Регистрация, после которой вы сможете:

Писать комментарии
и сообщения, а также вести блог

Ставить прогнозы
и выигрывать

Быть участником
фан-зоны

Зарегистрироваться Это займет 30 секунд, мы проверяли
Вход

Можно подумать, что после себя я оставил 11 трупов на ступеньках похоронного бюро(автобиография cэра Алекса Фергюсона Лидерство

2015-10-23 22:37 Глава четвертая. Часть первая Командная работа Баланс – ключ к успеху любой команды. Невозможно выиграть в ...

Глава четвертая. Часть первая

Командная работа

Баланс – ключ к успеху любой команды. Невозможно выиграть в футболе, играя одиннадцатью вратарями или группой людей с одинаковыми качествами. Я полагаю, это верно и для других организаций.

Мы много думали о среднем возрасте нашей команды, и пристально следили за тем, сколько игроков находится в возрастной категории свыше 30 лет, между 23 и 30 годами.

Также я отслеживал число молодых игроков. Я никогда не хотел получить команду со слишком большим количеством ветеранов, где игроки постоянно деградируют или дольше восстанавливаются после травм, но я также не хотел собирать слишком молодую, а от того импульсивную и неопытную команду.

Я прочитал немало материала, написанного о состоянии состава «Юнайтед» к моему уходу на пенсию. Можно подумать, что после себя я оставил 11 трупов на ступеньках похоронного бюро. Это смешно. На старте сезона 2012/13 я и подумать не мог, что уйду из футбола, а посему хотел убедиться, что команда готова к предстоящим кампаниям. В конце того сезона средний возраст команды был немного ниже 26 – этот же показатель держался на протяжении предыдущих 25 лет.

Еще много говорилось о том, что у нас было сразу несколько игроков старше тридцати лет. Это правда, но многие забывают о том факте, что в настоящее время игроки, которые хорошо следят за собой, могут поддерживать высокий уровень игры до 35 или 36 лет. 25 лет назад все было не так: мы не пользовались преимуществами спортивной науки, диетологии, еще не были разработаны современные тренировочные режимы, а поля были хуже.

«Ювентус» не подписал двухлетний контракт с 33-летним Патрисом Эвра в 2014 году только по причине своей легкомысленности. Патрис был частью «Ювентуса», который вышел в финал Лиги Чемпионов, обыграв «Реал Мадрид» в прошлом году, а в стартовом составе «старой синьоры» при этом было шесть игроков старше 30 лет. «Челси» подписал 36-летнего Дидье Дрогба летом 2014. Он провел 40 матчей в сезоне, который принес «синим» победу в премьер-лиге и Кубке Лиги.

Когда я перешел в «Юнайтед», средний возраст команды был слишком высок, и это мне не нравилось. Я хотел выяснить, смогу ли я превратить команду в нечто более крепкое, и начал анализировать каждую деталь нашей организации: предсезонная подготовка, тренировки, то, как мы начали сезон и причину неудач в конкретных матчах. Между 1988 и 1991 я пришел к выводу, что время играет против нас, и предложил нашему председателю правления, Мартину Эдвардсу, устроить распродажу, и избавиться от большого количества игроков за любые суммы.

Сейчас этот процесс произошел бы куда быстрее, но тогда, в восьмидесятых, перед появлением премьер-лиги и ее баснословных контрактов, мы не могли позволить себе много тратить. Также я надеялся, что со временем получу возможность приобретать опытных сборников, задать им новую планку, и повысить уровень их выступлений. Мне хотелось освободить столько мест, сколько только возможно, для молодых игроков. Мы продали Йеспера Ольсена (27 лет) за 400000 фунтов, Гордона Стракана (32) за 300000, Пола МакГрата (29) за 450000, Криса Тернера (30) за 175000 и Нормана Уайтсайда (24) за 600000. В связи с истекшими контрактами ушли также Кевин Моран (32) и Фрэнк Степлтон (31).

Эти продажи позволили мне начать устранение дисбаланса. Вместо них мы подписали Гари Паллистера (24), Нила Уэбба (26), Майка Фелана (26) и Дэнни Уоллеса (25). Надо было просто признать, что состав был недостаточно хорош, а затем начать работать над этой проблемой. Это, в свою очередь, послужило бы основой для дальнейших успехов. Я был слишком нерешителен, боялся взглянуть в лицо действительности и не сразу смог продать этих игроков. После того, как дело было сделано, я чувствовал себя так, будто бы прошел очистительный ритуал. С моих плеч свалился огромный камень. Не знаю, почему это заняло у меня так много времени.

Невозможно сразу сбалансировать свою организацию. Для этого требуется кропотливая работа. Я постоянно перестраивал весь механизм – хотя порой было достаточно просто смазать шестеренки. Нам надо было меняться в угоду времени, так мы и поступали, перестраиваясь каждые четыре года. В 90-е «Юнайтед» играл в типично британском стиле, упор ставился на физическую мощь. На рубеже «нулевых» команда стала играть в более утонченной манере, а спустя еще десятилетие моду начал диктовать континент. Игроки типа Роналду, Нани и Эвра были бы «белыми воронами» в конце 80-х.

Всякий раз, когда мы продавали известного игрока, чьи лучшие годы уже прошли, или который потерял свое место в основе, поднималась большая шумиха. Я не любил это делать, но это было необходимо, такова уж жизнь. Когда мы продали Пола Инса в миланский «Интер» в 1995, я получил множество оскорбительных писем. Болельщики не оценили тот факт, что под значительным давлением я освободил места для Никки Батта, Пола Скоулза и Дэвида Бекхема. Бен Торнли, будучи молодым игроком, тоже имел все, чтобы стать одним из лучших, но получил ужасную травму в матче резервистов.

Я не хотел видеть уход подобных игроков, и, в свое время, мы получили множество запросов по доступности Батта для продажи. Нечто подобное произошло, когда я решил продать Япа Стама, голландского центрального защитника, в 2001 году. Ему было 29 лет, а «Лацио» предложил нам более 15 миллионов фунтов.

На мой взгляд, это была отличная сделка, особенно учитывая тот факт, что я мог в тот же момент подписать Лорана Блана за бесценок. Я чувствовал себя ужасно, сообщая Стаму это новость – его опустошенность была налицо. Ситуация была осложнена еще и тем, что эти вести Яп получил от меня на заправочной станции. Но это было правильным решением, несмотря на то, что голландец успешно выступал в последующие несколько лет, и можно сказать, ушел с «Олд Траффорд» раньше времени.

Каждый член команды должен осознавать, что он является частью паззла. Если уберешь один кусочек, картинка станет неполноценной. Игроки должны знать слабые и сильные стороны своих одноклубников. Матчи выигрывают восемь человек, а не одиннадцать. У всех бывают неудачные матчи, и невозможно заставить сразу всех играть идеально.

Из 2131 игры, проведенной за рулем различных команд, могу припомнить только двадцать, в которых каждый игрок выступил потрясающе. Сразу вспоминается игра с «Уимблдоном» в пятом раунде Кубка Англии, в 1994 году. В то время «Уимблдон» играл в премьер-лиге, в их составе были большие, мощные игроки, способные любого затоптать насмерть. Мы, казалось, ни разу не потеряли мяч, и один гол был забит после великолепной комбинации. Это была одна из тех немногих игр, где наше выступление было абсолютно безупречным. Тот матч, возможно, и не остался в памяти у фанатов, но все уж точно помнят победу 7:1 над «Ромой» в четвертьфинале Лиги Чемпионов 2007 года. «Юнайтед» тогда продемонстрировал идеальную командную этику и взаимопонимание.

Реальность такова, что существует очень немного стабильных игроков. Нападающий, забивший пару голов в одной игре, может запросто отстреляться холостыми в следующей. Защитник, который безупречно отыграл один матч, может получить красную карточку в следующем. Из-за огромного количества матчей в сезоне стремление к стабильности постепенно угасает. В топовых футбольных европейских лигах команды играют полдюжины предсезонных матчей, и в зависимости от участия во внутренних и европейских кубках – от 55 до 65 официальных игр за девять месяцев. Это то же самое, что играть по матчу каждые 4-5 дней. В командах уровня «Манчестер Юнайтед» на все это накладываются игры сборников – всего около десяти за сезон.

Независимо от того, как тщательно игроки были натренированы, и насколько они выхожены, сложно постоянно держать всех на пике формы. Я всегда бережно использовал своих молодых игроков, чтобы убедиться, что не заигрываю их слишком часто в первые 2-3 сезона. Они всегда рвались в бой, но на том этапе они только росли, как в физическом плане, так и в психологическом. Мне не хотелось, чтобы молодежь воспринимала попадание в основу как само собой разумеющееся. Надо было держать их «голодными».

Пол Скоулз, отчасти из-за травм, вышел в старте на матчах АПЛ лишь 38 раз за первые 3 сезона. С другой стороны, не стоит полагаться только на игроков, чья карьера стремится к закату, так как они долго восстанавливаются от травм и постоянно страдают от рецидивов. За все время моей работы в «Юнайтед» у нас был ряд игроков, которые могли отыграть огромное количество матчей за сезон. На пике своей карьеры в этот список входили такие футболисты, как Стив Брюс, Денис Ирвин, Брайан МакКлер, Марк Хьюз, Гари Паллистер, Дуайт Йорк, Эрик Кантона, Дэвид Бэкхем, Фил Невилл и Патрис Эвра.

Процесс постройки и работы над командой не прекращается ни на секунду. Приходится бороться не только с травмами или усталостью, которые могут проявиться по ходу очень долгого сезона, но и со временем. Всегда есть молодежь, яро стучащаяся в двери первой команды, и, напротив, есть игроки, бывшие опорой клуба на протяжении многих лет, но у которых истекает «срок годности». Это означает, что топовые команды постоянно находятся в состоянии эволюции и горе тому тренеру, который лелеет в себе мысль о том, что какие-то футболисты могут играть вечно.

Я всегда искал новых игроков для основной команды – будь то доморощенные игроки (мой любимый вариант), или прочие. Встречая футболиста с неординарными способностями, мы сразу сравнивали его с игроком «Юнайтед», на чье место он претендует. Это касалось как резервного вратаря, так и центрфорварда. Чтобы быть честным самим с собой, я всегда думал о том, попадет ли тот или иной игрок нашей команды в основу «Реала», «Милана», или какого-либо другого обладателя Лиги Чемпионов на тот момент. Таким образом можно было легко понять, кто являлся слабым звеном.

При подборе состава я всегда старался найти около шести универсальных игроков, способных занять сразу несколько позиций. Это позволяет проявить большую тактическую гибкость во время игры, а также меньше беспокоиться по поводу травм в ходе сезона. Райан Гиггз, Фил Невилл, Пол Скоулз и Джон О’Ши являются яркими примерами игроков такого плана. Они могли совершенно по-разному играть на 4 или 5 позициях. Другим качеством, которое я ценил, было постоянство. Мне нужны были игроки, способные сыграть во всех матчах. Никто не хотел бы управлять организацией, в которой лучшие работники появляются только 3 дня в неделю.

То же самое касается и футбольных команд, и именно поэтому я так берег игроков типа Брайана МакКлера и Дениса Ирвина, отыгравших на двоих около 1000 игр за «Юнайтед». Они были великолепными солдатами, хотя, очевидно, и не могли похвастать послужным списком наших звездных игроков. Майк Фелан был таким же и делал все, о чем я его просил. Он мог играть на любой позиции, а при персональной опеке прилипал к сопернику, словно банный лист.

Стойкость была еще одной ключевой характеристикой. Стив Брюс, Гари Паллистер, Денис Ирвин, Дэвид Бекхэм, Дуайт Йорк, Райан Гиггз и Эрик Кантона редко вылетали на продолжительный период из-за травм. В 1990, когда Марк Хьюз получил травму в игре с «Ливерпулем», я полагал, что без него нам придется обходиться месяц. Он вернулся в команду спустя десять дней. Подобная живучесть для меня была словно манна небесная, так как она увеличивала мой выбор и позволяла использовать мне наигранные связки в матчах. В премьер-лиге сезона 1992/93 восемь игроков отыграли 40 и более игр, тогда как сезон состоял из 42 матчей. Неудивительно, что именно в этом году мой «Юнайтед» впервые одержал победу в гонке за чемпионством.

Я не могу точно сказать, почему игроки премьер-лиги больше подвержены травмам, чем их предшественники, особенно учитывая тот факт, что они физически крепче и подготовленнее футболистов, игравших 20 лет назад. Думаю, все дело в качестве полей. Дело в том, что газоны на стадионах топ-клубов сейчас такие же гладкие и ровные, как бильярдный стол. Благодаря этому игра становится интересней и приносит больше удовольствия при просмотре.

В то же время это позволяет игрокам, уверенным в качестве поля, дольше держать мяч, кидаться в более быстрые и жесткие подкаты. Таким образом, скорость столкновений стала куда выше, чем в то время, когда я сам играл. Именно поэтому так важно иметь в команде приличное количество игроков-универсалов.

Некоторые задаются вопросом, сможет ли какая-либо команда выжить, состоя только из созидающих игроков. Я полагаю, их волнует тот момент, что вместе с креативностью приходит эго и индивидуализм. Эгоцентричные футболисты всегда обладают волей к победе, так что для меня это не проблема. Было бы круто выпускать 11 творческих игроков каждую неделю, но в реальности кто-то должен противостоять атакам соперника. Соблюдать командный баланс необходимо, но лично меня всегда клонило к игрокам атакующего плана.

Они делают то, на что другие не способны. Такие игроки могут спокойно обыграть противника, в решающий момент совершить забег в штрафную. Одинаково хорошо отдают как радиоуправляемый кросс с 50 метров, так и короткий проникающий пас (Пол Скоулз), по щелчку пальца меняют направление атаки (Дэвид Бекхэм). Игроки-созидатели могут перевернуть ход игры и оживить команду.

Когда Криштиану Роналду играл за «Юнайтед», я не переставал ему говорить о том, что его работа заключается в создании голевых моментов. В полуфинале кубка Англии против «Арсенала» в 2004 году, мои наставления Роналду были крайне простыми: «Не думай об обороне – просто атакуй». Мы играли в три центральных полузащитника, и это дало Криштиану пространство для терроризирования «Арсенала». Футболисты вроде Роналду, Гиггза, Кантона и Скоулза решают исход матчей. Команды, состоящие только из игроков вроде Стива Брюса, Роя Кина, Япа Стама, Гари Невилла, Патриса Эвра, Неманьи Видича и Брайана Робсона были бы практически непобедимы, но не смогли бы расколоть соперника – а это особенно важно, когда ваш соперник делает все, чтобы не проиграть. Только поистине креативные игроки могут вскрыть защиту другой команды.

1999 год лучше всего проиллюстрировал этот факт. У нас было множество креативных игроков впереди: Скоулз с невероятной легкостью раздавал пасы любой дальности, Бекхэм отлично навешивал с бровки, а Гиггз неустанно носился по полю, оставляя соперников биться в конвульсиях. В тылу находился Кин, постоянно «подвозивший» мячи игрокам атаки. Были и другие примеры отлично работавших связок. Дуайт Йорк, которого мы подписали из «Астон Виллы» в 1998, мог накрутить соперника, создать момент из ничего, выиграть единоборство и, к тому же, был смертельно опасен перед чужими воротами.

Уле Сульшер, Тедди Шерингем и Энди Коул спокойно бы вписались в любой другой европейский топ-клуб. Уле и Энди были потрясающими «хищниками» у чужих ворот, а Тедди хорошо распоряжался мячом в последней трети поля. Но никто из них не был одарен тем необыкновенным природным талантом, которым обладал Дуайт Йорк. К тому же, приход Дуайта вылился в еще один неожиданный для нас плюс – Энди Коул вышел на пик своей формы. Эти двое невероятно сыгрались, и в сезоне 1998/99 наколотили 53 гола. В том же году мы стали обладателями «требла».

Нельзя дать креативным игрокам заскучать. Дело не в высокомерии и самодовольстве, просто творческий человек может потерять любую мотивацию. Иногда такое бывало с Полом Скоулзом. Ему так просто все давалось, что иногда, когда мы лидировали в матче, он начинал парить в облаках. Пол чеканил мяч и выделывался, будто бы это был не матч, а Рождественская вечеринка. Я говорил ему: «Скоулзи, хватит!», и он смотрел на меня так, будто совсем не понимал, о чем это я. На самом деле он все прекрасно понимал, и в сложных матчах выкладывался на полную, почти всегда выступая успешно.

Я всегда любил гуру креатива, и даже если они играли за наших соперников, мне хотелось их видеть в футболках «Юнайтед». Деннис Бергкамп («Арсенал»), Джанфранко Дзола («Челси»), Зинедин Зидан и Дежан Савичевич из Европы, Гленн Ходдл («Тоттенхэм») и Пол Гаскойн («Ньюкасл» и «Тоттенхэм») были примерами исключительного таланта. Гаскойн на пике формы был лучшим английским игроком, которого я видел в своей жизни, если не считать Бобби Чарльтона.

Хави, Иньеста и Месси в «Барселоне» были лучшими мастерами в своем деле в последние годы. Думаю, многие согласны пройти 50 километров босиком, чтобы увидеть их игру вживую. Честно говоря, я никогда не позволял своим чувствам преобладать над разумом в вопросах подбора состава «Юнайтед». С кем-то я ладил лучше, с кем-то хуже, но независимо от эмоций, всегда хотел видеть на поле только самых классных игроков. Лидер должен быть настроен критично в такого рода суждениях. Ты не должен любить своих игроков или тренерский штаб, но уважать их способности ты обязан.

Как я уже отмечал, в «Юнайтед» мы эффективно перестраивали команду на базе четырехлетних циклов, хотя этого порой не замечали даже самые ярые фанаты. К примеру, через три года после финала Лиги Чемпионов в 1999 году, десять членов команды из восемнадцати покинули клуб. Спустя еще пару лет, только пять игроков того состава все еще были на «Олд Траффорд».

Надо было с объективной точки зрения рассмотреть возможности каждого игрока. Это непростое задание, учитывая то, что многие из «старой гвардии» сыграли несколько сотен игр за клуб и внесли большой вклад в наши успехи. Но у нас не было выбора. Если я с «Абердином» финишировал третьим, никто не переживал, потому что две первые строчки были забронированы «Селтиком» и «Рейнджерс». «Юнайтед» - совсем другая история.

Вся суть этого клуба заключается в победах и трофеях.

Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости

23.10.2015, 22:37
yus99
Автор:
(yus99)
Статус:
Начинающий писатель (60 комментариев)
Подписчиков:
7
Медали:

Еще на эту тему

Лучшие блоги
Loading...
Пополнение счета
1
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
2
Закрыть