И опять про юность свою - общую и футбольную. Словом, проявляя личный эскапизм :).
Честно признаться, этот фильм, выпущенный в качестве своеобразного анонса к сезону 1973 года, тогда прошел мимо моего внимания. Почему - уже не вспомнить.
Сразу даю свой собственный "анонс" к этому необыкновенному фильму: это никакая не "московщина" и даже не "совок".
А просто живая история футбола. И - частичка моей собственной биографии болельщика.В фильме множество интереснейшей кинохроники, начиная прямо с каких-то неведомых периодов 1920-х годов. Между прочим, присутствует даже сюжет о визите басков в 1937 году в СССР, с рассказом Андрея Петровича Старостина - непосредственного участника тех игр. Есть тут упоминание и о визите московского Динамо в Англию в 1945 году, причем интересное прежде всего реакцией местных болельщиков.
В фильме лицам и реакции болельщиков вообще уделено много внимания. Выделяю этот момент для того, чтобы подчеркнуть тему поста в его заголовке: сегодня лица на трибунах все больше сонно-любопытствующие. А тогда болели совсем иначе.
Здесь можно увидеть лица совсем молодых Владимира Мунтяна, Владимира Онищенко, Евгения Рудакова. Кажется, в каких-то фрагментах мелькал и Олег Блохин, но я толком не разглядел. И вообще немало кадров с участием киевского Динамо 60-70-х годов прошлого века: высочайшая скорость принятия решений на основе отличной техники, удары по воротам в одно касание и все прочее, ни в каких эпитетах тогда не нуждавшееся (см. в завершающих кадрах фильма). Хотя фильм был снят в Москве, но снят честно. А концентрация сюжетов здесь просто зашкаливает. Конечно, львиная доля кинохроники снята на основе московских сюжетов, но в те времена другой информации просто не было.
Кого все это не интересует, не насилуйте себя, пройдите мимо.
Фильм начинается с кинохроники начала ХХ века - как будто в насмешку над нынешними "специалистами тренеризма" :). Очень рекомендую посмотреть первые кадры. А уж только потом поучать тренеров :).
На 41.19 мелькнул забавный эпизод: Евгений Рудаков пропускает нелепый гол в ключевой игре против московского Динамо чемпионата СССР 1971 года. Здесь эпизод снят из-за ворот, поэтому причины его ошибки хорошо видны: при его росте и длине рук он не смог сгруппироваться, пропустив мяч между рук и между ног. Я тот эпизод наблюдал на стадионе, причем с верхнего яруса, поэтому изначально эпизод разглядеть не смог. Впрочем, все это детали. Но когда вновь наблюдаешь, как той же осенью 1971 года Динамо после матча с Карпатами (1:0, Виктор Колотов) совершает чемпионский круг почета, сердце екает почти так же, как и в те мои юные времена.
А вот тема - Яшин и Пеле, Яшин и Чарльтон. Впрочем, в почти один час экранного времени здесь вместилась огромная часть истории футбола того незабываемого времени.
Главным тренером сборной СССР в том 1973 году был Евгений Иванович Горянский. Между прочим, и в бытность игроком, и в работе тренером он длительное время был связан с украинским футболом: в частности, играл за команду львовского Дома офицеров и тренировал Зарю (1966-1967 гг. - подробнее - см. по ссылке).
Что особенно заметно в игровых фрагментах фильма, так это самоотдача игроков, особенно контрастная с нынешней мотивацией к игре у этого поколения киевского Динамо. Впрочем, не буду вредить собственному эскапизму :).
Тот футбол зажигал так, что неприятности забывались как бы сами собой. Собственно, достаточно было просто взять билет на игру и оказаться в гуще болельщиков. Уж не знаю, как и почему, но мы в те времена умели орать. Это лишь кажется, что болеть на трибуне простое занятие: нет, сконцентрировать и выбросить собственную энергию, передавая ее игрокам, и получать постоянный заряд энергии от них же и есть великое искусство боления.
А ведь я был уверен на 100%, что мяч между рук и ног Рудаков пропустил именно в 1967 году. Я же прекрасно это помню. И помню, каким это было для меня ударом. Неужели что-то с памятью моей стало ?!
Но ведь и в найденном мной давнем отчёте о матче 1971 года я прочитал, что одну из контратак москвичей результативным ударом по воротам Евгения Рудакова завершил Анатолий Кожемякин. И я это понял так, что мяч был забит с игры, ведь об ударе со штрафного сказано не было.
Плюс Рафаэль Лантсман сказал, что я прав, а он-то всегда чётко разбирается в подобных нюансах.
Казалось бы, всё у меня сходилось. Но аргумент с цветом футболок всё перевернул : стало очевидно, что Рудаков пропустил этот мяч в 1971 году.
И у меня осталась последняя надежда хоть как-то облегчить оправдание своей ошибки - найти подтверждение тому, что Рудаков пропустил мяч между ног и в 1967 году. И я обратился к Седому. И он ответил : "Да, в обоих этих матчах Рудаков пропускал между ног". И у меня полгоры с плеч свалилось : всё-таки это была более-менее весомая оправдательная причина моей ошибки.
Но это же чудеса какие-то ! Дважды пропустить между ног и оба раза - от московских динамовцев !
А Седого я поблагодарил. Я рад, что истина восторжествовала.
Валерий, по Евгению Рудакову полностью с Вами согласен. Он был одним из лучших в плеяде выдающихся динамовских вратарей. Но в его карьере был ещё один памятный для него матч. В преддверии чемпионата Европы 1972 года сборная СССР сыграла в Мюнхене товарищеский матч со сборной ФРГ. И игра сложилась так, что в течение всего 16-ти минут (на 49, 51, 63 и 65) Герд Мюллер забил в ворота Рудакова четыре гола подряд. Для Евгения это был сильнейший психологический удар, и после игры в раздевалке с ним случился крайне острый нервный срыв. Его, невменяемого, долго удерживали игроки, пока он не пришёл в себя. Об этом мне рассказал Герман Семёнович Зонин, который в том матче был вторым тренером сборной.
P.S. Если Вы прочитали до конца мой диалог с автором поста, то увидели, что он так и не признал прямо свою ошибку.
возрасте соответственно - 24 года и 26 лет).Неужели сила перестраховки тогдашнего футбольного началь
ства превзошла элементарную объективность? Впрочем, современники 1958г.(кто помнит) иллюзиями се- бя не тешили. Ведь в 1966г. на ЧМ-66 о Стрельцове, уже игравшем в "Торпедо", Н.Морозов(тренер) даже
не заикался...О Татушине и Огонькове давно забыли... Возвращаясь к ЧМ-58, замечу, что фактически от-
тствовал и Нетто,т.к.,сыграв один матч и получив травму, он пропустил остальные матчи (всего сборная сыграла на ЧМ-58 5 матчей). Замечу Вам, что сборная не могла быть другой. Тренер Г.Качалин придержи-
вался уже отживавших тактических схем, доказательством чего служила работа В.А.Маслова в "Торпедо",
вернувшегося в 1957г.(в пятый раз!) в клуб и перестроившего игру команды. А Качалин и в 1962г. на ЧМ
играввшего "по старинке", хотя и тогда, и спустя годы, и эксперты, и журналисты, и многие болельщики,
считали состав 1962г. наиболее сильным из всех участвовавших в ЧМ...Впрочем, это другая история...
Рафаэль, спасибо за уточнение. Но я имел в виду, что Стрельцову не дали сыграть за сборную посредством всего того мутилова, закрутившегося в преддверии ЧМ-58. Был ли действительно виноват Стрельцов или его подставили, могли ли его отмазать в той ситуации или не могли (или не захотели) - это же до сих пор неразгаданная загадка. Но согласен с Вами : точнее было бы написать : ужасно жаль, что в чемпионате мира 1958 года за сборную не сыграл Эдуард Стрельцов.
А только о Стрельцове в контексте тех событий я упомянул только потому, что он, на мой взгляд, всё-таки был более знаковой фигурой, чем Татушин и Огоньков, которые вместе с ним прекрасно играли в сборной.
По Гавриилу Качалину согласен с Вами.
Ниже Вы несколько слов сказали о Рудакове, а я в комментарии к комментарию Валерия Сикорского (чуть выше) тоже сказал несколько слов о Евгении. Если Вам интересно, прочтите.
Наскільки памятаю, Рудаков пропустив між ніг в 1967р. Матч проти московського Динамо, Гусаров на 89 хв. 2:3. Був шок. Кажуть, Рудакову тоді затримали виділення квартири.
Чи було ще і в 1971?
И всё-таки Вы наблюдали этот гол на стадионе именно в 1967 году.
17 апреля 1967 года. «ДИНАМО» Киев – «Динамо» Москва 2:3 (Турянчик, 53, Пузач, 55 – Рябов, 49, Вотоловский, 75, Гусаров, 89).
ДК: Рудаков, Щегольков, Соснихин, Островский, Круликовский (Левченко, 82), Турянчик, Серебряников, Пузач, Мунтян, Биба, Хмельницкий.
30 августа 1971 года. «ДИНАМО» Киев – «Динамо» Москва 2:1 (Пузач, 14, 59 – Кожемякин, 44).
ДК: Рудаков, Доценко, Решко, Соснихин, Матвиенко, Трошкин, Веремеев (Медвидь, 68), Мунтян, Колотов, Пузач, Хмельницкий.
Вы хотите сказать, что и гол от Кожемякина в 1971 году, как и гол от Гусарова в 1967 году Рудаков тоже пропустил между ног после штрафного удара ?
Словом, ошибки Рудакова в 1967 году я просто не видел - в отличие от ошибки в 1971 году, виденной мною на стадионе: он пропустил мяч между рук и между ног. Я живой свидетель именно этого эпизода. Именно этот гол многократно крутили в разных сюжетах.
Не знаю, зачем вообще нужна дискуссия по столь незначительному моменту? Чтобы в очередной прицепиться к "неточности" и "уличить" оппонента?
В заключение: ошибку 1967 года я не видел и ничего рассказать о ней не могу.
Я ничего Вам не навязываю. Вы представили в своём посте видео с эпизодом, где Рудаков, по Вашим словам, пропустил нелепый гол в ключевой игре против московского Динамо чемпионата СССР 1971 года, а наш коллега LivоБeрeжнa Лівобережна уточнил, что это произошло не в 1971, а в 1967 году. С ним Вы не согласились : написали, что этот гол лично наблюдали на стадионе именно в 1971 году. А я высказал своё мнение. Я ведь в тот апрельский день 1967 года тоже был живым свидетелем этого гола, только не на стадионе, а у экрана телевизора. И для меня в тот момент это было настоящей трагедией.
Вы написали, что гол на 49:19 данного видео Вы видели лично в 1971 году. На видео гол был забит ударом со штрафного. Но в 1971 году гол в ворота Рудакова был забит с игры. Вот фрагмент из отчёта о том матче : "Одну из контратак москвичей результативным ударом по воротам Евгения Рудакова (впоследствии признанного лучшим футболистам СССР по итогам сезона) завершил Анатолий Кожемякин".
https://pressing.net.ua/Persony/Istorii/234566577/Pobeda-nad-odnoklubnikami-iz-Moskvy-shag-kievskogo-Dinamo-k-pyatomu-chem
То есть эпизод из представленного Вами видео, где гол Рудакову был забит со стандарта, никак не мог произойти в 1971, поскольку тогда он был забит не со стандарта.
Вам и Валерий Сикорский написал : "Год не помню, когда Евгений пропустил гол между ног, но то, что тогда Динамо проиграло, это точно". А в 1971 году "Динамо" у московских одноклубников выиграло.
И я ни в малейшей степени к Вам не цепляюсь и, тем более, ни в чём Вас не уличаю. Я нисколько не сомневаюсь, что Вы видели этот гол на стадионе, но приведенные мной аргументы свидетельствуют о том, что этот эпизод произошёл в 1967 году.
После того матча прошло уже 58 лет, а память нас иногда может и подвести. В нашем возрасте это вполне естественно.
А ведь сам фильм захватывающе интересен. Правда, лишь тем, кого интересует футбол. К сожалению, с каждым годом здесь таких все меньше и меньше...
И это Вы пишете тому, кто первым под Вашим постом нажал на "Одобряю" и кто в первом комментарии к посту написал Вам : "Спасибо за прекрасный фильм !"
А столь незначительную мелочь никто бы и не заметил, если бы Вы сами не акцентировали на ней внимания читателей. Даже время указали, когда в фильме мелькнул этот забавный, по Вашим словам, эпизод. А для меня и, думаю, для подавляющего большинства болельщиков "Динамо" этот эпизод был не забавным, а трагическим. Меня, например, в данном контексте резануло слово "забавный" : прошло много лет, а та, казалось бы, давно ушедшая боль напомнила о себе.
Российский режиссёр зачем-то включил в фильм этот "забавный" эпизод да ещё и с пятикратным фрагментарным его показом. Но и Вы зачем-то заострили на нём внимание читателей.
Но если бы не Ваша ошибка в указании даты, не было бы и никакой дискуссии.
Вы поблагодарили всех, кто помог установить окончательную истину в данной дискуссии, но технично умолчали о том, в чём же состоит эта истина. Я не помню ни одного случая Ваших разногласий с оппонентами, когда бы Вы признали свою неправоту. Вернее, такие случаи бывали, но только тогда, когда оппоненту Вы саркастически присуждали победу.
Вот так и в этот раз. Постоянное цепляние к словам, деталям и даже к знакам препинания.
Довольно: закройте это ненужное обсуждение сами. Иначе его закрою я. И впредь большая просьба: добавлять конструктивные комментарии к теме, а не размазывать мелочи. Львиная доля вашего словоговорения в моем блоге только им и посвящена.
Вот яркий пример перекладывания Вами с больной головы на здоровую. Вы сами высветили эту "малозначительную деталь, никак не меняющую смысла темы", а ставите это на вид мне.
При этом Вы ошиблись в дате, и четверо пользователей указали Вам на это. Но прямо свою ошибку Вы так и не признали.
А что касается наших с Вами прежних диалогов, то финиш каждого из них один и тот же : когда не находите конструктивного возражения по сути полемики, всегда находите повод оборвать её. Вот как сейчас.
Мне ваша полемика вокруг одной запятой вообще не нужна. Иной раз просто доводит до белого каления. Вы доказали, что ошибка Рудакова относится к 1967 году? Я ответил, что ту игру не смотрел? Чего вам еще надо? Что за манера въедаться и проявлять назойливость? Вас же просто вытерпеть невозможно...
Пройтись по Вашему словоговорению в наших с Вами диалогах под Вашими постами не имеет смысла, потому что в нём нет и пяти процентов конкретики. А если это не так, ответьте, пожалуйста, на конкретный вопрос : Вы согласны, что показанная в фильме ошибка Рудакова, относится к 1967 году ?
Естественно.
кову не повезло выступить на ЧМ-70 в составе сб.СССР из-за тяжелой травмы, полученной буква-
льно в преддверии мирового первенства. А ведь он находился на пике формы. Но у него в тот же
период(1971г.) будет выдающийся матч против сб.Испании в отборе на ЧЕ-72...
Но поверьте: фильм стоит просмотра.
Рафаэль, скажите, пожалуйста, к кому Вы обратились ?
Спасибо за ответ. Но здесь, на ветках Шурика, во избежание путаницы желательно указывать ник адресата. Ваш комментарий на момент его появления был под ответом Зеленки, и можно было подумать, что "Вы правы" Вы ошибочно написали ему.
Да и Андрей Попов утверждает, что вы обсуждаете гол Кожемякина в 1971 году! :)))
https://www.youtube.com/watch?v=kwquvjdINcU&list=PLkRr0k8olCQArteRj6BESl7b-u7rVBSfU&index=46
Это абсолютно второстепенная деталь по отношению к теме. Ну, ошибся - так как не видел. И что?
У меня здесь такой комментатор, который любит надоедать подобными мелочами, заглушая ими любую тему.
И почему это Вы ошиблись? В фильме показан ляп Рудакова в 1971 году.
Да не имеет это никакого значения. Просто один местный комментатор очень любит убивать мои темы болтовней по мелочам.
Футбол смотрел с 1966 года. Вначале фрагментами, так как телевизор у меня в доме появился осенью 1967 года, а на стадион попасть удавалось не всегда. Не могу определить точно, с какого момента отсчитывать свой стаж и считаю, что любые "точные даты" - это чаще всего вымысел. Но с 1968 года практически ничего уже не пропускал. Короче говоря, буду отмечать 60-летний юбилей в следующем году :).
Помню Лобановского и Сабо игроками на поле. Иной раз мечтается: вот бы сегодня кого-нибудь с таким ударом, как у Сабо...
Сергей, скажите, пожалуйста, а Вы видели матч "Динамо" Киев - "Динамо" Москва, состоявшийся 17 апреля 1967 года на киевском Центральном стадионе ?