Привет, друзья.
Поступила информация, что российские клубы ЦСКА и Спартак, являются самыми "зарабатывающими" клубами России. Поэтому, как и обещал,проведу, не большой, сравнительный анализ коммерческой деятельности московских клубом по сравнению с Динамо.
Скажу честно, что инсайдерскую информацию заполучить не удалось, их финансовые результаты, естественно, никто не освещает, буду операться, на то, что авторитетные источники и люди из этого бизнеса подтверждают их прибыльность, как самую высокую.
Нечего необычного я здесь не расскажу, а всего лишь, покажу очевидную вещь...... достаточно немного полазить по сайтам, их сравнить и станет понятно "где собака зарыта". Напомню, что основные источники дохода клубов по игровым видам спорта: спонсорство, реклама, атрибутика и "день игры". Вот и сравним разницу по этим критериям через призму сайтов. К сожалению, не имею возможности привести цифры, но постараюсь показать источники.
Спартак. В путешествии по сайту этой команды, становиться видно, что клуб действительно народный и от этого они и пляшут. Очевидно, что проблем с посещаемостью у них нет, сам был на Лужниках, видел, что одних "фанатов" собирается около 20 тысяч + остальных зрителей тысяч 10-15 и это на играх внутренего чемпионата, не с "топовыми" командами. У этой команды, есть одно большое приемущество..., впрочем как и у Динамо, им не нужно привлекать новых болельщиков. В Москве людей с мотивацией пойти на Спартак очень много, достаточно дать возможность. По сайту, по тому, как Спартак "продается" через сайт, можно увидеть, что они ставят задачу создать условия для продаж билетов и атрибутики, у них нет необходимости стимулировать сбыт.
Давайте посмотрим, какие они создали условия. Вот, к примеру, продажа билетов.
http://www.spartak.com/main/tickets/anzhi/
Мы видим: 11 точек продаж по городу, возможности интернет бронирования. Билет купить достаточно просто. Представьте, у нас была - бы возможность купить билеты на Динамо в каждом районе города или забронировать через сайт. Вот открытый вызов "развлекательным" конкурентам, дали возможность не только билеты в кино через пластмасу покупать, но и билетик на любимый клуб сходить)) Вдобавок, удобные анонсы игр, не нужно листать сайт, что-бы увидеть как, где и с кем играем и тут сразу-же узнаем как купить билет! Прибавляем удобно расписаную ценновую политику и получаем кучу наполовину ленивых болельщиков на стадионе.
Тут же добавим, карты болельщиков и прочие опции и понимаеи насколько комфортно покупать эти продукты.
Продажа атрибутики, у "мясных" в полном порядке.
http://www.spartak.com/main/shop/100/
3 фирменных магазина (каждый как наших 4), интернет магазин, автозаправки, около 20 не "бабушкиных" точек продажи во время игр. Как Вам такая дистрибуция? И еще, коммерческие предложения для потенциальных партнеров по атрибутики прямо на сайте.
Реклама и спонсоры.
http://www.spartak.com/main/business/partnership/
Посмотрите насколько легко стать партнером этого клуба, ты и так знаешь, что они самые "народные" так тебе еще и презентацию покажут, все подробно раскажут и приветлевый голос на все ответит. Обратите внимание, какие возможности для продвижения своего бренда предоставляют партнерам, отдельная страница для Киа говорит о многом и в первую очередь, о желании предстать перед партнером клубом, который стремиться развиватся. Мы видим возможности для спонсоров на любой вкус: имиджевые, рекламную поверхность, кросс - маркетинг и т.д.
Вдобавок очень выгодное занятие - сдавать в оренду поля для игры. В рекламе они не нуждаются, все о них знают. Это достаточно дорого стоит, в зависимости от времени, уверен, около 20-30 тыс. дол. в неделю это приносит.
Добавим кейтеринг, около 30 точек на стадионе во время игры, которые кишат людьми в перерывах, до и после матчей!!!!
Вы сами можете оценить удобство пользования этим клубом. А особенно, если будуте на сайте, почувствуйте, как Спартак красиво несет свои традиции и как приглашает стать частью этой истории. Мне это больше всего понравилось.
Перейдем к ЦСКА. http://www.pfc-cska.com/home/
В целом видно, что коммерческая активность на порядок слабее, чем у Спартака. Что прослеживается, так это более качественно представление спонсоров. Можно не только перейтина страницу спонсора, но сразу мемоходом почитать о их деятельности и в мозгах на полочках остается больше информации.
http://www.pfc-cska.com/partners/sponsors/
Что мне понравилось больше, чем у Спартака, так это общение с болельщиками. Оно более тесное и коммуникаии налажены очень хорошо. Можно сказать, что ЦСКА ведет хорощую работу по удержанию болельщиков.
В целом, ЦСКА не далеко ушло от Динамо! Сравните уровни дистрибуции ЦСКА и Спартака и Вам все станет понятно. Можно смело предположить, что ЦСКА хорощо делает деньги на футболе, на трансферном рынке и т.д. Думаю это и являеться основной причиной финансовых успехов.
Как для меня, так интересно представить другой уровень, уровень галактики. Посмотрите, пожалуйста, сайт ФК Реал Мадрид. http://www.realmadrid.com/cs/Satellite/en/Home.htm
Здесь продажа начинается с первого клика и продают тебе это не ссылки и контакты, а сами игроки. Почувствуйте насколько приятней, когда тебе билетик (хоть и за 100 евро) продаст не контакт, по которому нужно перейти, а сам "special one". Мы видим другой уровень, уровень брендинга. а не только продажи и поверхностных коммуникаций.
Не нужно сбрасывать ссылки на страницу со спонорами, они продаются везде, пока ты лазишь по сайту, а главное они настолько качественно остаются у тебя в голове. Проверьте, 30 мин на сайте Реала и Вы их спонсоров будете помнить лучше, чем Динамовских, на которых по сути смотрите всю свою жизнь! А главное, что это происходит на глобальном уровне, не в московской области, а по всему миру. От этого на них и рождается спрос во всех точках, начиная с Сахалина и заканчивая Нью Йорком.
Ключевая разница состоит именно в бренде. В том, что работа с потребителями ведется на таком уровне, что при всем поносе со стороны прессы, колких слов со стороны болельщиков практически нет и это при том, как их Барса уже какой сезон подряд возит)
Если хотите почувствовать эту мощь на себе, то зарегестрируйтесь на сайте клуба и вам будет приходить очень много интересной нформации, которую Вы не сможете игнорировать, настолько она интересная!
В целом, не нужно иметь специальное образование, что-бы понять, почему Динамо мало зарабатывает, на стадион ходит мало людей и т.д. по сравнению с выше перечисленными клубом.
Хочеться добавить, что хоть в Спартаке работа комерции ведется на хорошем уровне, перспектив стать качественным брендом с экономической точки зрения я не вижу. Не вижу концепции, которая будет работать 50 лет. Пока они выезжают только на том, что пользуются своим именем, а мы и этого не делаем!
Я бы не хотел, что-бы мы ориентировались на восток, там всегда работает принцип "быстрых денег", а на западе умеют строить перпективу и очень хочется увидеть этого от Динамо, не надо все и сразу, надо сделать на долгое время, построить долгосрочные планы и будет ждать успех, а там глядишь рынок появиться)
Вот,собственно, все.
Спасибо всем, кто дочитал до конца, надеюсь кому-то было полезно!
ПыСы. За компом окажусь только в воскресенье... раньше в блог зайти не смогу!
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости