В советские времена - когда московский Спартак вылетел из высшей лиги в 1976 году, заборы всей великой страны с того знаменательно-исторического момента стали украшаться сакраментальной надписью "Спартак чемпион!"
До сих пор не знаю, что хотели отобразить той надписью: то ли действительно особенную силу Спартака, то ли образчик черного юмора.
Ну какой, в самом деле, чемпион: по вылету в первую лигу?Справедливости ради следует отметить, что традиция украшать заборы и особенно стены гаражей подобными надписями присуща болельщикам и киевского Динамо, и донецкого Шахтера, и даже Карпат с Александрией. А в сочетании с тем, что авторы подобных надписей обычно совершают за гаражами, их нервные лозунги приобретают особую пикантность.
После ухода от нас Валерия Васильевича Лобановского творчество данной тематики обогатилось заявлением "Лобановский навсегда!" Загадочное такое заявление - еще более непонятное, чем "Спартак чемпион", начиная с осени 1976 года. Единственное, что в ней всегда было понятным, это тот факт, что путевку Спартаку в первую лигу выписывало киевское Динамо по прямому указанию В.В. Лобановского. Историю того случая не перепишешь, поэтому имя нашего тренера действительно навсегда вошло в его анналы.
Видимо, все дело в том, что восприятие футбола болельщиками выступает неотъемлемой частью игры в каждую его эпоху. Например, если 60-80-е годы были периодом наибольшей концентрации техничных игроков во всем мировом футболе, то и болельщики воспринимали его в качестве источника информации для обсуждения именно в таком разрезе. Могу лишь представить себе, каким интересным и богатым было бы обсуждение футбола, существуй Интернет и его социальные сети в те времена. В любом случае никому бы и в голову не пришло ныть в адрес блогеров чем-то таким: "Почему они так скучно пишут - не в кого даже вцепиться?" Конечно - ведь попробуй найти того автора с баллончиком краски, чтобы завести с ним горячий спор. Да и здесь далеко не всегда удается его навязать (чаще всего ни о чем).
А на заборах для улучшения восприятия читать не пробовали? Например, попытаться понять смысл современной надписи "Лобановский навсегда!" Лично я в нем пока не разобрался. И не стал бы этим заниматься, если бы эту надпись не стали копировать в местных блогах, причем вместе с теми продуктами жизнедеятельности авторов этой замечательной мысли под стенами гаражей и всякими другими стенами.
Все дело в том, что В.В. Лобановский даже спустя двадцать два года после своей смерти каким-то непонятным образом стимулирует избыточную деятельность кишечника, доводя его до такого бурного расстройства, что авторы лозунга не успевают добежать не то что до туалета, но просто до тех гаражей. И потому испраж..., виноват, проявляют свое футбольное творчество сообразно нынешней эпохе в существовании игры. Но вся проблема в том, что к нынешней эпохе В.В. ни малейшего отношения не имеет. Да, в его футбольном творчестве был период, когда его обвиняли в "лошадизме футбола", в "зверских тренировках", в "зеленизме-лобанизме", в затаптывании соперников и таком прочем. Между прочим, нынешнее затаптывание превзошло футбол В.В. на порядки, поэтому горячие сторонники "теории эволюции" просто обязаны писать на заборах что-то вроде "Лобановский живее всех живых!"
Возникает естественный вопрос: так отчего же недовольные скудостью содержания современных блогов не обращаются к богатству современного футбола, почему не черпают свежих материалов, сооружая из них захватывающие повествования для желающих вцепиться в горло оппонентам? Но вместо этого уныло ноют в адрес тех, кто еще что-то ищет в хотя бы истории футбола? Конечно - во что там можно вцепиться? Разве что уныло ныть о каких-то "позиционных ошибках неплотного футбола", о мячах неправильной формы, о корявых бутсах, о полях грязно-зеленого цвета, о дряблых сиськах на неудобных скамейках стадионов, об "аппаратном ускорении видеозаписей". И так далее. Но это ведь еще скучнее, чем тотальное топтание, выдаваемое за "тотальный футбол".
Оказывается, можно вцепиться! И особой фантазии здесь вовсе не требуется: забираемся в пожелтевшие подшивки старых сочинений Ваньята, Кучеренко, Галинского, Перетурина и прочих специалистов по "ресурсу Щербицкого", и черпаем, черпаем из желтой прессы того времени давно заплесневевшие мифы.
Весьма характерно, что никаких реальных фактов и даже элементарных знаний для этого занятия не требуется. Что, например, необходимо для превращения того же Спартака или любой другой команды в чемпиона? Баллончик с краской и минимальные знания грамматики - чтобы не перепутать Донбасс с "дамбасом" или даже "бамбасом". Пригодится также умение не вступить в кучки под ногами, хотя это даже не обязательно: гадить на стенах практически то же самое, что гадить под ногами. Вот так же обстоит дело и со стандартным набором "брали всех лучших", "убивали всех лучших", "заставляли украинские команды отдавать очки" и тому подобную унылую жвачку, легко опровергаемую хотя бы обыкновенной статистикой.
Возможно, на заре существования этого сайта Шурик с какой-то иронией назвал его гостевую книгу Стеной. Но ведь попал в самую точку - особенно когда речь шла о фигуре В.В. Лобановского. Старожилы рассказывали, что тренер на нее заглядывал. Так это, или нет, знать не могу: я пришел на нее спустя пять лет после его смерти. Более того, до 2002 года даже не подозревал о существовании сего ресурса. И жаль: надписи на той Стене наверняка были намного более интересными, нежели сегодня - даже с учетом того, что желающих валить под нею кучки хватало даже в 1975 и в 1986 годах: лично тому свидетель.
Стремление навалить кучку в Кубок обладателей кубков характеризует лишь страдающего проблемами с кишечником.
Да, Валерий Васильевич Лобановский действительно был продуктом своего времени. Ему сказочно повезло, что поздней осенью 1973 года он получил в свое распоряжение футболистов, которые тоже были продуктами своего времени - ведь их футбольная школа пришлась на те самые 60-е годы прошлого века, на поистине золотое время выращивания самых техничных футболистов. Начни он свою карьеру тренера сегодня, у желающих гадить на стены и под стенами вместо поноса точно случился бы тяжкий запор. И футбольный мир не узнал бы имени тренера, ставшего не просто продуктом, но и целой эпохой как в отечественном, так и в европейском футболе. Еще раз подчеркну, что вторая оценка не моя, но его коллег по цеху европейского футбола. И сознательно не ссылаюсь в ней на некие формальные цифры достижений. Ибо они всегда вторичны по отношению к мастерству игроков и их тренеров.
А впечатления и прочее видение футбола болельщиками тем более вторичны по отношению к эпохе футбола. Видимо, нынешняя скудна до такой степени, что вновь и вновь приходится обращаться к давно ушедшему в историю. Вот только цель подобного обращения у одних сугубо позитивна, а у других...
Никого обсуждать не буду: пусть этим занимаются те, кому без грызни с оппонентами скучно в футболе, для кого футбольные дискуссии сводятся к надписям на стенах. А В.В. Лобановский никогда в них не нуждался. Включая и те из них, которые пишутся здесь.
Умберто Еко з Іменем Троянди прочитав на початку 80-их в "Иностранной литературе".
У Достоевського подужав лише "Бєсів" в середині 70-их. Ні Карамазови, ні Кареніна з Неточкою Незвановою в Білі ночі не зайшли, як не намагався. Злочин і кара - для мене оправдання всіх злочинів homo russian, тому сподобався Порфірій Петрович.
П'єси Чекова не читав, а бачив "Три сестри"в Харківському Березілі (десь в середині 90-их). Про п'єси Чехова не пишуть сподобались чи ні. Про вистави по них пишуть: потрясли тебе чи залишили байдужим. Три сестри в Березілі потрясли.
Булгаков? Це Булгаков і ні слова більше.
На Шуриковій Стіні бував, писав. Подобався Айвен, з яким ми вели довгі спори. Але був забанений навічно в 2005 (здається) за те що написав, що тодішній головний тренер команди Демяненко замість керування грою "щелкал семечки". Було - було.
До чого я?
А до того, що не читаю написи на парканах...
Але якщо чесно з Толстових мені більш подобається Олексій Костянтинович, той що правнук останнього гетьмана України, що написав Васілія Шибанова (Князь Курбский от царского гнева бежал...) і Князя Сєрєбряного і був Козьмою Прутковим.
3/4 - брати Жемчужникови.
Пролетаський граф - Миколайович, а цейКостянтинович.
Це там, де Герасим Каштанку під поїзд кинув?