Сорок восемь лет прошло с тех времен.
Этот обзор попался на глаза случайно: сейчас в основном приходится рыться в печальных и просто трагических новостях. Конечно, при желании можно найти достаточно материалов по тому знаковому чемпионату 1974 года, который ознаменовал новую эпоху в футболе. Но я размещаю здесь именно этот обзор: по той причине, что авторы подборки смогли "выжать" самый "сок" из событий.
Это вовсе не означает, что моменты, не вошедшие в данный видеообзор, были менее насыщенными: просто содержание того чемпионата само по себе было таким концентратом высококлассного или просто зрелищного футбола, что понадобилось бы создавать целую видео-энциклопедию для его полного отображения.
Что такое сорок восемь лет? В нашей ментальности и в наших условиях бытия мужчина начинает подводить итоги своей жизни. Например, оценивает, как ему удалось вырастить живот, посадить печень и построить жену с тещей. А женщина обычно уже возится с первыми внуками, попутно стараясь обмануть изображение в зеркале. Это где-нибудь в Америке переживают вторую молодость и строят новые планы. Но там несколько иная цивилизация.
А что такое сорок восемь лет для футбола? Не просто гигантский срок, но смена эпох, приводящая к изменению футбольной ментальности. Что мы и наблюдаем сегодня, стараясь обмануть самих себя выдумками об "эволюции" точно так же, как женщина под пятьдесят обманывает себя у зеркала.
За эти самые сорок восемь лет очень многое забылось, что естественно. Поэтому кадры того футбола временами смотрелись как нечто новое - особенно в сравнении с футболом двадцать первого века. Порой вообще было странно видеть такое разнообразие и такую скорость передач - даже как-то непривычно. Наверное, я действительно многое забыл, а от очень многого просто отвык. Например, от этих пушечных ударов, наносимых при первой возможности и с любых расстояний, от скорости прохождения флангов, которую даже не пытались затаптывать подобно "лучшим образцам эволюционного плотно-скоростного", от сумасшедших продольных скоростей в простых комбинациях.
Кстати, о комбинациях: чемпионат мира 1974 года, как и весь тогдашний футбол, явственно подчеркнул давнюю футбольную истину, что чем меньше этих самых передач, тем легче добраться до ворот соперника. Кто вместе со мною видел футбол 60-х годов прошлого века, тот в курсе, что тогдашний прессинг исполнялся в основном в форме персональной опеки, весьма мешавшей именно исполнению передач. И был, кстати, эффективным до такой степени, что в противостоянии ему лучшие тренеры мирового футбола стали изобретать всяческие схемы командного движения. Из которых в тогдашнем Аяксе и придумали знаменитый "тотальный футбол". Правда, для него требовался Кройфф сотоварищи, поэтому в чистом виде он долго не просуществовал. Да и тренеры на месте тоже не стояли. И уже к чемпионату мира 1978 года картина футбола стала выглядеть иначе - правда, под влиянием блестящей игры сборной Аргентины и некоторого постарения того великого состава голландцев. Кстати, и в 1974-м, и в 1978-м им до чемпионов не хватило самую малость. Да еще в финале с Аргентиной им изрядно подгадил итальянский судья Серджо Гонелла. Но я сейчас о других событиях.
Обратите внимание на еще один момент: лето 1974 года было невероятно дождливым. Временам просто катастрофически дождливым. В обзоре об этом говорится мало, но случались моменты, когда перед матчами на стадионы приходилось вызывать пожарные команды с насосами - дабы хоть немного превращать поля во что-то пригодное для игры. Тогда еще не было современных технологий дренирования, поэтому практически весь турнир прошел на очень тяжелых полях. И тем более удивительно было наблюдать за такими скоростями - временами на почти болотах. То есть поля не были более зелеными, нежели теперь. А сиськи вообще мало кто измерял для сравнений. И молодость всегда неповторима, поэтому сравнениям не подлежит. Например, моя личная молодость полвека тому назад совершенно точно была более молодой, чем у нынешней молодежи :).
Так что этот мой пост не будет посвящен сравнениям между тем и этим футболом. Да, собственно, и нечего сравнивать: тот футбол лучше смотреть. И даже не обязательно задаваясь целью анализировать, какой футбол стоял выше - с немецкой ли организацией дела, или "тотальный". Собственно, не в этом даже дело: оно в скоростях тогдашних передач и в качестве ударов. При любой организации игры, при любых расстановках игроков все решается скоростями и вытекающими из них ударами. Что и стало главнейшим содержанием игр чемпионата мира 1974 года.
Даже спустя почти полвека действия лучших игроков тех команд выглядят необыкновенно свежо. При просмотре этих кадров я вновь, как будто в первый раз, увидел, что умели делать Шармах и Лято, Дейна и Любаньский - не говоря уже о "летучих голландцах" и Кайзере Франце. Кстати, там мелькнул один из голов Крола: он такие забивал много раз. Даже скудное советское телевидение - и то показывало его голы в чемпионате Голландии (Нидерландами они назвались совсем недавно): обычно в спортивном разделе программы "Время". А поляки на том чемпионате вообще поразили своей игрой.
Чемпионат мира 1974 года в определенном смысле стоит особняком: закончилась эпоха великих бразильцев времен Пеле и началась эпоха великих скоростей футбола. Это не означает, что предшествующий им футбол был медленным, вовсе нет. Но тренеры первой половины 70-х годов прошлого века возвели системы командного движения в новые принципы футбола в целом.
Ее, эту эпоху, невозможно охарактеризовать в коротком обзоре. Однако предлагаемая подборка видео является точным ее отображением. А еще - с того чемпионата мира начался спад в бразильском футболе. С моей точки зрения, он продолжается и по сей день. Но сейчас речь о другом - речь о тех самых скоростях и ударах, без которых футбол превращается в бессмысленное и бесполезное таскание мяча, в абстракцию, в расчеты с подсчетами ТТД и в прочую унылую картину. Кстати, именно тогда тренеры сошлись во мнении, что приверженность жестким схемам расстановок игроков утратила свое былое значение: они стали растворяться в схемах командного движения. А чемпионат мира 1974 года стал праздником скоростного футбола, основанного на том самом движении.
Итак, вот вам картина того футбола, который лучше просто смотреть:
Элементы "персоналки", кстати, использовали и греки на ЧЕ-2004. Ни что не ново под луною, как говорится.
Я не видел особой прагматики у бразильцев - ни в 2002-м, ни вообще когда-либо. На мой взгляд, в том чемпионате сказалось общее падение уровня игры: вспомните хотя бы, как утратила свой титул Франция - вяло и безлико. А немцы в финале вообще предстали какими-то стоячими. В 2006-м напряжение повысилось, но это уже другая история, не имеющая отношения к теме блога.
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
01.08.2022 22:18
ЧМ-74 особо отмечен в череде ЧМ.На нем утвердил себя победно "тотальный футбол". Игра сб.Нидерландов,
- 0
-
L F(Leonard)
- Эксперт
01.08.2022 21:40
!974 -й год! Я только женился и меня попросили в армию немного послужить родному отечеству. В танковом полку, где проходила моя служба, был в казарме телевизор и по вечерам до отбоя, а отъявленным болельщикам и после отбоя, наш ротный разрешал смотреть матчи ЧМ-1974. Правда, приезжал в нашу часть командующий нашим военным округом генерал-лейтенант в ту пору Варенников и устроил командованию разнос за слабую дисциплину. Но мы уже успели к тому времени посмотреть финал.
- 0
-
СВН НСВ(UKRVODAS)
- Опытный писатель
01.08.2022 20:04
Да, памятный для меня ЧМ. Мне 20 лет, я с друзьями — однокурсниками в Крыму на практике под Симферополем. У нас в комнате телевизор, ч/б правда, но с большим экраном. Мы посмотрели все матчи, которые показало ТВ СССР. Я болел за "летучих" голландцев. Но немцы выиграли. А потом после ЧМ начались уроки "тотального" футбола в исполнении Динамо Киев под дирижированием маэстро ВВЛ. Спасибо автору материала за незабываемые воспоминания и неизгладимые впечатления! Уф, как приятно вспомнить молодость и вечную красоту ФУТБОЛА!!
- 2
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
01.08.2022 22:09
В 1974г.(и в 75-76г.г.) "дирижеров" было двое - Лобановский и Базилевич...
- 1
-
СВН НСВ(UKRVODAS)
- Опытный писатель
02.08.2022 19:27
Несомненно.
- 0
-
Edo II
- Старожил
01.08.2022 16:33
А в чём фишка? Тупо украсть чужое видео на 40 минут и вставить его в свой пост? Охеренная статья. Как украсть сужой видеоконтент...
- -1
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
01.08.2022 17:29
Удивительно нелепые у вас комментарии. Причем не в первый раз.
- 0
-
Денис Борщов
- Эксперт
02.08.2022 03:30
Самому надо было сыграть и снять, назвав: ЧМ. 1974-75 альтернативный) Тем более полное имеете права попробовать восстановить справедливости, за весь СССР) Возможно мы увидели такой же тотальный футбол в исполнении нашей сборной и тогда избежали этих инсинуаций, что у нас он был еще устаревшим.
- -1
-
Валерий Сикорский(VTS)
- Эксперт
01.08.2022 13:48
Этот чемпионат, без преувеличения можно назвать революционным. С ним в этом смысле может сравниться переход к системе 4-2-4. Тогда бразильцы обескуражили всех своим построением, в 1974г. Голландцы своими перемещениями и неординарностью действий. Вспомнить, хотя бы создаваемые ими офсайды. Тот футбол, на мой взгляд, был самым ярким за всю его историю. Ну, а у нас, продолжателем той идеи стало Динамо, образца 1975г.
- 1
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
01.08.2022 14:02
Нелишним будет подчеркнуть, что тренеры всегда строили свои системы расстановок, исходя из возможностей игроков. Сегодня, например, Луческу не сможет выстроить 4-3-3: не потянет квалификация полузащиты, а нападающих нет вообще. 4-2-4 было под силу только тому составу бразильцев - точно так же, как в "тотальный футбол" мог играть лишь Аякс начала 70-х, да и то недолго. Таких примеров было много. Нам наиболее близки те, которые связаны с работой Лобановского. Но ведь и он опирался на возможности игроков. А не наоборот - как теперь представляют себе те, кто тот футбол видал лишь на картинках.
- 3
-
Денис Борщов
- Эксперт
01.08.2022 11:36
- 1
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
01.08.2022 12:09
Написал комментарий - а он куда-то исчез, хотя в нумерации продолжает числиться :).
- 2
-
Денис Борщов
- Эксперт
01.08.2022 13:13
Да, но тем не менее, по зрелищности та Бразилия была одна из лучших. В 94 Ромарио, а в 02 фактор Роналдо сыграли и как ни странно прагматика. Думаю она возьмет верх и на грядущем ЧМ. Есть конечно надежда на Испанию, некоторая ,или скажем Португалию, но они так же умеют играть в бухгалтера)
- 0
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
01.08.2022 13:57
94-й год? Самый скучный из всех чемпионатов, который я вообще видел - начиная с 1966 года. Ромарио же итальянцы в финале взяли в такой "треугольник", что он за всю игру имел полтора момента. Кстати, тот их "треугольник" в котором они практически не вели силового отбора мяча, наглядно продемонстрировал эффективность давно забытой "персоналки" - просто с той разницей, что Ромарио прикрывали три игрока, а не один. Но не персонально к нему прикрепленных, а ближайших к нему в данный момент. Пространство перекрыли - и все, кончился Ромарио.
- 3
-
Денис Борщов
- Эксперт
01.08.2022 14:38
Но играли они больше от обороны,конечно по сравнению с предыдущими своими финалами. По крайне мере принцип забью сколько захочу уже не так ими использовался. Ну а Италия была в своем стиле плюс Баджо правда который не забил пенальти, но не забил его и Барези так что не только его вина в серии.
- 0
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
01.08.2022 17:29
Такого принципа "забьем, сколько захотим" у игроков никогда не бывало: придумано каким-то журналистом. И вошло в стереотипы восприятия тогдашнего бразильского футбола.
- 2
-
Денис Борщов
- Эксперт
02.08.2022 01:20
Та по моему команды увлекающиеся тики -такой, где то в глубине кармана держат этот принцип,-а мы то типа забьем на гол больше, если вдруг нам закатят, из за ошибки вратаря и защитников, при розыгрыше мяча)
- -1
-
Денис Борщов
- Эксперт
02.08.2022 01:38
Иначе как их играние на нервах болельщиков объяснить?
- -1
-
Энтони небезразличный Небезразличный
- Опытный писатель
01.08.2022 11:28
До сих пор мой самый любимый ЧМ. Я чуть ли не рыдал после проигрыша голландцев в финале.
- 2
Еще комментариисб.Германии(Западной),сб.Польши.
Тогда, , все болели за команду Кройфа. Жаль, что они не выиграли то первенство. Тотальный футбол "летучих голландцев" был всем по вкусу.
Вспоминаю то время как лучшее в моей жизни вообще.
Болел еще за поляков и бразильцев, классные у них были команды. Этот чемпионат навешивался мрачным, как одна из версий было ,мол задушили голландцев, пересмотрел в более обширном обзоре финал, скажу что да голландцы были посильнее,майер тащил ну и Мюллер конечно),хотя считаю более справедливым финал голландия-польша.
Насчет бразильцев: чемпионат мира 1974 года стал открытием эпохи командного футбола. А Марио Загалло - тренер бразильцев, привез команду, игра которой почти абсолютно была рассчитана лишь на индивидуальное мастерство. И потому столь же абсолютно проиграл тот чемпионат. Скажу больше: бразильцы страдают этим "синдромом Пеле" до сих пор, уповая лишь на технику. Загалло же до конца тренерской карьеры от него так и не излечился: вспомнить хотя бы его самоуверенное и пренебрежительное заявление накануне финального матча ЧМ-1998: "У нас таких Зиданов несколько" (выяснилось, что ни одного). Оттого и счет финала был именно таким: три Зидана со стороны французов и ноль со стороны бразильцев. Словом, бразильский футбол с того самого ЧМ-1974 стал медленно, но верно перемещаться в область стереотипов восприятия, а не класса.
Они на том "синдроме Пеле" тянули аж до 1994 года, где выиграли в лотерее. Их успех в 2002 году скорее следствие спада в немецком футболе, нежели возрождения класса. Так что оглушительный провал на домашнем ЧМ-2014 был неизбежным следствием отставания в командной игре. Сейчас им прочат победу в Катаре. Но даже если она и случится, это будет скорее ситуативный успех, нежели проявление некоего доминирования в футболе. Впрочем, я в таком их успехе пока сильно сомневаюсь. Да и состоится ли этот чемпионат вообще: дело идет к Третьей мировой...
Что же касается финала ФРГ - Голландия, то весь второй тайм голландцы провисели на воротах немцев: было уже не до "тотального футбола". Майер вообще вытянул для немцев тот чемпионат: вспомнить хотя бы их игру с поляками. Те времена футбола - настоящее созвездие, где игроки-звезды творили лучшие в истории футбола образцы командной игры. Пока не настала эпоха "эволюции" (мать ее растак)...
Элементы "персоналки", кстати, использовали и греки на ЧЕ-2004. Ни что не ново под луною, как говорится.
Я не видел особой прагматики у бразильцев - ни в 2002-м, ни вообще когда-либо. На мой взгляд, в том чемпионате сказалось общее падение уровня игры: вспомните хотя бы, как утратила свой титул Франция - вяло и безлико. А немцы в финале вообще предстали какими-то стоячими. В 2006-м напряжение повысилось, но это уже другая история, не имеющая отношения к теме блога.
Можно проследить, как и сколько забивали бразильцы своим соперникам в ключевых играх чемпионата мира. А не статистам. "Сколько захотим" там и не пахнет.
Оборона никогда не была сильной их стороной - просто в прежние времена мало кто мог навязать им свою игру в атаке. А отсюда возникал еще один стереотип восприятия: "забьете, сколько сможете". Конечно, во времена Пеле бразильцы забивали больше.
Сегодня сборная Бразилии почти поголовно играет в европейских клубах, фактически растворив свой футбол в Европе.
А мне было тогда уже 15.
И таки да, тогда играли в ФУТБОЛ, а сейчас работают на поле, а не играют.
Стопудово согласен с автором.