Старания игроков обеих команд сильно напоминали советские лозунги, призывавшие народ к чистоте: "Все на борьбу за подметание улиц!", "Чисто не там, где подметают, а там, где не сорят". И тому подобное.
Понятно, что за плечами осталась игра против Барселоны. Похоже, однако, что отняла она у динамовцев не столько физические, сколько психологические силы: очень уж медленно они сегодня соображали - даже для своего привычного неспешного уровня.
И не случайно Мирча Луческу укорял своих подопечных на послематчевой конференции - за качество реализации моментов: практически все, что они имели и не смогли реализовать, пострадало за счет то промедления в ударах, то нерасчетливых и даже каких-то судорожных по исполнению передач. Причем исполняемых с таких дистанций, какие и в футзале-то не всегда увидишь. Глядя на такую структуру созидания атаки, впору открывать эру микрофутбола: играть можно будет даже в комнате "хрущевки". Как минимум получится экономия в борьбе за чистоту. Глядя на эти микро-перепасовки между стоячими игроками, диву даешься: и где же они ухитряются наматывать тот чудовищный километраж, коим теперь почему-то измеряют интенсивность игры? Может, компьютерный сбой - из-за путаницы в обилии ног на десятке квадратных метров поля, да еще мелькающих с огромной скоростью?Есть такая поговорка: поспешай, но медленно. То есть надо уметь расставлять паузы, которые, как ни странно, работают на повышение скорости (как тут еще раз не вспомнить умение Пеле в обводке). И особенно актуальным является образ этой поговорки для поколения игроков, главным умением которых является индивидуальное ведение мяча. Ну не чувствуют эти игроки, где следует ускориться, а где сделать паузу - не чувствуют так, как умели делать это мастера минувших эпох. Их суетливость в обводке и мелких передачах неизбежно приводит к большим потерям времени, которые соперник естественно использует для своих защитных построений. Именно потому на всем протяжении матча с Днепром мы без конца наблюдали скопления игроков вокруг мяча - в то время как другие участки поля пустовали до такой степени, что Мунтян с Буряком просто разорвали бы все пространство. Да кто же туда побежит в эпоху другого футбола? Прям как в фильме "Весна" (1947) с Любовью Орловой и Фаиной Раневской: "Такие губы теперь не носят".
Не правда ли, как-то странно выглядит игра, в которой игроки с огромной скоростью перебирают ногами, сдвигаясь при этом на пространстве поля в пределах одного метра? А то и меньше. И нет смысла упрекать их за такие скорости - хотя бы потому, что они бешено за них борются. Словом, все получается в лучших советских традициях: лозунги в массы брошены, наглядная агитация почти полностью прикрывает все дыры на стенах, в штабе борьбы за чистоту непрерывно звонят телефоны, без конца сообщающие сводки с фронта борьбы. Конечно, есть и раненые с убитыми: à la guerre comme à la guerre. Но мусору все равно: лежит себе тихонечко и даже в пустую бутылку не дует.
Борьба за скорости на поле сегодня шла такая, что некогда было даже думать об ускорении игры. Порой мяч застревал в середине поля в таком частоколе ног, что даже чисто геометрически не было возможности отправить его на свободный участок поля. Игроки неслись друг другу в ноги, не ощущая ни страха, ни упрека. Кажется, все или почти карточки были именно так и заработаны. А как еще прикажете бороться за скорость в футболе, где для нее пространства не бывает по определению?
Я потому оттеняю данный факт, что середина футбольного поля и своей геометрией, и всеми тактическими достижениями футбола за всю его историю предназначена для разгона скоростей. Но, как популярно объясняют теперь специалисты "ньюскульного" футбола, игра стала другой. Поэтому и скорость игры нынче измеряется иначе. А отсюда следует, что глядя на топтание на месте, следует внушать самому себе, что оно-то и есть истинная скорость игры в футбол. Правда, голы при ней случаются как бы вопреки догматам данной парадигмы. Но это не парадокс, а зримая разница между чистотой и борьбой за нее.
Я так думаю, что гол Цыганкова случился именно в тот момент, когда игрок на какое-то мгновение выключился из общей борьбы за скорость игры, сделал пару пауз в обводке, расчистив себе таким способом дорогу к позиции удара. Во всяком случае, никакой другой причины для возникновения маленького чуда не видно. Говорят, что это определение принадлежит Виктору Александровичу Маслову. Категорично утверждать не стану: а вдруг ошибусь? Здесь бродит такая масса комментаторов, которым только дай повод выдернуть второстепенную и даже третьестепенную фразу из контекста, обратив оную в некое подобие извращенно понимаемой темы. Но дело не в них. Дело в том, что этой фразой, этим определением ее автор наиточнейшим образом определил суть той самой борьбы на футбольном поле. И даже гол Гармаша, с парой его рикошетов, тоже стал исключением из борьбы за ускорение. Наверное, где-то рядом здесь и новое мышление, и, конечно, перестройка - когда окончательный распад стал приниматься за свежий ветер перемен.
Пару слов о судействе. Не то что оно сильно влияло бы на результат. Но путалось под ногами, как тот мусор, вокруг которого идет яростная борьба за чистоту наших футбольных полей. И сильно напоминало старания иных комментаторов этого ресурса, приходящих сюда ради задекларированной ими борьбы за его чистоту. Но почему-то эта их борьба без конца приводит к появлению грязноватых плевков в чей-либо адрес. Впрочем, здесь речь не о них.
Так вот: судья старательнейшим образом фиксировал любые касания игроков Динамо к соперникам. И понятно, с какой целью. В первом тайме он даже умудрился наказать штрафным Цыганкова за мимолетное прикосновение его руки к руке защитника в штрафной Днепра. Но касания с противоположной стороны, причем куда более выраженные, воспринимал с философской холодностью чистого разума. Словом, и здесь старания за сохранение чистоты буквы правил оказались важнее самих правил. Прав, ох как прав был незабвенный Михал Михалыч: при чем тут борщ, когда такие дела на кухне... Тем более что грязи на этой кухне уже девать некуда. Впрочем, речь сегодня тоже не о ней. Как пела в свое время Алла Борисовна Пугачева, "ну какой же был скандал, но впрочем, песня не о нем, а о любви".
Речь должна идти вот о чем: о том, что результаты практически каждой игры с участием киевского Динамо логичнее отображать примерно так - "Мирча Луческу - Днепр-1 -2:0". Кстати, Луческу не сильно-то и проиграл Барселоне - если брать по большому счету. И единственное пока исключение - это проигрыш Суперкубка Шахтеру. Но какой тренер, и когда выигрывал все подряд? Особенно имея в своем распоряжении таких изрядных борцов за скорость игры? Не могу знать, какой именно смысл вкладывает наш тренер в оценки типа "игра понравилась", но у него имеется несомненное право на них. По крайней мере, личное право.
Я не знаю, кому принадлежит выражение "игра красна голами". И хорошо, что не знаю: назову имя предполагаемого автора наугад - и тут же спровоцирую визг "Акела промахнулся!" - ведь и данный сайт не свободен от борьбы за чистоту истины (сама истина тут не при чем, разумеется). Но нельзя не прибегнуть к образу этой поговорки - потому, что голы в игре Динамо и Днепра-1 прямо противоречили ее содержанию. И так будет до тех пор, пока футбол не вернет себе настоящие скорости.
Что касается "стоячего футбола". Здесь, наверное, была накануне такая установка на игру со стороны тренерского штаба, чтобы усыпить бдительность соперника. И если вспомнить, как были забиты голы, то эта тактика сработала и оправдала себя - Динамо в итоге победило.
Вспоминается тактика Лобановского (рваный темп), когда игроки еле волочат ногами, а потом мгновенный взрыв, атака и гол.
А сьогодні все об'єктивно. Динамо було сильнішим по всім статтям. І 2:0 не відображає реальної переваги на полі. Мінімум 4:0 повинее був бути рахунок. Просто гравці не боялись вибігати, бо сьогодні такого тиску від тренера не було.