На итальянском мундиале 1990 года поначалу не воспринимаемая никем всерьез сборная Камеруна влюбила в себя всю планету, не дрогнув в «группе смерти» и нокаутировав уже в стартовом матче действующих чемпионов мира аргентинцев вместе с легендарным Диего Марадоной. Эта команда стала настоящим открытием турнира, сумев на всех крыльях долететь до четвертьфинала, она была первой африканской сборной, которая сумела дойти до этой стадии на ЧМ. И лишь там, ценой титанических усилий и не без двойной везучести пенальтиста Линекера ее смогла оставить сборная Англии, избежавшая едва ли не самого большого позора в своей истории.
Кузнецом этой сенсации стал тогдашний главный тренер камерунцев Валерий Непомнящий, в честь достижения которого в Яунде, столице Камеруна, впоследствии появились улица Валери и бар «Непо». Несмотря на смысл своей фамилии, он помнит многое — как в действиях команд, так и в особенностях известных и не очень людей.
О том, что не вышло на ЧМ-1990 у Лобановского со сборной СССР, безбашенном Марадоне, педанте Броварском и почему можно позавидовать Шевченко — об этом и не только Валерий Кузьмич рассказал Footboom.
— Когда узнали, что на чемпионате мира попали в, мягко говоря, непростую компанию, где были СССР с Лобановским, Аргентина с Марадоной, очень непростая Румыния, испытывали какой-то шок или мандраж?
— То, что попали со сборной Союза, это в некотором смысле было потрясением. Добавить к этому все разговоры в камерунской, французской прессе о том, что Непомнящий специально проиграет Лобановскому, потому что он свой. И что Непомнящего по этой причине надо убирать. Причем, все это нагнеталось еще до нашей очной встречи. А если еще вспомнить, с каким трудом мы туда вообще попали. Когда перед решающей игрой с Габоном поднялся кипишь, до самого президента Камеруна дело дошло. Меня, по сути, пытали, сверху спустили список из восьми человек, которых я должен был поставить в основной состав. Я, естественно, сказал «нет», будет так, как решит тренерский штаб. И мы эту игру выиграли, а потом все пошло по накатанной.
А когда мы уже, собственно, попали на чемпионат, то, наверное, самым спокойным человеком в мире в этот момент был я. Говорю это без всякого кокетства, потому что главная задача была попасть на мундиаль. А там уже чудес от нас никто не ждал. Еще бы, в группе с чемпионом мира Аргентиной, СССР явный фаворит, да и румыны тоже не подарок. Я ребят все время настраивал так — играйте в свое удовольствие, а там уже как пойдет. Ведь сборная Камеруна у меня в то время состояла из 11-ти любителей и такого же количества профессионалов. Причем из них лишь один играл в высшем дивизионе Франции. Это сейчас камерунцы украшают многие команды топ-чемпионатов, тогда такого и близко не было.
Перед Аргентиной я ребятам сказал: «Нам нужно их напугать, это главное. Действовать как можно жестче и плотнее. Ведь мы играем три матча, а им нужно будет еще дальше по дистанции идти». К тому же, где-то понимал, что стопроцентной формы у аргентинцев быть в тот момент не могло, ведь тренеры наверняка рассчитывали вывести игроков на пик формы уже к завершающим стадиям. Тем более, приходили новости о том, что с Каниджей не все в порядке, плюс Марадона травмирован. Что тоже нас подстегивало. Ну а там, как говорится, вдавили, втоптали. Правда, две красные карточки получили по ходу, но это уже такое.
— Что, на ваш взгляд, не пошло тогда у сборной Советского Союза на итальянском мундиале?
— Мне кажется, что немного не рассчитали с подгонкой команды к пику формы, чуть-чуть на недельку ошиблись. Ведь уже в игре с нами они просто разрывали нас в клочья. Первые пятнадцать минут мы еще как-то играли, а потом пропустили — и все. Сборная СССР в игре с нами просто летала. До этого можно, конечно, говорить и про Аргентину, и про то, что ментально оказались не готовы к игре с румынами. Тем не менее, той свежести, которая была против нас, в тех играх не хватало. Ну и психология в таких поединках тоже момент важный. Ведь далеко не последнюю роль сыграл эпизод, когда Марадона рукой вынес мяч из пустых ворот, а арбитр на это не отреагировал.
Плюс еще очень важный момент. Перед игрой против сборной СССР где-то около часа ночи по итальянскому времени вдруг раздается в моем номере звонок, обычно мне никто вообще не звонил: «С вами будет говорить президент Камеруна». Говорю: «Хорошо, но только рядом со мной переводчика сейчас нет». «Ничего, вы уже достаточно выучили язык, поймете». В принципе, на бытовом уровне я уже достаточно свободно общался с помощниками. А по этому матчу фишка, как говорят, заключалась в следующем. Обычно я состав всегда объявлял, фактически, перед самой игрой. А здесь я заранее сказал сразу четырем игрокам основного состава, что они против Союза играть не будут. Причины были простые — двое висели на карточках и в случае чего пропускали бы следующий матч, против Колумбии. Еще двое не совсем подходили под рисунок предстоящей встречи. Так вот, он мне звонит и говорит: «Мсье Валерий, мы знаем, что вы не хотите поставить в состав, образно говоря, Иванова, Петрова, Сидорова. Мы понимаем, почему вы это хотите сделать. Но мировое сообщество этого может не понять, все будут считать, что вы специально сдаете матч. Поэтому мы вас просим — во избежание ненужных разговоров поставьте на игру основной состав». Хочу напомнить, что у сборной СССР еще были гипотетические шансы выйти из группы — им надо было выигрывать у нас, причем с максимально крупным счетом и при этом надеяться, что в параллельном матче Аргентины с Румынией кто-либо обязательно одержит победу. Но они сыграли вничью, 1:1, чем перечеркнули все усилия советской команды, которая, несмотря на то, что выиграла у нас 4:0, уехала домой.
Я вынужден был согласиться, ведь по сути, президент Камеруна был прав, резонанс мог быть очень серьезным. Объяснил все ребятам утром, в день игры. Они, конечно, все поняли, приняли информацию к сведению. Хотя внутренне состояние было в тот момент у них не самое лучшее, ведь расчет был на то, что основные игроки смогут отдохнуть после изматывающих матчей с Аргентиной и Румынией. А так, пришлось выпускать на игру выдохшихся, не успевших восстановиться футболистов. Как результат, пятнадцать минут мы еще сражались, а потом команда попросту остановилась, потому что банально не было сил выдерживать темп, заданный сборной СССР.
— С Лобановским на чемпионате часто общались? Что-то запомнилось?
— Дело в том, что, когда он начинал тренировать «Днепр» в первой союзной лиге, я уже в это время работал в туркменском «Колхозчи». С самого начала у нас было «привет-привет». А на чемпионате мира мы только поздоровались — и все. У меня никаких контактов не было — ни с журналистами, ни с коллегами. Один раз мы встречались уже после чемпионата в Москве, когда он оформлялся работать в ОАЭ, тогда это все делалось через Совинтерспорт. Мы поздоровались, немного вспомнили, что и как. Не более того. В тот период я как-то с Мишей Фоменко не то, что бы сильно дружил, но общались мы очень близко, тогда мы учились в ВШТ (Высшая школа тренеров — ред.).
— Ну вот сам Валерий Васильевич всегда выглядел человеком неприступным. Вам так тоже казалось?
— Он неприступный только в тех пределах, в которых было положено по его статусу. Для меня он был больше недоступен на определенном этапе в плане принципов работы, что он делает, как он делает. Но тоже в итоге стал своего рода примером. Я не скажу, что следовал по пути его подхода к функциональной готовности игроков, ведь там работа была просто на износ. Мое мнение — футболисты должны играть, по меньшей мере, до сорока лет. А у нас тогда уже в тридцать ветеранами считались. У меня в той же сборной Камеруна некоторые игроки за сорок продолжали играть. Тот же Роже Милла. При этом в плане тактики я всегда очень уважал Лобановского, как он строил игру. Правда, опять же, его стратегия была основана на том, что функциональная готовность должна была быть 150 %. То, к чему пришли в мире сейчас, он практиковал уже тогда — прессинг, использование флангов. Он опережал свое время — это однозначно.
— В чем, на ваш взгляд, причина того, что многие его воспитанники, которые как игроки достигли блестящих высот, не сумели проявить себя как тренеры?
— Объективной оценки с моей стороны быть не может. А субъективно могу предположить, что авторитет Лобановского настолько высок, что игроки беспрекословно всегда выполняли его требования. А для того, чтобы работать в таком изматывающем режиме, для понимания процесса нужна определенная база, которой в тот момент, очевидно, не было. Тем не менее, сейчас мы видим, что Андрей Шевченко работает, и работает хорошо.
— Не совсем футбольный вопрос хочу задать касательно Лобановского. И вам, и ему пришлось поработать в жарком климате, вы — в Камеруне, он — в ОАЭ, Кувейте. При этом ваш организм сумел адаптироваться к данным условиям, а ему период работы в этих странах основательно подорвал здоровье. В чем, на ваш взгляд, причина?
— Ну, я все-таки, по сути, всю жизнь прожил на юге, это тоже немаловажно. Плюс климат Камеруна еще называют «плохой-хороший». Там нет особой жары, плюс 20 градусов зимой — это норма, и летом — плюс 25-28. Там куда опаснее быть укушенным малярийным комаром, ведь сама малярия не страшна, а вот осложнения после нее могут быть достаточно опасными. Практически, как сейчас после коронавируса.
Так вот, в том же Кувейте климат в плане жары намного суровее, температура летом на солнце достигает почти плюс 50 градусов. Организм каждого человека имеет свои физиологические особенности, Валерий Васильевич к этому климату, судя по всему, приспособиться не сумел. Ну и потом, чего греха таить? Печень — орган серьезный, а Лобановский, как мне известно, алкоголем не так, чтобы очень сильно, но все-таки злоупотреблял. От этого и сердечная мышца очень сильно устает. Плюс я знаю, что он регулярно и очень долго бегал. Все вместе это в условиях дикой жары и дало такие губительные последствия для его здоровья. Мы же все видели, как он изменился внешне после возвращения домой.
Я помню, когда работал со сборной Узбекистана, мы были в Катаре. Там назначали тренировку на шесть вечера, на улице под сорок градусов жары, а позже нельзя было. Приезжаю на стадион, выходим — на поле плюс 22. Там просто установлена система кондиционеров. То есть, с ЧМ-2022 проблем быть не должно, к тому же он перенесен на ноябрь-декабрь.
— А вот чем, на ваш взгляд, отличался Лобановский до отъезда на Ближний Восток и после возвращения оттуда?
— На мой взгляд, он изменился психологически — стал спокойным, свободным в отношениях с игроками, с коллегами, стал более открытым с журналистами, избавился от своего рода авторитарного стиля общения. Как мир тогда поменялся, так и Валерий Васильевич. Учитывая то что тренер, по сути, работает в режиме 24/7, это важный момент. Очень жаль, что он так недолго прожил после своего возвращения.
— Вы отметили работу Андрея Шевченко в сборной Украины. Но, наверное, немаловажным можно назвать то, что у него и тренерский штаб специфический, в него входят те же итальянские ассистенты.
— Согласен. Плюс надо учитывать тот факт, что выросло потрясающее поколение игроков. Много индивидуальностей, левоногих игроков. Я могу только по-хорошему позавидовать Шевченко. Левоногих ведь не надо технике учить, им от природы многое дано.
— Кого могли бы выделить в нынешней украинской команде?
— Мне очень нравится Зинченко. Я его еще мальчишкой видел и знаю. Когда он еще в «Уфе» играл, был такой проект типа «Алло, мы ищем таланты». Он тогда приходил на встречу с ребятами. Что сказать — молодец, простой хороший парень, очень симпатичен. Не только по футбольным, но и чисто по человеческим качествам.
— Много критики обрушилось на Зинченко после финала Лиги чемпионов. Насколько сильно он виноват в пропущенном голе? И может это как-то отразиться на его состоянии перед Евро?
— Его вина, безусловно, есть. Он не прочитал ситуацию, не накрыл до конца игрока. С другой стороны, стопроцентной вины Александра в эпизоде с пропущенным голом нет, ведь в первую очередь там ошиблись центральные защитники, которые грубо нарушили свои позиции и дали Хавертцу совершить результативный рывок. А что касается состояния Зинченко, то уверен, что здесь будет все нормально, он все-таки профессионал. Тем более, что Гвардиола после матча ни в чем игрока не обвинял.
— Нам том же итальянском чемпионате мира вы пересекались с Марадоной. Какое осталось впечатление от общения с ним?
— То, что это гений футбола, даже не обсуждается. Он вообще прилетел откуда-то с другой планеты, своего рода человек-оркестр. Профессиональные качества Марадоны — это одно. Другое дело — совершенно безбашенное поведение, взять те же отношения с «Наполи» — сначала сделать болельщиков команды счастливыми, а потом в таком количестве оттолкнуть их от себя. Плюс все эти истории с наркотиками и прочее.
Помню, на чемпионате мира мы разминались перед игрой с Аргентиной в подтрибунном помещении, на поле нас тогда не пустили. И Марадона подходит к каждому нашему игроку, обнимается, фотографии. Но надо знать, как камерунцы выходят на поле — они танцуют, поют. А тогда команда вообще была до предела раскована, ведь, как я уже говорил, от нас никто не ждал никаких чудес. Так вот, Марадона это все увидел, потом ко мне подошел, и было видно, что он в откровенном шоке. В шоке от того, насколько свободно чувствовали себя камерунские футболисты, что не дрогнули перед авторитетом самого обладателя «Руки Бога». Он явно оказался не готов к такой реакции от игроков команды, которую на тот момент заранее все списали со счетов.
— Диего очень рано покинул мир, причем на фоне очень темной истории, точка в которой на сегодняшний день так и не поставлена. Считаете логичным такой конец?
— В каком-то смысле да. Очень часто судьба творческих людей, великих артистов, музыкантов и так далее — она такая. Люди, которые так вот ярко живут — они также ярко и сгорают. Понятно, что можно и нужно жить по-другому. Но такие люди, как Марадона — они люди куражные, их должно что-то вдохновить. Совершенно противоположный пример — Пеле. Это тоже величайший футболист. Но при этом мы видим, что он идет по жизни правильным, приземленным курсом.
— Вашим помощником в сборной Камеруна был легендарный капитан львовских «Карпат» Лев Броварский, светлая ему память. В одном из интервью, когда его спросили о том, как он работал с Непомнящим от ответил: «Как Лобановский с Базилевичем». Насколько вы согласны с этим сравнением, и кто в этой ситуации был Лобановский, а кто — Базилевичем?
— Кто я был на фоне Броварского, который к тому времени имел титул прославленного футболиста, обладателя Кубка СССР 1969 года в составе «Карпат»? Да, тренерский стаж на тот момент у меня был несколько больше, опыта, соответственно, тоже. Но то, как Лева видел в деле игроков, как он мыслил — тут вопросов нет. Поэтому мы никак не можем в чем-то здесь соревноваться.
Помню, я прилетел в сборную 2 ноября, он — 3-го. А уже 8-го был турнир из шести команд Центральной Африки. И мне должны были представить команду. А они для меня все на одно лицо. Это потом мы уже научились их различать, поняли, что они абсолютно разные, даже по цвету. Говорю: «Лева, ты запомни до этого игрока, а я уже остальных» (смеется). А если еще вспомнить, что у нас там была эпопея, когда не было ни формы тренировочной, ни манишек, потертые мячи из-за тренировок на песчаном поле, которое, по сути, асфальт. В общем, целая история.
Затем мы провели стартовую игру, после чего выяснилось, что в это время где-то должна играть молодежная сборная страны. Нам пришлось разделиться, его основной зоной ответственности был молодежный состав. Но когда сыграл — все, опять мы уже работали вместе, он быстро вошел в курс дела, быстро ориентировался. В целом же, не скажу, что мы так уже сильно и сблизились. Да, жены наши были в тесном контакте, по магазинам вместе ходили. Лева же, не скажу, что был такой уж сильно закрытый, но одиночество было для него приятнее, чем компании. В то же время, для меня он был фигурой где-то даже более авторитетной, чем я сам.
— С каким известным тренером вы бы сравнили Броварского?
— Лева, мне кажется, немного зануда, но в хорошем смысле слова. Он — педант, очень щепетильный. Вот у него есть определенный план, система. Шаг влево, шаг вправо — это уже большая проблема. Я бы его поставил в один ряд с Курбаном Бердыевым, у которого тоже все строго по плану.
В этом смысле мы как-то с Левой расходились. Ведь футбол — творческая игра, чем больше умных людей, тем лучше должна быть команда. Конечно, требования определенные должны предъявляться, а Броварский был очень уж схематичен. Я же в этом плане где-то романтик, считаю, что болельщики должны наслаждаться игрой. И не очень воспринимаю все эти «автобусы», «троллейбусы» у штрафной. Да, сейчас футбол максимально прагматичен, нацелен на результат. Но я всю жизнь был за атакующий футбол, за то, чтобы забитых мячей было побольше. Из-за этого страдал и страдаю.
Евгений Савчук
Команда прекрасно выглядела, не взирая ни на какие авторитеты.
А сегодня Петраков заставил вспомнить по манере игры нашей молодежной сборной о том, как тогда играл Камерун! И да, дальнейшая карьера обоих тренеров могла бы сложиться куда лучше!
-
Алекс Восьмой
- Опытный писатель
05.06.2021 23:54
Таких тренеров не любили тогда и сейчас: читая интервью как раз Петракова также вспоминал... Так плохо ещё молодёжная на турнире Лобановского не играла... кому ещё должен проиграть Ротань 3:0 , 5:0 , чтобы всем стало ясно , что отличный в прошлом футболист - просто бездарный тренер.... а такие же бездарные функционеры и сейчас не дают нормально работать одаренным тренерам типа Петракова...
- 0
-
Nauhnar
- Наставник
05.06.2021 16:00
Как тренер Лобан мог позволить после работы.
- 1
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
04.06.2021 23:57
Странно услышать от В.К.Непомнящего о том, почему В.В.Лобановский и О.П.Базилевич, как авторы новой мето-
- 0
-
Clermont Ferrand(clermon)
- Наставник
04.06.2021 19:31
Дуже виважене інтерв'ю. Приємно почути розумну людину.
- 5
-
Сергій Ковальов(scico)
- Эксперт
04.06.2021 18:27
Где-то валяется фотка сборной Камеруна с автографом Анатолия. Мой дядя знал его по совместной тренерской работе в Ашхабаде, отзывался очень хорошо о нем как о специалисте и человеке
- 1
-
Сергей Качмарчик(DynamoForever10)
- Эксперт
04.06.2021 21:23
Анатолия?
- 1
-
Сергій Ковальов(scico)
- Эксперт
05.06.2021 09:58
Конечно Валерия. Спасибо
- 0
-
алекс ковган(cap)
- Наставник
04.06.2021 18:07
смотрю ЧМ с 1982 и тот итальнянский 1990, по моему мнению был самым скучным, и Камерун как светлое пятно
- 3
-
Bob bob(b_roit)
- Опытный писатель
08.06.2021 07:50
полуфинал Англия - Германия скучным не был
- 0
-
Vladyslav Kosulin(kosulin)
- Наставник
04.06.2021 17:53
Непомнящщий тогда сделал фантастическую команду, в которой Роже Милла просто рвал соперников на куски. До сих пор шок от его игры помню.
- 6
-
Руслан Владимирович
- Наставник
04.06.2021 17:46
Марадона великий. Вопросов к этому у меня нет. Но как он рукой выбил мяч летящий в ворота, рядом стоит шведский судья-сука и промолчал.
- 3
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
05.06.2021 00:15
Этот судья( Э.Фредрикссон) "промолчал"( не зафиксировал) два(!) офсайда в матче ЧМ-86 СССР-Бельгия
- 1
-
A weel(anatolij-vikul)
- Наставник
04.06.2021 17:45
о, Непомнящий! Камерун был удивиельный и Роже Мила, натягивающий Рене Игиту как пижона! И 1/4 с Англией Газзы и Линекера, чуть не хватило, это было очень красиво!
- 6
-
Руслан Владимирович
- Наставник
04.06.2021 17:47
хорошая сказка была на том ЧМ. Камерун мог выйти в полуфинал ЧМ. это невероятно.
- 6
-
Nauhnar
- Наставник
05.06.2021 15:51
оказывается, у Камеруна уже были на руках билеты на самолет домой, купленные с расчетом, что они проиграют бритам.
- 0
-
Олексій Оболонський(alex2103)
- Наставник
04.06.2021 17:44
Когда «Динамо» возвращалось со сборов на Кавказе, самолет вынужденно приземлился в Симферополе. За обедом, пока команда ждала вылета, Маслов попросил налить каждому по стакану водки. «Они не могли поверить своим глазам, – рассказывал советский журналист Аркадий Галинский, который работал в «Советском спорте» и вел «Спортивную программу» на Центральном телевидении. – В «Динамо» никогда не было ничего подобного. Маслов поднял тост за удачу в грядущем сезоне. Все выпили, кроме Лобановского, который даже не притронулся к стакану. Увидев это, Маслов попросил его выпить за успех команды. Когда Лобановский вновь отказался, Маслов неприлично обругал его. Лобановский ответил бранью». Виктор Каневский, впрочем, утверждал, что никакой перепалки не было – просто Лобановский вообще не пил вне отпуска. Как бы то ни было, в том сезоне он сыграл лишь 8 матчей и перешел в «Черноморец». После 7 чудесных лет в «Динамо» – 150 матчей, 43 гола. https://ua.tribuna.com/tribuna/blogs/articles/2400146.html P.S. Непомнящий, конечно, сделал чудо с Камеруном. И я им искренне тогда восхищался. Но откуда инфа у "шапочного" знакомого про "алкоголизм" Папы? Профессионал еще не подразумевает порядочность (это о Непомнящем). P.P.S. готов к бану, но как говорил Шико д'Эпернону "ударь, но прочти".
- 1
-
Руслан Владимирович
- Наставник
04.06.2021 17:49
судя по другим интервью разных людей того времени. ВВЛ любил коньяк.
- 8
-
A weel(anatolij-vikul)
- Наставник
04.06.2021 17:58
Помню вью Семина, где он говорил что и Лобановский и Бесков могли хорошо выпить, но пьянми их никогда не видели. И еще где-то мелькало, Мышалов, доктор что-то про это говорил.
- 3
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
04.06.2021 22:38
Мышалов много чего говорил, даже о том, где не присутствовал...
- -1
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
05.06.2021 00:17
А Сёмин видел хоть раз, чтобы Лобановский выпивал или это "байки" с "футбольной биржи"?
- 0
-
Карл Фернандович Мицельмахер
- Эксперт
04.06.2021 18:32
Ни о каком алкоголизме Непомнящий не говорил. Никакого алкоголизма и не было. Он сказал что ВВЛ любил выпить. Ну а то что после окончания рабочего дня ВВЛ мог позволить себе в меру коньяка ни для кого не секрет.
- 2
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
04.06.2021 23:44
Самое загадочное в этих "рассказах", что "ни для кого не секрет". А я помню те времена, когда Лоба-
- 2
-
Карл Фернандович Мицельмахер
- Эксперт
05.06.2021 07:26
Московский журналист подтвердил то что сказал я.
- -1
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
05.06.2021 11:00
Полагаю, что не нужно быть литературным экспертом, чтобы увидеть разницу между Вашим - "ВВЛ мог позволить себе в меру коньяка" и А.Горбунова - "никогда, ни при каких обстоятель-
- 1
-
Карл Фернандович Мицельмахер
- Эксперт
05.06.2021 11:22
Вы , похоже, умышленно не приводите полностью слова московского журналиста и мои.
- -1
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
05.06.2021 12:58
Мне не надо "умышленно" не приводить полностью Ваши слова и А.Горбунова, я передал основной смысл, хотя в первом комментарии изложил всю фразу извест-
- 1
-
Карл Фернандович Мицельмахер
- Эксперт
05.06.2021 13:05
Возможно вы не увидели основного смысла в моих словах. Бывает.
- -1
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
06.06.2021 00:50
Ваш "основной смысл" заложен в том, что является "секретом", так и не раскрытым. Как это может быть, что Лобановский не пил(не употреблял), если все пили и пьют, особенно, люди спорта. Тем более. если это "ни для кого не секрет". Оказалось, для А.Горбунова, дружившего так много лет с Лобановским - это секрет. Для многих, хорошо информированных людей с тех далеких лет, когда многие болельщики "поздних поколений" еще не родились - секрет. Нескромно скажу и о себе- тоже секрет...
- 0
-
Карл Фернандович Мицельмахер
- Эксперт
06.06.2021 10:24
Люди,бывает, с возрастом меняются, меняют свои привычки. В те далёкие годы было одно, с течением времени другое.
- -1
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
06.06.2021 22:00
Тот же автор(А.А.Горбунов) написал книгу, посвященную извест-ному артисту театра и кино О.И.Борисову, начинавшему свою замечательную карьеру в начале 50-х г.г. в Киевском русском драмтеатре им.Л.Украинки,дружившему с Лобановским и Ба-
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
05.06.2021 11:01
Полагаю, что не нужно быть литературным экспертом, чтобы увидеть разницу между Вашим - "ВВЛ мог позволить себе в меру коньяка" и А.Горбунова - "никогда, ни при каких обстоятель-
- 0
-
Shapych
- Эксперт
04.06.2021 19:54
Навіть лікар Лобановського казав, що через два дні після сердцевого приступу застав ВВЛ з рюмочкою Хеннессі.
- 2
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
05.06.2021 00:35
Этот врач - случайно не врач сборной СССР 1986-90г.г. С.Мышалов, который в одном интервью "СЭ" рассказывал о работе В.В.Лобановского в Кувейте в 90-е г.г., при том, по словам известного журна-
- 0
-
Shapych
- Эксперт
05.06.2021 22:13
Ні, то був лікар Динамо, і ситуація була в докувейтський період. Якщо пам'ятаєте, тоді проскочила інфа, що Лобан зліг.
- 0
-
Shapych
- Эксперт
05.06.2021 22:15
Хоча в'ю з'явилося вже після смерті ВВЛ.
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
06.06.2021 00:17
Вот именно "хтозна". Моя ссылка на известного московского журналиста А.А.Горбуно-
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
04.06.2021 22:35
Этот "рассказ" ныне покойного А.Р.Галинского давно опровергнут и ныне покойным В.И.Каневским, и изве- стным журналистом А.А.Горбуновым. много лет дружившим с покойным В.В.Лобановским и напи-
- -1
-
denis Denis(Denik30)
- Наставник
04.06.2021 17:43
Тот ЧМ, это моя детская трагедия... Как же я его ждал,... Был тогда в Улан Баторе, трансляции ночью... Первый матч с румынами, абсолютно без шансов, с Аргентиною, тоже кроме руки Марадонны, после углового и удара головой, по моему, Кузнецова и вспомнить нечего... Ну и ничего нерешающий матч с Камеруном... Скучный финал Германия - Аргентина... 1-0...
- 3
-
Nauhnar
- Наставник
04.06.2021 16:39
до сих пор душа ссаднит от воспоминания этих матчей с румынами и аргентами:(
- 1
-
Иван Павленко(Ivangr)
- Эксперт
04.06.2021 15:32
Интересное интервью. Некоторых фактов, изложенных здесь, особенно о Броварском, даже не знал.
- 3
-
Efim
- Наставник
04.06.2021 14:53
К чему всё это и зачем ? Заполнить новостную ленту ? Современным болельщикам это и близко не надо . Упоминание фамилии Лобановского превращается на этом сайте в фетиш .
- -20
-
Andrew Berry(purple)
- Старожил
04.06.2021 15:52
Это кто ж тут такой "авторитет" , который решает, что надо и что не надо современным болельщикам? Не интересно, не читайте, а за всех, кто наблюдал за историей футбола, в частности чемпионатов мира, расписываться не надо
- 9
-
Сергей Качмарчик(DynamoForever10)
- Эксперт
04.06.2021 21:30
Поддерживаю!
- 0
-
Руслан Владимирович
- Наставник
04.06.2021 17:45
Валерий Васильевич Лобановский это лучшее ,что было в истории Динамо Киев. Если современным болельщикам он не интересен,это все таки плохо.
- 3
-
Игорь В(vesker)
- Наставник
04.06.2021 22:02
Так а кто заставляет читать то, что не интересно? Кто такой этот современный болельщик? Как определить? Наверное "современному" болельщику желтизна больше нравится (а-ля новости про Морозючку или где и с кем бухал Миля/Алиев/Тунец) или утки про интерес Бешика,Фенера итп. А когда про футбол, про его историю, то нах надо такие статьи.
- 1
-
Andriy Panchenko(an99)
- Эксперт
04.06.2021 14:36
Тренерская стезя вообще здоровья не прибавляет, а как они всё внутренне пропускали через себя - живя буквально игрой и футболом это ещё более усугублялось, накапливаясь и отражаясь не самым лучшем итогом, не говоря уже про пресс со стороны "доброжелателей".
- 4
Еще комментарииРазве вы не читали здесь у Шурика недавно воспоминания покойного Чубарова, с эпизодом, когда Суркис И., до 4 утра просидев за чашкой... чая вместе с ВВЛ, не поверил своим глазам, когда в 8 утра Лобан вышел на пробежку и позвал его с собой (как и договаривались накануне).
:)
дики игры, делали ставку на функциональную подготовку. Учитывая специфику советского футбола и изучая опыт
таких выдающихся советских тренеров, как Б.А.Аркадьев,В.А.Маслов, они пришли к выводу: функциональная гото-
вность - фундамент,на котором строится любая тактика.
Что касается здоровья, то еще до отъезда на Ближний Восток, в бытность работы в сборной СССР, у ВВЛ были
проблемы с сердцем. И о какой выпивке идет речь?
3:4. Так что, очередная встреча с ним на ЧМ-90 в матче против сб.Аргентины - продолжение истории 1986г.
не сдавать же билеты:)
новский был еще игроком "Динамо" и всегда было известно, что если кто в "Динамо" и относился к "белым воронам"(т.е. к непьющим) - это В.Лобановский и О.Базилевич.Как и к самым образованным. Да, еще непьющим был Й.Сабо. Известный московский журналист А.А.Горбунов,многие годы дружи-
вший с Лобановским и написавший о нем книгу в серии "ЖЗЛ"(2018) -"Лобановский",одну из глав так и назвал - "Пелена лжи и пересудов". Он пишет:"Выдумки о Лобановском конструировались не на принципах точности изложения фактов,а в полном соответствии с тем, что намеревались преподне-
сти читателям их авторы". Горбунов приводит немало примеров и известных имен, опустившихся до
разного рода выдумок, инсинуаций и вранья о Лобановском. Что касается того, что Вы назвали "ни
для кого не секрет", А.Горбунов пишет:"Лобановский, и это опять же может подтвердить каждый, кто
тренера знал,никогда,ни при каких обстоятельствах не позволял себе выпить что-то алкогольное да-
же днем, за обедом, не говоря уже об утренней поре". Увы, но современникам Лобановского, как иг-
рока "Динамо" с конца 50-х г.г., тренера "Днепра", а затем "Динамо" и сб.СССР, чего только не при-
шлось наслушаться...
Вам же рекомендую настоятельно найти и прочитать упомянутую выше книгу Александра Горбунова
"Лобановский". Она, конечно, о футболе этого, без преувеличения, выдающегося тренера.
ствах не позволял себе выпить что-то алкогольное..." Не говоря уже о том, что в моем "ин-
формационном пространстве" В.В.Лобановский появился в далеком 1959г., когда начал вы-
ступать в киевском "Динамо", как игрок, и никогда(!) его имя не было связано с тем, что счи-
тается "нормой" для многих людей в жизни, в т.ч. в спорте.
Мои слова: "....после окончания рабочего дня ВВЛ мог позволить себе в меру коньяка ни для кого не секрет." Слова московского журналиста: "Лобановский, и это опять же может подтвердить каждый, кто
тренера знал,никогда,ни при каких обстоятельствах не позволял себе выпить что-то алкогольное да-
же . Не надо быть литературным экспертом чтобы увидеть тождественность по смыслу "после рабочего дня" у меня и "днем, за обедом, не говоря уже об утренней поре" у московского журналиста.
ного журналиста. А Ваши слова полностью(!) желающие могут прочитать в Вашем комментарии, расположенном рядом с моим. А еще лучше интересующиеся тем, как рождались инсинуации,выдумки и откровенная ложь в отношении Лобановско-го, могут прочитать в книге А.А.Горбунова. Было бы желание. Ну, а болельщикам со стажем,думаю, не изменит память о том, каким знали Лобановского, в отличие
от многих его партнеров, коллег и прочих любителей другого образа жизни.
зилевичем(его жена была актрисой того же театра) и после пе-
реезда из Киева в Ленинград,затем в Москву. И эта дружба про-
должалась до смерти актера в 1994г.Так вот, целая глава этой книги посвящена Лобановскому, тем более автору(А.А.Горбуно-
ву) были близки упомянутые персонажи. В ней описана, как и в
упоминавшейся мной ранее книге "Лобановский", то, что соста-
вляло привычки неординарного человека, каким был Лобанов-
ский. Я полагаю, прочитав эти книги, непредвзятый человек еще
больше убедится, что не только отношение и знание футбола
было сутью это человека, а культура и интеллект. Что касается "вредной привычки", то о ее отсутствии Горбунов пишет в книге,
посвященной ВВЛ, пишет однозначно. И не забудьте, если пом-
ните, как относился ВВЛ к игравшим у него футболистам в "Ди-
намо", проявлявшим "пристрастие к спиртному"...
ствах не позволял себе выпить что-то алкогольное..." Не говоря уже о том, что в моем "ин-
формационном пространстве" В.В.Лобановский появился в далеком 1959г., когда начал вы-
ступать в киевском "Динамо", как игрок, и никогда(!) его имя не было связано с тем, что счи-
тается "нормой" для многих людей в жизни, в т.ч. в спорте.
ніхто ж не каже, що Лобановський був алкоголіком (крім Вас - хі-хі), але в спеку і з хворим серцем регулярна рюмочка навіть найкращого коньяку робить свою чорну справу.
листа А.А.Горбунова, ни разу, не побывавшего там, рассуждал, как ВВЛ "завтрак доставляли на под-
носе прямо к бассейну. И рюмочка прилагалась, как я понимаю".Т.е. он не видел,но его "понимание" предполагает...
Известный футболист и тренер прошлого ныне покойный В.Прокопенко, на сей счет, говорил:"Таких людей, как Лобановский, после смерти обычно окутывает пелена лжи и пересудов". К сожалению, большое количество людей верит всякого рода инсинуациям и лжи. Тем более, если не застали то-
го или иного известного человека.
Правда, там не було і каплі зловтіхи, а лише шкодування...
Наскільки правда - хтозна.
ва,много лет дружившего с Лобановским и помогавшего ему в написании известной книги ВВЛ "Бесконечный матч", а позже написавшего книгу "Лобановский"(вышла в се- рии ЖЗЛ в 2018г.), где категорически опровергаются всякие домыслы. выдумки и про-
сто ложь о ВВЛ со стороны разных людей, в т.ч. и известных. Тем, кто застал покойно-
го Лобановского в бытность игроком "Динамо" с 1959г., затем в тренерские годы, нико-
гда не слышал,не читал и не знал о якобы "пристрастии ВВЛ к спиртному, в отличие от
многих его партнеров по карьере.Таким же, кстати, был покойный О.П.Базилевич и ны-
не здавствующий Й.Й.Сабо. Тем более. что у Лобановского возникли проблемы с серд-
цем в 80-е г.г. во время руководства сб.СССР. Поражает упорная(или упрямая)попытка разного рода людей, не владеющих никакой информацией, доказывать то, чего не бы-
ло на самом деле.
савшим об этом в своей книге "Лобановский"("ЖЗЛ",2018г.). Для чего эта выдумка понадобилась Галин-
скому, осталось загадкой. Разве что, хотел дискредитировать Маслова, с которым был не в самых луч-ших отношениях? Как, впрочем, спустя годы писал не самые лучшие комментарии, мягко говоря, о тренерской
работе Лобановского и игре киевского "Динамо"...