4 мая 1949 в Турине разбился самолет с командой «Торино», возвращавшейся домой с товарищеского матча против португальской «Бенфики». Как пишут истории, фактически на борту находился весь цвет итальянского футбола - команда, трижды подряд становившаяся чемпионом Италии, в составе которой было немало игроков национальной сборной.
При крушении никому не удалось выжить.По счастливому стечению обстоятельств, на борту не было президента «Торино» Ферруччо Ново, который остался дома из-аз болезни. В числе счастливчиков - Сауро Тома (не попал в состав делегации из-за травмы мениска), резервный голкипер Ренато Гандолфи (его оставили дома, взяв в Лиссабон третьего голкипера Кино Балларина), комментатор Никола Каросио (остался дома из-за болезни ребенка)…
В день похорон на улицы Турина вышли около миллиона жителей. А шок от произошедшего был настолько велик, что через год сборная Италии отправилась на чемпионат мира в Бразилию на корабле.
5 января 1950 года недалеко от Свердловска (ныне - Екатеринбург) потерпел катастрофу самолет Ли-2, на борту которого находилась хоккейная команда ВВС. До сих пор вокруг этой трагедии немало тайн. Общеизвестно, что курировал команду сын Сталина - Василий, постаравшийся собрать всех лучших на тот момент хоккеистов страны. В их числе была прославленная тройка форвардов Иван Новиков - Зденек Зикмунд - Юрий Тарасов, демонстрировавшая великолепную результативность. Все они погибли.
И снова не обошлось без счастливого случая. Легендарный Всеволод Бобров, который должен был отправиться на игру со всеми, как гласит официальная версия, проспал вылет и поехал в Челябинск поездом. Бобров остался жив, и, спустя десятилетия, многие задаются вопросом: почему военный самолет Ли-2, несмотря на неблагоприятные погодные условия, о которых был известно, все же совершил этот трагический рейс?
6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхена при попытке взлета разбилась футбольная команда «Манчестер Юнайтед». Англичане возвращались домой после ответного четвертьфинального поединка Кубка европейских чемпионов против белградской «Црвены Звезды». В Мюнхене была запланирована остановка на дозаправку, после чего команда должна была вернуться домой. Последующее расследование показало, что из-за мокрого снега, накопившегося в конце взлетной полосы, самолет не смог набрать необходимую для взлета скорость. В результате самолет врезался в стену и одним крылом - в находившийся недалеко от взлетной полосы дом. Вспыхнул пожар, который каждую секунду грозил взрывом заправленного самолета. Из находившихся на его борту 44 человек погибли 23.
Девять футболистов выжили, но два из них - Джонни Берри и Джеки Бланчфлауэр - из-за полученных травм больше в футбол не играли. Главный тренер МЮ Мэтт Басби, получив тяжелые травмы и пережив глубокую депрессию, через некоторое время все же приступил к работе с командой. Спустя десять лет «Манчестер Юнайтед», ведомый Басби и выжившим в мюнхенской трагедии Бобби Чарльтоном, завоюет Кубок европейских чемпионов.
11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском погибла футбольная команда ташкентского «Пахтакора». Эта история - одна сплошная загадка. С учетом «закрытости» информации, в то время ходили слухи даже о запущенной ракете, которая то «расчищала» воздушное пространство для самолета Леонида Брежнева, то ли была запущена по самолету, который случайно пролетел над секретным объектом. Впрочем, уже после развала СССР больше говорили о диспетчерской ошибке, в результате которой на высоте 8400 метров не смогли разойтись два Ту-134. Уйди любой из самолетов выше или ниже на 1000 метров, и трагедии удалось бы избежать. Однако именно в этот момент радиоэфир был настолько насыщен, что пилот не расслышал команды подняться на высоту 9600...
Погибли 178 человек, и это самая крупная по числу жертв авиакатастрофа в истории СССР. Главный тренер «Пахтакора» Олег Базилевич не попал на рейс лишь только потому, что решил повидаться с семьей и добираться до Минска самостоятельно. "Пахтакор" пришлось создавать заново: из команд высшей лиги в Ташкент были делегированы футболисты. При этом, за "Пахтакором", не взирая на результаты, в течение трех лет сохранялось место в высшей лиге чемпионата СССР. И все же, по большому счету, возродить команду не удалось.
7 сентября 2011 года хоккейная команда ярославского «Локомотива», отправляясь на первую игру нового сезона Континентальной хоккейной лиги, погибла при взлете в аэропорту Ярославля. Официальная версия - несогласованность экипажа: при наборе скорости кто-то из пилотов нажал на тормоза. В катастрофе погибли 44 человека, включая всех игроков и тренерский штаб ярославского «Локомотива» - одной из сильнейших команд КХЛ.
Избежать катастрофы удалось лишь двоим. Тренер вратарей Форма Валтонен остался в Ярославле, чтобы поработать с молодежным составом. А форвард Максим Зюзякин, который первоначально должен был лететь в Минск, был заменен восстановившимся после травмы Александром Каляниным.
В ярославской катастрофе погибли звезды НХЛ белорус Руслан Салей и словак Павел Демитра.
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости