Наблюдая за попытками Александрии втоптать соперника в газон, я все время вспоминал то киевское Динамо, на которое в свое время делали стойку и пускали слюни известные московские борзописцы, вроде Перетурина и Саркисянца: мол, постоянно силовой футбол, мол, сплошное использование стандартов - вместо искреннего, отчаянного, нечаянного, атакующего и прочая, прочая, прочая.
Речь о Динамо сорокалетней давности, из периода 1980-81гг. А вспоминалось оно именно потому, что очень уверенно и просто разбиралось с соперниками, которые пытались перебегать и втоптать - хотя тот период был не самым эффектным в истории команды. Думаю, штук семь-восемь мячиков этой Александрии вкатило бы с гарантией. Излишне говорить, что другой смысл игры своим подопечным Шаран придумать не смог бы: за исключением Лучкевича, команда у него составлена из вчерашних грузчиков пополам с охранниками. Поэтому ноги с локтями так и свистели в воздухе.
Сказать, что в схеме игры по Михайличенко совсем нет смысла, нельзя: она работала даже в условиях восточных единоборств, навязанных соперником. Но любая схема обретает смысл в самой игре лишь при условии участия в этом смысле игроков. А они сегодня ставили в полный тупик даже самых опытных болельщиков Динамо: возня с мячом в исполнении Шабанова и Шепелева, перемежаемая на редкость нелепыми передачами - нелепыми даже для уровня их квалификации, органично вплеталась в систему лошадиного галопа у соперника.
Нам повезло в том плане, что в галопе ни одна лошадь в мире не способна выдержать свой собственный темп до конца. Посему система раскатывания соперника мелкими передачами все-таки работала и приносила территориальное преимущество. А вместе с ним - и периодические стандарты, количество которых иногда переходит в качество. Это прекрасно, что в одном из них Шабанов успел вставить правильную ногу в нужное место. Но очень и очень плохо, что без конца передерживал мяч, что то и дело терял свою позицию - дав повод ржаво-черной экспертизе со слезами на глазах сокрушаться из-за не назначенного пенальти. Кстати, потерей своей законной позиции на фланге отличился сегодня и Миколенко. И Шепелев, отдавший голевой пас, то и дело не знал, что ему делать, когда на него несся табун соперников. И Буяльский, явно страдающий агорафобией - судя по его действиям, когда перед ним вдруг открывалось свободное пространство, он каждый раз начинал искать ноги соперников.
Я не случайно выделил эти моменты в действиях именно тех игроков Динамо, которые сооружали голы в ворота Александрии: если их забивали защитники, которые в течение всей игры совершали коренные ошибки в зонах своей ответственности, то перед нами еще одно подтверждение - тренерская схема работает и результат худо-бедно приносит. Но вот смысл схемы очевидно искажается игроками.
В те времена, когда голы киевского Динамо логически вытекали из схемы, разработанной тренером, защитники тоже неожиданно внедрялись в атакующие порядки. Но лишь для того. чтобы запутать соперника. А не запутаться самим. И тем более не для того, чтобы компенсировать абсолютно непонятные телодвижения Караваева, Вербича и того же Буяльского в элементарных ситуациях, где требовались простые и понятные решения с последним пасом. Кстати, в эпизоде с пенальти Сидорчука в той зоне вообще не должно было быть. По большому счету, все наши защитники фланги сегодня дружно провалили - что персонально, что в подстраховке. Безупречным оказался лишь Бущан. Но лучший вратарь тот, до которого мяч не долетает вообще - гласит старая футбольная истина. Конечно, вратарь обязан руководить защитниками. Но это если у них головы на плечах работают как положено.
Разумеется, здесь опять понесется любимая песня "тренер должен объяснить". Но на поле, в конкретных игровых ситуациях тренеров не поле не бывает - кроме очень редких в наши времена случаев с участием играющих тренеров. На поле следует ИСПОЛНЯТЬ (любимая, кстати, формулировка Лобановского). И как вы думаете в таком контексте: что и как следует объяснить тому же Шабанову в его 28 лет? Наверное, как ему лучше подготовиться к прощальному матчу?
Была когда-то в советском хоккее знаменитая тройка нападающих Локтев-Альметов-Александров - еще в 60-х годах прошлого века. Вспомнил я ее потому, что в 70-х годах появился однофамилец того Александрова - весьма скоростной, очень шустрый и техничный. А главный комментатор советского спорта Николай Озеров все время подчеркивал: "юный Александров" - дабы не путали со знаменитым предшественником. Годы шли, юный Александров перестал быть юным, но Озеров своему правилу не изменял - аж до ухода второго Александрова из большого хоккея. Короче говоря, он, по всей видимости, так и остался вечно юным и потому навсегда перспективным.
Я это к тому, что широкие массы наших юных болельщиков киевского Динамо в 21-м веке упорно воспринимают игроков второго состава как перспективных - хоть в 21 год, хоть в 28 лет. И потому уверены, что им только тренеры мешают. Потому и Шабанов у них все еще "юный". Конечно, юный: я себя в 28 лет стариком никак не считал (кстати, женился как раз в этом возрасте). Я и сейчас достаточно бодрый - несмотря на несколько раз по 28 лет и так себе здоровье :).
Но вернусь к первому голу в исполнении Динамо, который был организован защитниками: отскок мяча от бедра Попова и так далее. Нет, я не придираюсь. Но согласитесь, что в этой тренерской схеме игры что-то все время стремится стать с ног на голову. Точнее говоря, кто-то все время ее переворачивает.
Теперь о современном Динамо, некоторые черты игры которого так и норовят стать вечными. Для иллюстрации опять же проведу параллель с Динамо сорокалетней давности: кто был в состоянии превзойти ту команду в индивидуальном и командном движении, в сумме командных скоростей, в ударах по воротам? Во всяком случае, не его соперники по чемпионату СССР. Болельщики Александрии наверняка внушают себе, что их команда однажды поднялась в высшую лигу, однако на самом деле всего лишь льстят себе: это высшая лига спустилась к их команде. Она спустилась в образе киевского Динамо, эволюционировавшего до проигрыша в движении кому угодно (об остальных участниках "вышки" пусть отзываются их болельщики). Но факт остается фактом: сорок лет назад никто не рискнул бы пытаться втаптывать киевское Динамо в газон.
Очень хотелось бы разглядеть смысл в действиях Русина. Винить его одного я не стану, так как являюсь убежденным сторонником командной игры. И командной же ответственности. Поэтому очевидно, что этот игрок в принципе предназначен для других командных скоростей. Мне и самому интересно было бы посмотреть - как выглядел бы он в Динамо сорокалетней давности. Другое дело, что он вряд ли выиграл конкуренцию даже у Хлуса с Хапсалисом, не говоря уже о Блохине...
Кого там еще не учел? Кендзеру? Ну, смысл пребывания этого игрока в команде разгадать вообще не берусь. Кадири? Похоже, он очень быстро уловил бессмысленность действий партнеров - будучи по своей натуре вольным художником. Правда, есть у него одно несомненное качество: успевает контролировать достаточно большую зону на поле, причем на фоне неспешной манеры действий.
Так отчего же без конца теряется смысл игровой схемы, предложенной тренером? Не знаю, как ситуацию видят другие (любители общих фраз в адрес тренера очень быстро сориентируются с ответом), но для меня очевидно одно: пока команда не обретет скорость в средней линии, другой игры мы не увидим. А ускорить ее мудрыми указаниями даже самого гениального тренера в мире невозможно - только скоростью передач, основанной на скорости игрового мышления. Точнее говоря, умноженной в этом уравнении. Но тренеры передач на поле не делают. А таких футболистов, каким был Михайличенко, сегодня динамовская школа вообще не производит. Между прочим, он очень трудно выигрывал конкуренцию за место в основном составе - даже уходить из команды собирался. Хотя идет речь о чемпионе Италии и Шотландии.
В завершение нельзя не коснуться еще одной составляющей смысла прошедшего матча: судейства. Я бы записал это выражение так: "Монзуль минус VAR равняется Можаровскому". Ну, его умение не видеть очевидного и созерцать сакральное наверняка войдет в анналы истории украинского футбола. В целях экономии времени я не стану копаться в его судейской "эзотерике" и потому коснусь лишь нескольких ярких моментов - например, нелепого штрафного в первом тайме - когда один из двух столкнувшихся между собою игроков Александрии свалился на спину неподвижно стоявшего Сидорчука, или карточки, показанной тому же Сидорчуку во втором тайме - за мяч, выбитый из-под ног соперника. Или упорного игнорирования нарушений против Буяльского (в течение всей игры) . Я не знаю, из-за чего кипятился Шаран при первом голе: ни в одном из повторов не удалось разглядеть криминала. И что ему не понравилось в удалении Довгого: если первая карточка была дана за удар соперника высоко поднятой ногой, то почему вторая карточка за абсолютно то же самое вызвала такие горячие возражения? Я понимаю и даже разделяю его возмущение за не назначенный пенальти при фоле Шабанова. Но пенальти в эпизоде с тем же Сидорчуком бесспорным вовсе не выглядит. И, в конце концов, можно ли обосновать свои претензии на очки, если твоя команда голов не забивала? Если она в течение всей игры делала откровенную ставку на тактику мелкого, среднего и крупного фола, то проблемы возникнут даже у самого честного и откровенного судьи. А в нашем чемпионате таковые давно вымерли - как и тот футбол, в котором Александрия счет типа 1:3 против киевского Динамо воспринимала бы как почетный.
Ну не вижу я смысла в существовании такой вот высшей лиги, с ее нелепой формулой розыгрыша, с командами, уровень которых при самом либеральном подходе никак не соответствует определению "высшая". Но самое бессмысленное в этом футболе для меня, коренного болельщика киевского Динамо - это отсутствие скорости в игре команды. На таких скоростях не то что Лигу Чемпионов - второе место в чемпионате Украины догнать проблематично.
Посмотрим, как оно сложится в среду. Хорошо, хоть Монзуль с Можаровским уже переварили. Но, думается, к среде система подготовится лучше. А вот Динамо - это вряд ли.
-
любитель 2
- Наставник
08.03.2020 08:24
С победой всех болельщиков Динамо!Но мне уже сейчас,становится грустно от того,что я увижу в предстоящем матче с Александрией.За последние сезоны у команд-соперников Динамо выработалась настоящая Тактика,основанная на "судействе против Динамо".То,что происходит в первые 15-20 минут(до первых желтых),причем в Каждом матче,назвать футболом,можно лишь с большой натяжкой.При полном согласии с арбитрами,происходит попытка "запугать"(назову это так,вы можете придумать другое название) киевлян.В это время проверяется на крепость ахилы,голеностопы,колени,бедра,челюсти,носы и т.д. у киевлян,при полном "попустительстве" арбитров!И это стало ТАКТИКОЙ!Не тактикой судейства,а тактикой команд "под судейство"!Каждая команда,выходя на игру с Динамо,ЗНАЕТ,что первые 15-20 минут,можно творить "все,что хочешь",судья свистеть не будет!Он(судья) ждет,когда у кого-то из киевлян,не выдержат нервы и произойдет "ответка",после чего будет желтая Динамо,а затем уже желтые в обе стороны.В этом матче киевляне выдержали и "не отмахнулись",после чего судье "пришлось" показывать желтые игрокам Александрии,т.к. те,"войдя во вкус",вообще потеряли реальность(я о правилах).И это происходит почти к каждом матче с участием Динамо.Так ,что же ждет нас в кубковом матче с Александрией?!Меня уже сейчас "пробирает дрожь".Наберем ли мы состав на следующую игру после Кубка(не травмированных).Интересно,а выдержал бы Шахтер,при таком судействе,подобный,так называемый "прессинг",учитывая всех этих бразильских истеричек?!Что сделал с нашим судейским корпусом "лысый синьор", совместно с ахметками и павелками!
- 3
-
vik Sah(Sah)
- Опытный писатель
08.03.2020 08:09
"то перед нами еще одно подтверждение - тренерская схема работает и результат худо-бедно приносит. Но вот смысл схемы очевидно искажается игроками" - недавно присутствовал на тренировке детской команды, игровой отрезок тренировки, тренер постоянно делал игрокам замечания, но ни разу не объяснил как нужно играть тому или другому игроку на его позиции, какое должно быть расположение игроков в тех или иных ситуациях.
- 0
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
08.03.2020 13:53
Да-да, мне регулярно объясняют, что тренер - он как нянька, с запасом памперсов, свежих слюнявчиков, сосок, бутылочек с молочком и так далее. Причем объясняют люди, которые преподавательской работы даже не нюхали.
- -1
-
Nika Ивонов
- Эксперт
08.03.2020 00:10
А я только отмечу два момента в этой игре, которые, как мне кажется, определили её исход: 1) динамовцы играли и немалым желанием и старанием победить (это читалось на их лицах и просматривалось в их действиях); 2) они не дрогнули перед лицом хамовато грубого поведения хозяев и спокойно гнули свою линию, будучи уверенными, что исход будет положительным. Всегда бы так!
- 0
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
08.03.2020 13:57
Ваш пункт 2 неплохо было бы почитать тем, кто без конца ходит в мой блог, чтобы рассказать мне и открыть мне глаза на очередного плохого тренера Динамо :).
- 0
-
Nika Ивонов
- Эксперт
08.03.2020 18:13
Спасибо. Надеюсь, они прочтут. А мне бы хотелось, чтобы то, о чём я написал было нормой игры и поведения динамовцев на поле. Ведь могут и умеют, когда хотят! Посмотрим "второй раунд" в среду. Никто от них сейчас не требует то, что мы видели в 60-80 годах прошлого века: просто нужно быть на высоте своего бренда и истории клуба, во всяком случае пока живы те, кто видел "всё это" своими глазами.
- 0
-
Mikhail Misha77(misha77)
- Старожил
07.03.2020 22:50
Дорогой коллега. Хороший блог, подробный.Критика справедлива. Как после поражения.
- 0
-
Igor W
- Опытный писатель
07.03.2020 22:18
Прекрасный анализ. Спасибо!
- 0
-
Вiктор Вiкторiв(Viktor5)
- Наставник
07.03.2020 21:58
Всех с победой.Я просматривал несколько игр на сборах. Так вот меня интересует вопрос зачем там наигрывали активный высокий прессинг если в ЧУ его не применяют.Или это была дезинформация будущих соперников?Ну и спасибо Жоре Бущану.
- 1
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
07.03.2020 22:03
Да какой там прессинг, если они, играя в численном большинстве, отбивались от Александрии?
- 1
-
Вiктор Вiкторiв(Viktor5)
- Наставник
08.03.2020 09:55
Сейчас люди генетически(питание.загрязнения и т.п. меняются) к тому же что вы хотите если в школах уроки физ-культуры или сведены до минимума или упразднены.
- 1
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
08.03.2020 13:58
Школьные уроки физкультуры ни в какие времена ни на что не влияли.
- -1
-
Вiктор Вiкторiв(Viktor5)
- Наставник
08.03.2020 17:15
Здесь вы не правы.На этих уроках закладывался какой-то минимум физических нагрузок для детей.Все остальное они добирали сами.
- 0
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
08.03.2020 18:03
В мои школьные годы было 45 минут в неделю :).
- -1
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
07.03.2020 21:57
Куда деваются комментарии? :)
- 0
-
L F(Leonard)
- Эксперт
07.03.2020 21:54
"Посмотрим, как оно сложится в среду. Хорошо, хоть Монзуль с Можаровским уже переварили. Но, думается, к среде система подготовится лучше. А вот Динамо - это вряд ли."
- 0
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
07.03.2020 22:11
Читал: согласен с автором.
- 0
-
L F(Leonard)
- Эксперт
07.03.2020 22:56
За несколько дней не изменится резко, но главное - процесс пошёл.
- 1
-
Андрей Андреев(Petter5650)
- Эксперт
08.03.2020 01:31
Процесс то пошел, но вот будет очередная неудача имени вар или просто провал в игре, преимущества то в уровне игроков не особо. И опять понесется -долой....
- 2
Еще комментарииЯ хочу сказать этим, что очень важно умение тренера донести до игроков смысл этой самой "тренерской схемы", её нужность, её работоспособность, чтобы игроки в нее поверили. Это при условии, что тренер не просто ходит на работу а хочет чего то достичь на тренерском поприще.
Я в таких случаях всегда вспоминаю Маслова и в еще большей степени - Лобановского: оба они брали к себе на работу только взрослых мужиков, способных выполнять на поле работу самостоятельно. Но теперь другие времена - теперь психология инфантилизма заполонила все профессиональное пространство. И в моем блоге мне без конца и весьма авторитетно объясняют то, что я никак понять не могу: тренер для того, чтобы сопли утирать.
Теория "позиций" и "расположения игроков" как определяющая содержание и качество всей игры в целом была окончательно опровергнута почти полвека назад. К ее элементам вернулись потому, что резко упало качество игроков. А не тренеров.
Если не дрогнули - значит, работа тренера все-таки сказывается. А они вчера при всех своих индивидуальных недостатках таки гнули свою линию.
Вот только "то Динамо" там и осталось - в 80-х... А Александрии "там", наверное, вообще не было.
Но живем мы здесь и сейчас и имеем то, что имеем (маємо те, що маємо). Можно долго и многословно анализировать причины этого явления, но, если коротко, это просто одно из отражений повсеместного процесса деградации, который идет не только в футболе...
Ясно, что сил не хватает.
Выносливость закладывается с детства. Это заблуждение, будто бы в, скажем, лет 25 можно погонять кроссами и подтянуть физику - вам любой опытный армейский сержант скажет, что есть большая разница между призванными в 18 и в те самые 25 лет. А кому уже под 30, тех уже не вытянуть.
Лобановский в 1974 году завел систему тяжелых тренировок. Но кто бы их выдержал, не имей игроки предшествующей базы? Попробуйте применить ее к нынешним: они до утра не доживут.
Тут все зависит от самого человека и его стремлений.
Всерьез даже поговорить не о чем.
Как говорил Штирлиц - запоминается, обычно, последняя фраза. Мне кажется, повторяю, только кажется, что ответ кроется в статье Эдварда "Третий гол".
Я ведь тоже подчеркнул: общая схема игры Михайличенко работает и приносит результат. Но ее реализация может зависеть только от игроков. Мне как-то сомнительно, что они что-то резко изменят за несколько дней.
Что бы я отметил, что ТШ строит игру команды без особой зависимости от типа звезд. Не было Цыганкова и да Пены и ниче не развалилось. Это плюс. Сначала структура игры ,а потом потихоньку исполнители в нее. Неважно кто выходит слева, да Пена или Пиварыч, но они выполняют сходные функции, и это плюс..
Но опять же, это до очередной неудачи. Наши болелы почему то уверены, что дк вдесятером обязано выигрывать у Днепра...А та игра днепра аукнулась ему в след матче, виват сліпому жеребкуванню чемпа