Дни и недели без футбола дают возможность отвлечься от любимой игры миллионов и подумать о причинах неудовлетворительных результатов Динамо последних периодов. И , знаете, я сделал неожиданное открытие - Динамо не играет плохо, все гораздо проще и банальнее, команда играет в свою силу и лишь эпизодами, иногда даже отдельными матчами, на нее что-то находит и она реально удивляет своих болельщиков, но потом все возвращается на свои места, где основной цвет- серость и мрак.
Скажу больше - мы слишком многого ждем от нашего современного Динамо, мы напрасно возмущаемся, ругаемся, требуем от команды и ее руководителей результатов, к которым Динамо прошлого столетия приучило своих поклонников. Помните слова одного футболиста из соседней страны по фамилии А.Аршавин : «Ваши завышенные ожидания - это ваши проблемы.» Лучше не сказать, как ни больно эти слова не воспринимались.
Могу с уверенность сказать, что наши футболисты , в смысле игроки и тренеры, давно превратились в некое подобие одной категории женщин, которые самовлюбленно и высокомерно называют себя- яжемать, только с немного измененной формулировкой - яжепрофессионал. Они ведь реально думают, что все делают правильно, а отдельные неудачи всегда объясняют случайностями, мелкими недоразумениями и не то, что Европа, вся Вселенная давно выстроилась в очередь за ними. Но проклятые болельщики и отдельные недовольные журналисты не понимают глубины стоящих проблем , не могут набраться терпения , пока команда построится и все время требуют каких-то стабильных результатов и какой-то яркой игры. В общем, как в той школе, ученик наш самый талантливый , на зависть всем, а злобные и несправедливые учителя ставят двойки с завидной регулярностью и со злорадством ухмыляются.
А теперь немного истории, той самой, которая многое объясняет, хотя она не имеет прямой связи с футболом, но при желании несложно сделать проекцию из прошлого на современные капризы и увлечения богатых.
Речь пойдет о крепостных театрах. Первый театр появился на Руси при Алексее Михайловиче. Царь захотел завести собственный театр, узнав о комедиях во Флоренции. Своих специалистов тогда у нас не было, а по приглашению в Московию никто ехать не захотел. В 1672 году решили сделать спектакль своими силами, и поручили эту миссию немцу Иоганну Грегори из немецкой слободы. Пьеса тоже была немецкая. Говорят, что представление так понравилось Алексею Михайловичу, что смотрел он его 10 часов подряд. Тогда же Грегори стал обучать актерскому мастерству, неизвестно только, где он обучился ему сам. До нас дошла челобитная царю от одного из актеров Грегори, содержащая такие строки: «…а твоего великого государева жалованья, корму нам, холопям твоим ничего не учинено, и ныне мы, платьишком ободрались и сапожишками обносились, а пить-есть нечего, и помираем мы, холопи твои, голодной смертью…». Какие уж тут миллионы рублей от государства, когда даже «корма» не давали.
Дворяне потихоньку начали повторять за царем, и каждый уважающий себя помещик должен был иметь крепостной театр. Они не жалели денег на пышные декорации и роскошные костюмы – в то время это был один из самых популярных способов демонстрации своего богатства. В Москве к началу XVIII века было 53 крепостных театра. Из крепостного театра князя Урусова, например, когда-то вышли Малый и Большой театры.
Часто крепостные театры представляли собой настоящие застенки, тюрьмы и гаремы. Власть помещика над актерами никем не ограничивалась, поэтому большинство крепостных трупп напоминали кукольный театр Карабаса-Барабаса. Судьба актера зависела только от воли хозяина. Актеров продавали и покупали, как и других крепостных, но стоили они дороже. Цена талантливого актера или актрисы достигала 5 000 рублей, тогда как за простую девушку-горничную давали 80 рублей, а за мужчину, годного в рекруты, 120.
Театрами, даже крепостными , нынче никого не удивить, а вот похвастаться своим футбольным клубом могут только далеко не бедные граждане , а таких в Украине единицы . Профессиональный спорт всегда отличался от любительского, хотя и там, и там существует принцип- если не стремишься быть лучше, выше, сильнее и быстрее, то никогда не будешь первым. В профессиональном спорте деньги своим футболистам платят владельцы клуба и деньги эти в своем подавляющем большинстве- халявные, хотя и текут полноводными реками . Футбол- зрелищный продукт современности и если игроки не в состоянии обеспечить это зрелище, что в Европе давно стало нормой, ведь чтобы привлечь зрителей на стадионы, рекламодателей на трансляцию футбольных матчей и спонсоров турниров, игрокам нужно рвать жилы и думать только об игре и быть готовым к матчам любого накала, то возникает простой вопрос - за что наши зазвездившиеся футболисты получают свои миллионы? Кстати, стоит им только сменить свой клуб на европейский из списка топ, как начинают полировать лавку запасных, да и то, в лучшем случае. Примеров слишком много, чтобы назвать это чистой случайностью.
Вот только нашим футболистам платят Ахметов, Суркис и прочие президенты клубов, и ради них , футболисты выходят на поле , перемещаясь по нему со скоростью черепахи, небрежно пасуя партнерам мяч , иногда даже мяч в ворота влетает , терпят любую непогоду и попытки соперников обыграть их команду, пока человек со свистком не даст сигнал об окончании матча, ведь потом владельцы клубов могут поспорить, кто же из них круче и чья команда сильнее.
Сам чемпионат страны, тот, что называется Украинской Премьер Лигой, никого не интересует. Сколько там команд- двадцать, шестнадцать или двенадцать, а может, и до восьми опуститься, интересует лишь болельщиков и некоторых журналистов, да и то, потому, что им хочется зрелищ, настоящей борьбы и непредсказуемых матчей. Остальные озабоченны совсем другим, но точно, не самим футболом.
Помню от состава ФФУ позапрошлого периода урок футбола в школе , потом мячи всем юным желающим играть в футбол от ФФУ прошлого созыва, затем поля с искусственным покрытием, но это уже эпоха Павелки. Но ради чего эти акции проводились ? Неужели, кто-то еще серьезно думает, что все это делалось ради футбола, ради его развития…ага, как же - только личные интересы организаторов этих акций , в том числе и финансовые , а про сам футбол никто и не думает. Это для болельщика футбол больше, чем игра, это, своего рода, отдушина от напряженной капиталистической жизни, когда из тебя выжимают все силы и соки на работе , да и дома отдохнуть и расслабиться возможности почти нет, от постоянных забот голова идет кругом, а постоянно пить водку противно и тошно, да и можно превратиться в алкоголика, остается одно - хочется зрелищ.
Другое дело, что футбол как раз из этой категории, хотя он давно перестал быть таковым , по сути, и самое неприятное, ни президента клуба, ни тренеров и футболистов это не волнует, деньги нынешним крепостным актерам, то есть , тем, кто приближен к этой игре , платят исправно, причем куда больше, чем их родителям, знакомым и соседям Футболист, профессиональный футболист, тренер, не какой-то там рабочий, инженер, врач и учитель… и всегда может рассказать о сложности своей профессии и даже объяснить неудачи удивительными категориями и словами. Но играть, как в УПЛ точно не будут, стоит ли так рвать жилы в матчах и мучится на тренировках месяцами, ведь в любом случае зарплата в разы больше, чем у подавляющего большинства населения страны.
Поэтому , стране, по- большом счету, не до футбола. Того самого футбола , требующего полной самоотдачи, футбола для зрителей, футбола, как бизнес-проекта, наконец… А как же украинский болельщик? А что какой-то там болельщик, да и кто он такой, чтобы со своей постыдной почти нищенской зарплатой , спрашивать и требовать результат с долларовых миллионеров? Правильно. Он , вообще-никто! А, значит, и отвечать некому , тем более, это пустая трата времени…
( О крепостном театре использован источник:http://fishki.net/2387257-teatralynaja-katorga-ili-zhizny-ak.)
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости