мере. В том числе, и Динамо образца 1975 года. В игре той команды прессинг вовсе не был главным приемом - в отличие от контроля зон за счет мощного "моста" из полузащитников и скорости перехода от обороны к атаке: не случайно спортивная журналистика того времени сравнивала динамовские атаки с разжимающейся пружиной - когда соперник увязал в динамовской обороне и терял мяч в контролируемых динамовцами зонах. Все при этом вспоминают тогдашнюю скорость Блохина, но мало уделяют внимания партнерам, которые в движении и немедленно отправляли ему мяч. А ведь именно в этом и заключается главная причина тогдашней его эффективности.
Прессинг в игре Динамо стал занимать намного больше места с момента смены поколений в конце 70-х годов. И так продолжалось до тех пор, пока основу командной игры в атаке не стали определять Заваров, Беланов, Яковенко, Рац, Яремчук и так далее: незачем было отбирать мяч, который и без того был в ногах динамовцев.
Мы с вами по-разному смотрели на игру того Динамо. Оттого по-разному ее и описываем.
я на ней с 1999 г. , правда, после появления блогов ушел.
а вы когда на нее взгромоздились ?
Что касается того "тотального футбола", который мне удалось увидеть в фрагментах игры Аякса, причем еще в те времена, то главным в этой системе я всегда считал и считаю вариант командного движения, направленный на отрыв от опеки соперника - а не на святой прессинг, которым так гордится современное поколение болельщиков. Прессинг по Маслову и по тренерам "тотального футбола" был лишь следствием той системы командного движения: не случайно он был гораздо более дистанционным, чем современный силовой. И лишь видевшим ту эпоху вживую понятно, какого уровня игроки необходимы для такой высочайшей организации игры - вот почему "тотальный футбол" не стал общим достоянием. Да и вообще канул в вечность, как говорится. Сегодня о нем даже мечтать не приходится: Кройффы рождаются не чаще, чем Пеле. Сегодня пас с хода на ход - это такое "ультра-си", что если кто-то может, то сразу попадает в лидеры "трансфермаркта" (еще один идиотический способ определения уровня мастерства). А в те времена для футбола высшего уровня других игроков даже не брали. И нельзя себе представить, чтобы Маслов, Лобановский и другие могли бы варьировать игрой, развивая свои системы, имей они в своем распоряжении лишь современных таскателей мячика одной ножкой (смотреть на них тошно).
Если читают этот топик молодые люди, пусть попробуют, хоть даже на уровне двора, с десяток раз за полчаса атаковать соперника в момент приёма мяча. Будет интересно почитать выжало ли это их или "ноу-проблем".
Определение "тотальный футбол" уже не применяется потому-что в него играют уже на уровне юношеской ФШ. Конечно в тех командах, где тренер такую задачу ставит.
Флагманский элемент "тотального футбола"- это непривязанность как минимум 4-5 игроков команды к своему "штатному" амплуа и ровная игра этих футболистов в нескольких амплуа. Это даже у Шахтёра давно получается.
А таскания мяча в современном футболе в разы меньше, чем в "том" футболе. Это помимо простого визуального сравнения, даже статистически подтверждено. Замеряли на уровне научных групп УЕФА среднюю продолжительность владения игроком мяча в "том" футболе и в современном. Разница...в два раза! Не знаю в каких матчах были проведены замеры, но цифры официальные.
Вы опять пишете о том, чего не видели.
Мы все уже выяснили на Стене.
«ваш дурацкий прессинг возник именно потому, что техника игроков катастрофически упала»(с) ?
На все ваши вопросы я ответил еще годы тому назад. Всего хорошего.
Пусть "у вас" присмотрятся, помимо прессинга, как распружиниваются игроки топовых команд когда перехватывают мяч, как они бьют в касание, как в пару приёмов мягко обрабатывают мяч, как заваливают соперников количеством коллективных приёмов в атаке.
И ещё пусть посмотрят, на каких широких диапазонах поля футболисты получают мяч с игры. В Сети есть сводки по каждому игроку в топовых матчах.
1961 - новейшее
:)