Старания игроков обеих команд сильно напоминали советские лозунги, призывавшие народ к чистоте: "Все на борьбу за подметание улиц!", "Чисто не там, где подметают, а там, где не сорят". И тому подобное.
Понятно, что за плечами осталась игра против Барселоны. Похоже, однако, что отняла она у динамовцев не столько физические, сколько психологические силы: очень уж медленно они сегодня соображали - даже для своего привычного неспешного уровня.
И не случайно Мирча Луческу укорял своих подопечных на послематчевой конференции - за качество реализации моментов: практически все, что они имели и не смогли реализовать, пострадало за счет то промедления в ударах, то нерасчетливых и даже каких-то судорожных по исполнению передач. Причем исполняемых с таких дистанций, какие и в футзале-то не всегда увидишь. Глядя на такую структуру созидания атаки, впору открывать эру микрофутбола: играть можно будет даже в комнате "хрущевки". Как минимум получится экономия в борьбе за чистоту. Глядя на эти микро-перепасовки между стоячими игроками, диву даешься: и где же они ухитряются наматывать тот чудовищный километраж, коим теперь почему-то измеряют интенсивность игры? Может, компьютерный сбой - из-за путаницы в обилии ног на десятке квадратных метров поля, да еще мелькающих с огромной скоростью?Есть такая поговорка: поспешай, но медленно. То есть надо уметь расставлять паузы, которые, как ни странно, работают на повышение скорости (как тут еще раз не вспомнить умение Пеле в обводке). И особенно актуальным является образ этой поговорки для поколения игроков, главным умением которых является индивидуальное ведение мяча. Ну не чувствуют эти игроки, где следует ускориться, а где сделать паузу - не чувствуют так, как умели делать это мастера минувших эпох. Их суетливость в обводке и мелких передачах неизбежно приводит к большим потерям времени, которые соперник естественно использует для своих защитных построений. Именно потому на всем протяжении матча с Днепром мы без конца наблюдали скопления игроков вокруг мяча - в то время как другие участки поля пустовали до такой степени, что Мунтян с Буряком просто разорвали бы все пространство. Да кто же туда побежит в эпоху другого футбола? Прям как в фильме "Весна" (1947) с Любовью Орловой и Фаиной Раневской: "Такие губы теперь не носят".
Не правда ли, как-то странно выглядит игра, в которой игроки с огромной скоростью перебирают ногами, сдвигаясь при этом на пространстве поля в пределах одного метра? А то и меньше. И нет смысла упрекать их за такие скорости - хотя бы потому, что они бешено за них борются. Словом, все получается в лучших советских традициях: лозунги в массы брошены, наглядная агитация почти полностью прикрывает все дыры на стенах, в штабе борьбы за чистоту непрерывно звонят телефоны, без конца сообщающие сводки с фронта борьбы. Конечно, есть и раненые с убитыми: à la guerre comme à la guerre. Но мусору все равно: лежит себе тихонечко и даже в пустую бутылку не дует.
Борьба за скорости на поле сегодня шла такая, что некогда было даже думать об ускорении игры. Порой мяч застревал в середине поля в таком частоколе ног, что даже чисто геометрически не было возможности отправить его на свободный участок поля. Игроки неслись друг другу в ноги, не ощущая ни страха, ни упрека. Кажется, все или почти карточки были именно так и заработаны. А как еще прикажете бороться за скорость в футболе, где для нее пространства не бывает по определению?
Я потому оттеняю данный факт, что середина футбольного поля и своей геометрией, и всеми тактическими достижениями футбола за всю его историю предназначена для разгона скоростей. Но, как популярно объясняют теперь специалисты "ньюскульного" футбола, игра стала другой. Поэтому и скорость игры нынче измеряется иначе. А отсюда следует, что глядя на топтание на месте, следует внушать самому себе, что оно-то и есть истинная скорость игры в футбол. Правда, голы при ней случаются как бы вопреки догматам данной парадигмы. Но это не парадокс, а зримая разница между чистотой и борьбой за нее.
Я так думаю, что гол Цыганкова случился именно в тот момент, когда игрок на какое-то мгновение выключился из общей борьбы за скорость игры, сделал пару пауз в обводке, расчистив себе таким способом дорогу к позиции удара. Во всяком случае, никакой другой причины для возникновения маленького чуда не видно. Говорят, что это определение принадлежит Виктору Александровичу Маслову. Категорично утверждать не стану: а вдруг ошибусь? Здесь бродит такая масса комментаторов, которым только дай повод выдернуть второстепенную и даже третьестепенную фразу из контекста, обратив оную в некое подобие извращенно понимаемой темы. Но дело не в них. Дело в том, что этой фразой, этим определением ее автор наиточнейшим образом определил суть той самой борьбы на футбольном поле. И даже гол Гармаша, с парой его рикошетов, тоже стал исключением из борьбы за ускорение. Наверное, где-то рядом здесь и новое мышление, и, конечно, перестройка - когда окончательный распад стал приниматься за свежий ветер перемен.
Пару слов о судействе. Не то что оно сильно влияло бы на результат. Но путалось под ногами, как тот мусор, вокруг которого идет яростная борьба за чистоту наших футбольных полей. И сильно напоминало старания иных комментаторов этого ресурса, приходящих сюда ради задекларированной ими борьбы за его чистоту. Но почему-то эта их борьба без конца приводит к появлению грязноватых плевков в чей-либо адрес. Впрочем, здесь речь не о них.
Так вот: судья старательнейшим образом фиксировал любые касания игроков Динамо к соперникам. И понятно, с какой целью. В первом тайме он даже умудрился наказать штрафным Цыганкова за мимолетное прикосновение его руки к руке защитника в штрафной Днепра. Но касания с противоположной стороны, причем куда более выраженные, воспринимал с философской холодностью чистого разума. Словом, и здесь старания за сохранение чистоты буквы правил оказались важнее самих правил. Прав, ох как прав был незабвенный Михал Михалыч: при чем тут борщ, когда такие дела на кухне... Тем более что грязи на этой кухне уже девать некуда. Впрочем, речь сегодня тоже не о ней. Как пела в свое время Алла Борисовна Пугачева, "ну какой же был скандал, но впрочем, песня не о нем, а о любви".
Речь должна идти вот о чем: о том, что результаты практически каждой игры с участием киевского Динамо логичнее отображать примерно так - "Мирча Луческу - Днепр-1 -2:0". Кстати, Луческу не сильно-то и проиграл Барселоне - если брать по большому счету. И единственное пока исключение - это проигрыш Суперкубка Шахтеру. Но какой тренер, и когда выигрывал все подряд? Особенно имея в своем распоряжении таких изрядных борцов за скорость игры? Не могу знать, какой именно смысл вкладывает наш тренер в оценки типа "игра понравилась", но у него имеется несомненное право на них. По крайней мере, личное право.
Я не знаю, кому принадлежит выражение "игра красна голами". И хорошо, что не знаю: назову имя предполагаемого автора наугад - и тут же спровоцирую визг "Акела промахнулся!" - ведь и данный сайт не свободен от борьбы за чистоту истины (сама истина тут не при чем, разумеется). Но нельзя не прибегнуть к образу этой поговорки - потому, что голы в игре Динамо и Днепра-1 прямо противоречили ее содержанию. И так будет до тех пор, пока футбол не вернет себе настоящие скорости.
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости