Экс-нападающий киевского «Динамо» Виктор Леоненко рассказал, кого он считает хорошими тренерами своей бывшей команды, в чем он не согласен с Лобановским, как после прихода Фоменко «Динамо» обыграло звездную и поделился своим мнением по поводу других тем.
— Виктор Евгеньевич, «Марсель» уволил Гаттузо. Это плюс или минус для «Шахтера»?
— Вообще, это должно помочь «Шахтеру», но может сыграть и злую шутку, потому что, как правило, первая игра с приходом нового тренера выигрывается. Также «Марсель» играет дома.
Конечно, я буду болеть за «Шахтер» и желаю им победы. Но надо посмотреть, сколько донецкая команда создаст моментов у «Марселя» — и потом будем делать выводы. Это если мне удастся посмотреть матч, у нас же детектива надо нанимать, чтобы узнать, где трансляция будет.
— В вашей карьере в «Динамо» много сменилось тренеров. Давайте вспомним эти эпизоды и как это сказывалось на команде.
— Конкретно я застал Пузача, Онищенко, Павлова, Фоменко, Сабо и Лобановского. За четыре года в «Динамо» сменилось шесть тренеров, не особо хороших в профессиональном плане. Хорошими я могу назвать только Павлова и Лобановского.
— Но ведь вы Лобановского раньше не особо хвалили.
— Просто я не согласен с его видением игры, но кому-то он подходил.
— Что именно вам не нравилось?
— Я не согласен с тем, что Лобановский много гонял Бессонова, Заварова, Раца, Демьяненко. Их не надо было гонять, они на классе могли спокойно выигрывать. Именно поэтому они закончили так рано, в 32 уже не могли играть, хотя спокойно могли выступать до 37.
— Когда Фоменко сменил Онищенко, «Динамо» обыграло звездную «Барселону» — 3:1. Вы оформили дубль в том матче. В чем секрет успеха?
— Я там тренерского успеха не вижу. Мизина удалили за игру рукой, мы играли вдесятером, и засели в глухую оборону — устроили Сталинград у собственных ворот. Игру вытащили я и покойный Шкапенко. Когда Паша первый гол забил, Фоменко еще даже из раздевалки не вышел.
В этом матче боролась вся команда. Мы не играли, а выживали. Тактики никакой не было: надо было терпеть и ждать своего момента. По-другому играть с «Барселоной» было невозможно. А во второй игре она забила нам столько, сколько захотела, победив 4:1.
В «Барселоне» тогда играли настоящие звезды — Ромарио, Куман, Стоичков, Лаудруп, Бакеро, Гвардиола.
— Как вам игралось против таких звезд?
— Мне кажется, если бы Куман бил по воротам соперника со своей штрафной, он бы тоже иногда забивал. Я таких ударов еще не видел, мяч летел как шар. Даже, не знаю, как его передачи останавливали Стоичков и Ромарио. У нас в стенку никто не хотел становиться, когда Куман бил, сразу в больницу можно было попасть.
— Фоменко вас похвалил после победы над «Барселоной»?
— Нет! Я шел в раздевалку, думаю, сейчас Фоменко будет хвалить, а он еще и напихал. Фоменко не понравилась наша игра — что у нас ничего не получалось в атаке. Видимо, он забыл, кто у нас был соперником.
— Почему сняли Фоменко?
— Честно, уже не помню. Тогда миллион футболистов и тренеров проходило через «Динамо».
— Как состоялся приход Сабо?
— Он сначала был начальником команды, потом его назначили главным тренером. С приходом Сабо ничего не изменилось, все они косили под Лобановского, поэтому ничего не получалось.
— Но ваш суперматч со "Спартаком» (3:2) состоялся именно при Сабо, когда вы дублем принесли победу «Динамо».
— Надо сказать спасибо болельщикам. Когда на трибунах 100 тысяч, невозможно плохо играть. Раньше вообще было стыдно плохо играть. Если бы я занял второе место в том чемпионате Украины, то первым сказал бы, что я не футболист. А сейчас четвертое занимают и считают себя великими. Поэтому я их называю торпедовцами, а не динамовцами. Пишут, что за Шапаренко хотят 80 миллионов. Посмотрите, сколько он забил и отдал в этом сезоне.
Возвращаясь к нашей теме, Сабо на матч со «Спартаком» нас никак не настраивал. В то время вся команда хотела его снять и назначить Демьяненко, даже ходили к руководству с этой просьбой. Помню, нас, семеро динамовцев, потом вызвали соучредители «Динамо», Медведчук и Суркисы, и сказали: «Демьяненко не хочет быть главным тренером».
Представляете, какая атмосфера перед «Спартаком», когда вся команда против Сабо? А мы вышли и победили!
— Почему Сабо так не любили?
— Потому что он много истерил и всегда искал виноватых, как и Фоменко. Помню, после вылета «Динамо» из Кубка Украины Фоменко сказал нам в раздевалке: «Ну что, вылетели?». Я ему жестко ответил: «А ты что, остался?». Если тренер жалуется, то ему надо искать другую работу.
Надо прежде всего на себя смотреть. Я уже сбился со счета, сколько игроков «Динамо» вырезали себе пахи. Французские врачи, которые оперировали игроков «Динамо», наверное, миллионерами стали. Сабо обвинял в травмах жен футболистов, видимо, думал, что часто спали. А причина была в больших нагрузках.
— Возвращаясь к матчу со «Спартаком», как Сабо выбирал состав на игру?
— Перед матчами он читал «Спорт-Экспресс» и ставил состав, который писали журналисты. Это мне не один человек говорил, да я и сам замечал. Почему-то «Спорт-Экспресс» всегда угадывал состав «Динамо».
— Вы после первого тайма «горели» 0:2. Что Сабо говорил в раздевалке, после чего во втором тайме вы совершили камбэк?
— Он просто молчал, думал, что во втором тайме нам еще торбу накидают. Но я оформил дубль, а Ребров забил третий. Мы с Серегой оставили Сабо главным тренером. Если бы проиграли «Спартаку», его убрали бы из команды. Это мне сказали уже через несколько лет.
— Сабо рассказывал, что часто ловил вас на нарушениях режима.
— Это однажды было. За две недели сборов он нашел десять банок из-под пива. Я Сабо не хотел говорить, что выпили мы их с Призетко, потому что он был молод. Я сказал, что пью одну банку каждый день. На базе не было, куда выбрасывать бутылки, и я их складывал в шкаф, где лежали подушки и одеяла. Я никогда пьяным не ходил, поэтому не боялся.
— Вспомним приход Лобановского.
— Валерий Васильевич почти сразу после возвращения в Украину пригласил меня к себе домой и сказал: «Ты будешь играть в составе, если будешь забивать по два гола в каждом матче». Я говорю: «Давайте хоть ассист». Но Лобановский не согласился. Его интересовало только ТТД. Требования были от 90, хотя у нападающих Лиги чемпионов гораздо меньше. Поэтому у Лобановского не заиграли бы даже Ширер и Роналду.
— Получается, что Лобановский хотел от вас избавиться, раз сказал забивать по два гола в каждом матче, что в принципе невозможно?
— Он почему-то думал, что я на всех плохо влияю. Сабо ему наговорил, что я расхолаживаю коллектив. Пусть у Шевы кто-то спросит, учил я его курить или нет. Как я мог научить его курить, если я с ним особо не общался? На базе мы говорили, ну а в свободное время он гонял на своей «девятке» по Киеву, ему некогда было учиться курить.
— Как вы ладили с молодыми Ребровым и Шевченко?
— Я нормально с ними общался. Ребров постоянно в нашей компании был, потому что он жил в одной комнате с моим другом Шкапенко. Шевченко я, в основном, видел на базе. Я постоянно играл в карты и нарды, потому что бильярд был сломан, и в него не часто позволяли играть, потому что рядом тренерская. Шева и Ребров с нами не играли. Ребров всегда был занят радиолюбительством.
Что касается футбола, то я им постоянно подсказывал. Ребров и Шевченко у меня всему учились, потому что я был лидером. Я пихал всем, кто был неправ, поэтому футболисты росли. Это называется взаимопреемственность, сейчас такого нет.
Вот скажите, чему можно научиться у Беседина?
— А каким капитаном был Лужный?
— Жестким. Но он имел на это право, потому что пахал больше всех, да и плюс характер у него не особо спокойный. Мне нравилась его жесткость, хотя кричал он все время. Мне также прилетало, но редко, потому что я ошибался не так часто.
— Как сочетается жесткость Лужного с тем, что он во всем слушает маму? В одном из интервью он даже говорил, что не общается с прессой, потому что ему мама запрещает.
— Это все знают. Он просто любит и уважает маму, а на нас срывался (смеется).
— Мама Лужного бывала на тренировках?
— Нет. Раньше никого постороннего на тренировки «Динамо» не пускали. Сабо частенько любил поиграть через сетку, он был сильным игроком, и когда мазал, то у него даже охранники, которые шли на пост, были виноваты. Однажды я с ним играл однажды. Я ему удобно сбрасывал в одно касание, а он пробивал и когда не попадал, то очень сердился на себя, меня тут уже крайним не сделаешь.
Андрей Пискун
-
Андрій Бортнік
- Наставник
23.02.2024 18:59
- 1
-
Динамо в сердце
- Старожил
23.02.2024 17:25
Не треба бути великим Валерієм Васильовичем щоб помітити, що ти й досі продовжуєш на всіх погано впливати
- 0
-
Jivago Doktor
- Наставник
23.02.2024 13:34
За все своє життя у професійному футболі України на нормальному рівні грав аж 3 сезони, а мемуарів вистачило б на пів століття! Балабол і баламут із неймовірно завищеною самооцінкою! Про якісь моральні категорії мова тут взагалі не йде... Краще б далі тягнув тепленьке пиво, аніж наговорити такої вербальної діареї!
- 2
-
TIV
- Наставник
22.02.2024 04:50
1. валерий васильевич говорил пану леоненко прямым текстом, что своим поведением тот портит атмосферу внутри команды, а команда для лобановского это его семья. что тут было непонятного для виктора евгеньевича? 2. результативность нападающего леоненко сильно упала: если в первый 3 года в динамо киев , с 92-го по 95-ый, "дядя витя" забивал 24, 16 и 20 мячей во всех турнирах соответственно, то уже в следующих 2 сезонах, всего по 6 и 5 голов сыграв при этом в три раза больше матчей. то ли мотивация пропала, то ли физическая форма была уже не та. поэтому, при чем тут лобановский?! - тут даже дилетанту было понятно что леон уже не тянет на главного форварда
- 3
-
Eugene61 Dynamo(Eugene61)
- Наставник
22.02.2024 07:20
Возможно, в следующих 2 сезонах Витя стал играть по своей методе. На классе!
- 1
-
TIV
- Наставник
23.02.2024 16:00
иронию вашу понял :) мне кажется просто либо леон снизил требования к себе, либо поймал звездную болезнь после 3 великолепных сезонов за динамо. но суть в том, что следующие 2 которые он провалил как форвард, были ДО возвращения лобановского в команду. поэтому, у валерия васильевича и ворпосов не было, почему не ставит леона в основной состав - были у него под рукой молодой ребров и подающий большие надежды шевченко.
- 0
-
Андрій Бортнік
- Наставник
23.02.2024 19:04
- 1
-
TIV
- Наставник
23.02.2024 19:18
ну зачем, я и сам знаю: лобановский вернулся прямо перед новым годом, в конце 1996-го. динамо киев начала тренироваться и играть под его руководством с 1997 года, тоесть только вторую часть сезона 1996-97 года можно исключить (в которой он все равно не играл) из провальных 2 сезонов когда леон был никакой. а что он делал 1.5 (полтора) года ДО прихода лобановского? чего ж он так мало забивал то? 11 мячей за 30 игр, средняя результативность 0.37 мячей за игру против 64 мяча за 97 игры за первые три с половиной сезона, средняя результативность 0.66 мячей за игру. в чем ваши претензии тогда?
- -1
-
TIV
- Наставник
23.02.2024 19:30
я скажу вам больше: в еврокубках, как обыективный показатель класса любого игрока - в первые три сезона леон забыл 8 мячей за 12 матчей (в среднем 2 мяча за 3 игры), в следующие 2 сезона: 0 мячей за 4 игры - это все было ДО прихода лобановского, потому что динамо вылетало из еврокубков уже осенью когда леон уже был не в форме.
- -1
-
TIV
- Наставник
23.02.2024 19:48
а потом леон перешел в цска киев - вот бы тут показать ему всме свои класс, доказать лобану что он в нем ошибался, заткнуть рты своим критикам! 7 мячей за 21 матч, средняя результативность 0.33 мяча за матч - совсем не изменилась от той, которая была в его последние годы в динамо. в его следующем клубе, закарпатье, та же история: 4 мяча за 14 игр, 0.29 мячей за матч - таже результативность. стабильность признак класса, как говорят. но на динамо леон уже, увы, не тянул.
- -1
-
TIV
- Наставник
24.02.2024 15:19
чтобы окончательно завершить поднятую вами тему, посмотрим на среднюю результативность молодых реброва и шевченко, которые заменили пана леоненко в нападении: начиная с 1996-97 сезона и до ухода в зарубежные клубы ребров сыграл 164 матча, забил 109 мячей, в среднем 0.66 за игру, шевченко сыграл 105 матчей, забил 78 мячей, в среднем 0.74 за игру - та же результативность леоненко в его лучшие годы. поэтому смена нападающих в динамо по приходу лобановского назревала, була логична оправдана.
- 0
-
Витос Динамо
- Опытный писатель
21.02.2024 21:32
По моему, первое адекватное и интересное интервью Леоненко. Не ожидал от него
- -2
-
виктор петров(kulon)
- Наставник
21.02.2024 21:08
Що верзе цей зовсім "нєсосоявшийся" вітьок?
- 0
-
Андрій Бортнік
- Наставник
23.02.2024 19:06
- 1
-
Андрій Бортнік
- Наставник
23.02.2024 19:15
- 1
-
Отличница Цветкова + Двоечник Петров = ЖАРА
- Наставник
21.02.2024 20:37
Подумаешь, расхолаживал коллектив. Есть начальники, которые замораживают коллектив. Особенно до принятых последних законов.
- 0
-
Yuriy(ExplorerYG_fkDK)
- Эксперт
21.02.2024 19:52
===Куман бил по воротам .....мяч летел как шар.===
- -2
-
Eugene61 Dynamo(Eugene61)
- Наставник
21.02.2024 19:07
-- Не согласен я
- -1
-
Ігор Равлінко
- Наставник
21.02.2024 16:18
Можна сприймати чи не сприймати Леоненка , але деколи в його спогадах є обєктивна оцінка подій . . Ну і як завжди , він пуп землі .
- 4
-
Карл Фернандович Мицельмахер
- Эксперт
21.02.2024 16:06
Леоненко в своем стиле как обычно что-то наверняка приукрасил, но многое из им сказанного похоже на правду. А насчет причин неудач т.н. тех, кто косили под Лобановского, так точно правда. Подтверждённая временем. Люди, общество, жизнь и футбол, ценности и многое другое со времен ухода ВВЛа очень изменились. И просто копировать методику и стиль управления Лобановского того времени без учета этих изменений, значит отстать от времени. Надеюсь Шовковский это понимает. Хотя от него сейчас не так уж много зависит. Ему приходится работать с теми кто есть.
- 5
-
Микола Денисюк(Praktik)
- Наставник
21.02.2024 15:15
Да, якби не Леон то Шева і Ребров так і залишилися би на рівні Бєсєдіна...
- -4
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
21.02.2024 14:07
Пиво теплым не пьют, так что все было сказано правильно :).
- 3
-
Руслан Жук
- Эксперт
21.02.2024 12:48
Не думаю що такій мудрі людині, як В. Лобановський можна було щось наговорити і він прийняв би якесь рішення, тільки на основі того, що йому наговорили.
- 2
-
Андрій Бортнік
- Наставник
23.02.2024 19:17
- 1
-
Shapych
- Эксперт
21.02.2024 11:24
Вчергове переконався, що Леон говорить те, що думає. Часто, безцеремонно, але він такий.
- 0
-
виктор петров(kulon)
- Наставник
21.02.2024 13:10
Але виникає питання:"А ЧИМ ,конкретно,він дуиає?
- -3
-
Eugene Smart(eugene01)
- Наставник
21.02.2024 17:58
Мені теж сподобалось. У Леона що-що, а політкоректність відсутня. Що думає, те й шпарить. А те, як молодого Призетка відмазував, тільки додає йому плюсів. Знаю, що мені за цей комент наші "корифеї" мінусиків вліплять по повній.
- 1
Еще комментарииучетная запись этого пользователя была удалена
То что он советует в отношении Бессонова и прочих...
учетная запись этого пользователя была удалена
Так ,він став на деякий час лідером клубу ,але "спіймав" зірку ,
До тього ж "півасік" не став йому підмогою у футбольному мистецтві, а навпаки заважав.
У такому стані і застав Лобановський команду і її "вожачка".
Який до того ж дозволяв собі на підпитку і публічно обговорювати методи тренування метра.
До того ж Сабо зовсім не цінував ,наприклад, наприклад нападника ,Гусіна ,але Лобановський знайшов йому місце і зробив зсправжньою зіркою.
Що до тебе ,то ВВЛ зрозумів ,що толку з тебе не буде, позо всяких розмов про твою "особу".
Передивився старі "Футболи" за 1996 р. Виявилося ,що Леоненко за клуб забив лише один гол у 7-му турі з Шахтарем ,у міжнародних кубках (а саме зі Ксамаксом) доволі мляво грав ,за що Сабо і посадив на лаву. Також і за збірну не забив жодного гола у тому році і також присів.Буряку також щось Сабо "нашептав"?
Який висновок?
Людині ,яка пропила свій талан не треба намагатись реваншуватися за рахунок небіжчиків ,яким ти "рівняєшся" нижче підошви.
І тому ,вітьок, ти нічого крім огиди не викликаєш.((
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
А у всех остальных он наверное летит как кубик ))))))))))
-- С кем не согласен: с Энгельсом или Каутским?
учетная запись этого пользователя была удалена
Принаймі, мені сподобалося це в'ю.
Головою?
Навряд.