Барселона или Реал? Моуриньо или Гвардиола? Разные подходы развития клубов и разные результаты! Что перспективней?
Хочу предоставить на ваш суд заметку Артема Оганесяна "Две твердыни", размещенную вчера на sport.ua.
Прошу прощения за reprinting, но мои мысли в отношении Барселоны и Реала, почти полностью, совпадают с мыслями автора, а написать лучше, я, увы, врядли смог бы.
____________________________________________________________
Наконец-то подошел к концу марафон под названием «4 Эль Классико за 2 недели». Естественно, это противостояние двух центров испанского и европейского футбола вызвало огромный ажиотаж. Еще бы: два принципиально разных подхода к организации клубов, вечные враги, клубы, общая стоимость игроков которых по оценкам экспертов превышает 1 000 000 000 (ОДИН МИЛЛИАРД!) евро!
Сказано, написано, озвучено, увидено уже практически всё, что можно об этом противоборстве двух монументальных величин современного футбола. Но мы попробуем еще раз пройтись по, наверное, самым значимым матчам этого сезона.
В первую очередь, Реал – Барселона – это вражда двух великих сил.
Реал практически олицетворяет собой современный футбол, который зиждется на огромных трансферных суммах, заоблачных контрактах с игроками, коммерческом подходе к спорту №1. Его игроки - это всегда самые яркие звезды. Игроки, которые стали рекламными лицами спортивных брендов, производителей напитков, автомобилей и прочих корпораций, которые своими сетями окутывают земной шар. Футболисты иногда достигают определенного уровня, когда их узнают не только болельщики, а и домохозяйки, менеджеры, живущие в киберпространстве, доктора, не вылазящие из клиник, чиновники, которые вообще мало что общего имеют с народом. И когда футболисты достигают такого уровня популярности – они автоматически становятся целью №1 Реала. Команда, составленная сплошь из звезд, команда, чьи футболисты приходят в нее за суммы более 50 миллионов евро, команда, которая стремится господствовать в футболе – вот он мадридский Реал.
Барселона является чуть ли не антонимом Реала. Команда уже долгие годы сориентирована на выращивание своих талантливых футболистов. Клуб, которым движет не только болельщицкое, но и национальное большинство Каталонии. Символ своего маленького гордого народа, который мечтает о независимости. Конечно, ее игроки тоже частенько мелькают на рекламных плакатах. Современный футбол без этого невозможен. Но только эти футболисты прошли через кантеру Барселоны. Они, даже не являясь каталонцами по крови, впитывают в себя настроения этого клуба с детства. И рано или поздно становятся каталонцами. Команда, составленная сплошь из звезд, которые выросли в ней, команда, чьи традиции чтят даже пришедшие в зрелом возрасте футболисты, команда, которая стремится господствовать в футболе – вот она Барселона.
И как нельзя более характерно эти команды представляют два тренера – Жозе Моуриньо и Хосеп Гвардиола. Именно эти люди предопределили ход событий и результаты 4-х прошедших матчей между ними. Противостояние двух незыблемых величин современного футбола было срежиссировано этими двумя знаковыми тренерами и разбито на два крупных акта.
Акт первый. Тактика
В таких играх, когда соперник, казалось бы, знает тебя как облупленного, очень важно уметь варьировать тактическими расстановками. Моуриньо первым сделал ход тяжелыми фигурами и передвинул защитника Пепе в центр полузащиты. Поначалу эта расстановка ошеломила его визави. Особенно после памятных 5-0, когда Барса возила Реал лицом по газону, и вариантов у мадридцев не было никаких. Атаковать против нынешней Барсы – обречь себя на участь аутсайдера Примеры, кто бы ни играл в твоем составе. Моуриньо внял этому и решил играть в своей излюбленной манере, которую он демонстрировал против Барсы с Интером, а в Челси она была чуть ли не догмой. Контроль середины поля, вынуждение соперника играть в вязкий, жесткий футбол в центре поля и попытки уйти в быстрые прорывы при первой же возможности.
Но Хосеп, проиграв финал Копа дель Рей, решился на свои перестановки. Играть против Реала с практически оголенными флангами защиты, когда Дани Алвеш и тот, кто играл левого защитника, основную массу времени проводили на половине поля противника, оказалось очень рискованным предприятием. Поэтому Даниэлю пришлось вспомнить свои прямые обязанности и он, в кои-то веки, был вынужден играть чистого крайнего защитника. И, надо сказать, справился с этой ролью на удивление здорово. Его-то все считали в первую очередь хорошим созидателем, а разрушительные способности частенько подвергались сомнению. Кроме того в 3-м матче (первый полуфинал ЛЧ) Гвардиола, пусть и вынуждено, развернул треугольник центральных полузащитников. Если раньше его основание – два игрока – играли ближе к атакующему звену, а один Бускетс старался разрушать, то 27 апреля Серхио получил в помощники Кейта, а Хави остался единственным креативщиком. При этом получившийся треугольник располагался настолько глубоко, что трио опорников Реала практически не могло навязывать ту самую вязкость в центре поля. Именно поэтому Пепе и, в меньшей мере, Хави Алонсо носились по чужой половине поля, освобождая, таким образом, пространства для маневра легких форвардов Барсы.
Ответа на оружие Гвардиолы у Моуриньо практически не нашлось. Что он делал в Интере, когда проигрывал? Выпускал кучу нападающих, зачастую переходя на схему 3-3-4 или, если лимит замен был исчерпан, пускал в центрфорварды Матерацци. Так, наверное, многие играют в футбольных симуляторах. Но в 3-м, ключевом, матче с Барсой у него уже был «-1» игрок на поле, поэтому выпустить на поле вместо еще одного опорника или защитника нападающего – смерти подобно, особенно если соперником является Барселона.
Акт второй. Психология
Конечно, все знают о Жозе и его пресс-конференциях. Как он умеет красиво говорить и пламенными речами пробиваться на первые полосы газет, журналов и интернет-изданий. Само собой он развел словесную войну и в противостоянии с главнейшим конкурентом. Войну, жертвой которой он сами и стал в итоге.
Словесная война велась не только для прессы, но и для игроков. Для них – в первую очередь! Жозе понимал, что командной игры, которую показывает Барса, где все тонкости отточены на тренировках и доведены чуть ли не до стандартов палаты мер и весов, его Реалу показать не удастся. Поэтому первоочередной для него задачей было мотивировать свою команду.
Существует мнение определенного сегмента футбольных специалистов, озвученное, в частности спортдиром Катаньи Пьетро Ло Монако, что Моуриньо тактически слабо подкован. Его основная задача – заставить игроков рвать землю зубами, цепляться за мяч и не щадить соперника. На Барсу Реал настраивать никогда особо не приходилось. Эти ребята и так были готовы биться насмерть. А Жозе решил еще подлить масла в это разгоряченное жерло вулкана. Это было его фатальной ошибкой. Ключевая фигура в его барселонской кампании – Пепе. Пепе должен был стать тем, чем стали прожекторы, установленные на танках во время ночного штурма Берлина в 1945 году. Он должен был ослепить противников в центре поля, заставить их паниковать и испытывать трепет в коленях. И для этой цели Пепе должен был применять все возможные меры. К сожалению, как стало ясно позже, португалец не очень подходил на эту роль. Человек, который еще недавно позволил себе безрассудно избить нападающего соперника, вряд ли мог полностью владеть собой в матчах против Барсы.
Еще в финале Копа дель Рей его вторая желтая карточка едва не стала реальностью. Стоит ли удивляться, что через несколько дней он все же оправился в раздевалку раньше своих партнеров по команде.
А еще Моуриньо не хватило Хавьера Дзанетти и Фрэнка Лампарда с Джоном Терри. Если в Интере на поле всегда был великолепный капитан, а Челси могли вытащить из любой ямы Лэмпс и Терри, то вот в Реале такой харизмы не нашлось, а может быть и нашлась, но стояла она в воротах и уж повести за собой партнеров вперед к чужим чертогам ну никак не могла.
Гвардиола же после первых матчей с мадридцами понял, что его игроков щадить никто не будет. А на грубость можно отвечать только тремя способами: терпеть, мстить или симулировать. Если просто терпеть, то можно остаться и без тех игроков, который смогли в здравии подойти к последним матчам. Если мстить, то очень велик риск остаться в меньшинстве. В данном случае средства не будут стоить цели. А вот симуляция, пусть это и не по-джентельменски, – самый верный способ. Но ведь и этот метод был совсем не из типичного репертуара театра имени Артема Владимировича Милевского. Простых падений в надежде на ошибки судей не допускалось. Игроки старались «дорисовывать» фолы. То есть пытались сделать из мелких фолов грубые, а из грубых – жестокие. Это у артистов Барселоны вышло на ура. А то, что это не очень джентельменский метод, так ведь джентльмены когда играли в футбол и по ногам спецом друг друга не рубили.
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости