Спортивный юрист Илья Скоропашкин объяснил, возможен ли бойкот Ираном ЧМ-2026 и какие возможные последствия для этой страны со стороны ФИФА.
Илья Скоропашкин— Учитывая нынешние крайне напряженные отношения между США и Ираном стоит ли нам ожидать, что ФИФА будет как-то намеренно разводить во время жеребьевки сборные США и Ирана? Или Ирана и Израиля, если последние тоже квалифицируются на Мундиаль.
— На чемпионате мира-2026 пока нет формальных правил, которые бы требовали разводить определенные сборные по политическим причинам. Регламент ФИФА чемпионата мира 2026 не содержит специальных положений, которые препятствовали бы встрече, скажем, США и Ирана или Ирана и Израиля. Следовательно, «автоматического» разведения этих команд при жеребьевке не предусмотрено. Официально подтвержденных политических ограничений для жеребьевки ЧМ-2026 также нет.
Впрочем, ФИФА имеет определенное пространство для маневра, поскольку всегда формирует корзины и группы, учитывая спортивные и географические факторы.
— Детализируйте.
— Например, принцип, что в одной группе не может быть больше одной команды из каждой конфедерации, кроме Европы. Негласно к критериям добавляются и политико-безопасные соображения, если ситуация того требует.
Поскольку турнир принимают сразу три страны, расписание матчей может минимизировать потенциально проблемные игры. Например, если Иран попадет в группу, базирующуюся в Мексике, то матчей на территории США на групповом этапе не будет.
Не исключено, что ФИФА при жеребьевке ЧМ-2026 в декабре также будет избегать наиболее конфликтных пар, особенно если в финальную часть попадет Израиль. Окончательное решение по процедуре жеребьевки принимает Совет ФИФА и оргкомитет турнира.
— И все же. Возможно ли, что ФИФА возьмет на вооружение принципы УЕФА? В Европе уже давно умышленно разводят при жеребьевке клубы из Сербии и Косово или Украины и России, например.
— Да, в УЕФА такие механизмы действуют давно. УЕФА открыто прописывает в своих регламентах список пар команд, которые не могут быть сведены в одну группу или один раунд, если существуют политические или безопасностные риски. На сегодня к таким парам относятся, в частности, Сербия — Косово, Босния — Косово, Испания — Гибралтар, Беларусь — Украина... Их целенаправленно разводят при жеребьевках отборочных групп.
Аналогично, еще до полномасштабной войны на востоке Европы действовало правило, по которому российские и украинские клубы/сборные не встречались друг с другом в Еврокубках или лигах национальных команд. После аннексии Крыма в 2014 году УЕФА ввел практику, что команды из России и Украины разводятся при жеребьевках из соображений безопасности. Такая политика применялась также на уровне юношеских и национальных сборных в турнирах под эгидой УЕФА.
Иными словами, европейские футбольные органы имеют прецеденты, когда политические конфликты учитываются при спортивном распределении команд — во избежание скандалов и рисков безопасности. Эти прецеденты показывают, что спортивное право допускает определенные отступления от «слепой» жеребьевки во имя высших интересов.
Если напряжение между США и Ираном (или Ираном и Израилем) будет оставаться высоким, ФИФА теоретически может воспользоваться таким опытом УЕФА, хотя формально в регламентах ЧМ-2026 пока нет отдельных норм об этом.
— Стоит ли ждать бойкота Ирана? И если да, то какие это будет иметь для этой страны, ее федерации, последствия: исключение из рядов ФИФА?
— Бойкот турнира или отдельного матча по политическим мотивам грозит серьезными санкциями согласно футбольным правилам. Все сборные, квалифицировавшиеся на ЧМ, обязаны принять участие и провести все матчи по расписанию. Если Иран откажется ехать на турнир или выходить на матч, это будет считаться недопустимым выходом из турнира. Согласно Регламенту ЧМ-2026, за отказ от участия накладывается штраф от 250 до 500 тысяч швейцарских франков.
Если же команда откажется уже после старта турнира или не явится на игру, дисциплинарные органы ФИФА могут назначить дополнительные наказания — вплоть до технических поражений, исключения из соревнований и компенсации расходов организаторам.
Кроме штрафов и спортивных санкций, возможны и последствия на уровне членства в ФИФА, если бойкот продиктован государственной политикой. Например, Устав ФИФА строго запрещает отказ играть против другой страны по политическим причинам. В частности, статья 4 Устава гласит, что дискриминация любого рода (в том числе по национальному происхождению или политическим убеждениям) карается приостановлением членства или исключением из ФИФА. То есть если правительство или федерация Ирана официально объявит бойкот, это может расцениваться как недопустимое политическое вмешательство в спорт.
— Но ведь политические вмешательства в спорт в целом и футбол в частности были и неоднократно .
— Известен прецедент, когда в 1973 году сборная Советского Союза отказалась играть стыковой матч отбора на ЧМ-1974 против Чили по политическим мотивам. Советская сторона таким образом протестовала против режима Пиночета. ФИФА немедленно дисквалифицировала СССР из турнира, присудив им поражение, и Чили автоматически прошла дальше. Этот пример четко показывает позицию ФИФА: команды должны играть, несмотря на политические конфликты, или же сталкиваются с санкциями и исключением из системы мирового футбола.
Думаю, что ФИФА и все заинтересованные стороны найдут правовой выход. Например, максимально разведут маршруты команд по разным странам-хозяевам или группам, чтобы минимизировать прямые поединки непримиримых соперников. Но если до матча Иран — Израиль или Иран — США все же дойдет, футбольные правила обязывают выходить на поле и играть.
Виктор Глухенький
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости

Лучший комментарий