Российский журналист Сергей Микулик рассказал о своей последней встрече с легендарным тренером киевского «Динамо» Валерием Лобановским.
«...6 января — день рождения Лобановского — человека широченного просто масштаба. Он мыслил категориями, недоступными остальным. Я помню последнюю встречу с Валерием Васильевичем — когда он привез на Кубок Содружества киевское «Динамо».
После церемонии открытия был легкий фуршет — и, как обычно, заспорили специалисты о футболе — к тому же в таком ностальгическом составе они виделись теперь примерно раз в год. И Борис Петрович Игнатьев, чтобы доказать свою какую-то правоту, решил сослаться на Лобановского: да спросите вон у Васильича: он столько лет на советский футбол работал!
— Только не надо ко мне приклеивать ваш национализм! Я ни дня не работал на советский футбол!
У людей аж фужеры из рук повыпадали — это ж как же так-то?!
— Потому что я работал на футбол, просто — на-фут-бол! Как на игру, как на саму идею. А вам бы все — советский, антисоветский...» — написа́л Микулик в Телеграме.
-
SuperCup 1975(mikhace2)
- Наставник
08.01.2022 20:29
Лобановського функціонери совєцького футболу травили постійно. А він дійсно працював на футбол. І був з ДК на все життя, які б інші команди він не тренував.
- -1
-
Дэви Аркадьев(Devi)
- Эксперт
08.01.2022 17:09
Спасибо за публикацию, которой на эту минуту в Facebook(e) уже поделились более 500 человек, уважаемый Aндрей Кравчук!
- 1
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
08.01.2022 15:44
Слова истинного профессионала: работать на саму профессию.
- 1
-
Tango Cash
- Опытный писатель
08.01.2022 15:42
Без обид, но звучит, как-то гниловато... Без обид, но это, как отмазка немецких генералов: "Мы были просто солдаты, это Гитлер во всем виноват".
- -1
-
Виктор Виктор
- Начинающий писатель
09.01.2022 09:11
Без обид, тупая интерпретация слов Мэтра...
- 0
-
Олег
- Читатель
10.01.2022 04:17
Сильная паралель.
- 1
-
fanat 80
- Начинающий писатель
08.01.2022 08:51
Лобановского хотели втянуть в политическую дискуссию.В Советском Союзе были команды,представляющие разные республики и регионы России.Динамо Киев представляло Украину,Динамо Тбилиси-Грузию,российские клубы представляли регионы РФ и руководство страны хотело,чтоб доминировали московские клубы во всех видах спорта,чтоб показать их превосходство,желательно для них было,чтоб сборную СССР представляла Москва,но это не всегда удавалось.Таким образом спорт имел явную политическую окраску.И все это знали.Необходимо было продемонстрировать перед миром превосходство социалистической системы в спорте как наиболее доступном виде пропаганды.Поэтому и появилось словосочетание советский спорт,советский футбол и т.д.Лобановский не хотел в этом участвовать,потому что он представлял как тренер украинский футбол в лице Киеского Динамо
- 2
-
Стас ДК(llo-stanslav)
- Наставник
08.01.2022 02:02
Журналист наверно плохо понимает, что такое национализм. Нет советского футбола и никогда не было потому что нет такой национальности. Был футбол украинский, был грузинский, армянский и азербайджанский, но не было русского и советского.
- -5
-
Aragorn Alahorn(Aragorn)
- Эксперт
08.01.2022 03:10
Был советский футбол , была сборная СССР до которой нынешним сборным как до неба рачки. И именно советский футбол (и не только футбол) достигал успехов и на клубном уровне, который до сих пор не досягаем руским, украинским, грузинским , и на индивидуальном уровне игроков - против 3-х золотых мячей СССР лишь 1 золотой мяч в постсоветское время у Шевы и то в Милане даже с миллионными зарплатами игрокам.в "национальных чемпионатах" . А не желание Лобановского лезть в политику , особенно на фоне развала союза и перекройки идеологических ценностей полностью понятно.
- -1
-
legioner Борис
- Старожил
08.01.2022 08:24
Aragorn Alahorn, а вы помните, как Лобановский выдвигался кандидатом в депутаты на первый съезд нардепов СССР? А я вот помню список кандидатов, среди которых с изумлением обнаружил и его фамилию. И даже тогда подумал "Господи, ну ему-то это зачем?..".
- 4
-
ksf ksf
- Эксперт
08.01.2022 13:07
Осмелюсь напомниь - без "величайшего соизволения" ЦК КПСС в СССР никто никуда не видвигался и не задвигался; и зы. избиратели имели право или "одобрям" или "отказали" согласно команды того же ЦК , или их маорионеток-филиалов - демократический централизм называеться ))
- -2
-
legioner Борис
- Старожил
08.01.2022 13:43
Тогда, в конце 80-х, уже были другие критерии и фильтры на попадание во власть и в политику. Голоса избирателей тоже тогда учитывались. Цетральная власть, по сути, тогда уже теряла контроль над избирательным процессом.
- 2
-
Черкаський вареник
- Наставник
09.01.2022 01:05
В депутаты ссср попадали только назначенные лица,в бюлетне небыло выбора,или голосуешь за предложенного кандидата,или можешь вычеркнуть его и дописать своего Я Щербицкого лично выдвигал с трибуны на заводе КЭВРЗ,мне дали бумагу и я слово в слово прочитал её с пафосом и ударениями
- -1
-
Черкаський вареник
- Наставник
09.01.2022 01:05
В депутаты ссср попадали только назначенные лица,в бюлетне небыло выбора,или голосуешь за предложенного кандидата,или можешь вычеркнуть его и дописать своего Я Щербицкого лично выдвигал с трибуны на заводе КЭВРЗ,мне дали бумагу и я слово в слово прочитал её с пафосом и ударениями
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
07.01.2022 23:30
Смысл сказанного В.В.Лобановским абсолютно понятен, кто бы и как не интерпретировал сказанное им. Поэтому,
- 3
-
legioner Борис
- Старожил
08.01.2022 08:19
Смысл этой цитаты понятен лишь тем, кто не понимает разницы между словами "советский" и "националистический". Да, есть и такие люди, которые не понимают этого. Например, вы.
- -4
-
Nazar Nazaricov
- Эксперт
07.01.2022 22:32
Есть в современном мире люди "без паспорта" ... живущие в нескольких странах сразу и имеющие несколько гражданств .... ну а в те годы и в том месте он правильно ответил .... сейчас же ответ более котигоричен - кацапы , идите в ....
- -1
-
legioner Борис
- Старожил
07.01.2022 22:05
Вообще-то "советский" и "национализм" отнюдь не синонимы, а самые, что ни на есть, категоричные антонимы, то есть слова, противоположные по смыслу. Наверное, Микулик либо далеко стоял и плохо расслышал, либо уже успел принять на грудь рюмку-другую...
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
07.01.2022 23:43
Это так официально считалось в советское время, что эти слова - антонимы. А реально проводимая ста-
- 1
-
legioner Борис
- Старожил
08.01.2022 08:15
Нет, дружище, вы ошибаетесь. Сталинские наследники, как и сам Сталин, проводили исключительно интернационалистскую линию. Это почти, как национализм, только наоборот. Надеюсь, что вы, как здравомыслящий человек, это прекрасно поняли.
- -2
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
08.01.2022 19:37
Как человек, проживший немало лет в советское время и хорошо знавший на собственном опы-
- 2
-
legioner Борис
- Старожил
08.01.2022 20:51
Не понимаю и не принимаю ваших возражений. Вообще не понимаю суть спора.
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
09.01.2022 15:09
Потому и не принимаете, что не понимаете. А если бы внимательно читали, возможно(?) поняли бы. Тем более, я привел пример, связанный с Лобановским(точнее,с Каневским).
- 0
-
legioner Борис
- Старожил
09.01.2022 15:41
Давайте без вашего высокомерия очередного всезнайки. А то, когда вы один умный, а все другие дураки - это даже не смешно. Скромнее себя ведите.
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
09.01.2022 22:35
Не буду убеждать Вас в том, чего Вы, судя по по Вашему ответу, так и не по- няли. Не сейчас,а намного раньше.Единственное - о Каневском, как пример того, о чем я писал ранее. Этому, в прошлом - знаменитому футболисту и
- 0
-
legioner Борис
- Старожил
10.01.2022 10:26
Я же вроде написал написал - "таковы были правила в те времена".
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
10.01.2022 14:09
Читая Ваши рассуждения, в некотором роде удивляюсь.То ли были далеки от этой темы, то ли Вас это не касалось и Вы не интересова-
- 0
-
legioner Борис
- Старожил
10.01.2022 18:48
Не вижу никаких противоречий в вашей реплике с тем, что я написал выше. Уехать из СССР во все времена, начиная с 1917 года и до года 1991-го было очень трудно. Даже в турпоездку в страны соцлагеря, не говоря уже о длительных командировках. Все боялись давать своё согласие на выезд и поэтому каждая инстанция перестраховывалась по максимуму. А вдруг человек не вернётся и будет очернять наш самый передовой строй?
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
10.01.2022 22:51
То, что было плохо всем - не надо доказывать.Но когда творились сталинские преступления против многих конкре-
- 0
-
legioner Борис
- Старожил
11.01.2022 10:45
Вы странный и очень упёртый человек, который ломится в открытую дверь. Я ни разу не усомнился в фальшивости официального интернационализма, декларируемого со всех трибун. Каневскому не повезло, с ним обошлись жёстко и несправедливо, в энный раз пишу об этом. Ну а вот еврей Базилевич, живший и работавший в те же времена, имел более счастливую тренерскую судьбу. И все соответствующие регалии и звания.
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
11.01.2022 15:16
Желание услышать от Вас оценку того, что соответствова- ло реалиям жизни в СССР вплоть до его развала - это Вы
- 0
-
legioner Борис
- Старожил
12.01.2022 18:15
У вас реально трудности с пониманием моих текстов, если вы уверены, что я искренне считал официальный интернационализм подлинным интернационализмом и вот только в последнем посте я признал его фальшивость. Я жил в то время и хотя был школьником, но прекрасно понимал, что за красивыми словами о дружбе народов и пр. находится пустота. Как и за прочими красивыми словами о наших успехах в социалистическом строительстве. На этом всё, спасибо за дискуссию.
- 0
-
Черкаський вареник
- Наставник
09.01.2022 00:59
Линию сталин крепко держал,миллионами вывозил украинцев,татар,чеченцев,латышей,эстонцев,литовцев,поляков военнопленных в Катыни всех убил,Голодомор в Украине был совершенно не случайным,в Белоруси теща даже не слышала о голоде, одним словом ""интернационалист"
- 0
-
Черкаський вареник
- Наставник
09.01.2022 00:50
Синонимы полнейшие,русские нация а остальные,черножопые,хохлы и т.д На меня орали офицеры в армии как только слышали что я по украински разговариваю,не говоря уже про каких то узбеков или армян черножопых "По русски разговаривать!!!!!!" это слышал каждый нацмен Врете Вы людям,мохровый русский шовинизм процветал в ссср, пропойца русский считал себя выше ннепющего хозяйственног татарина или чуваша,только потому что он русский Пацаны этого не знают а Вы пользуетесь и врете
- 0
-
legioner Борис
- Старожил
09.01.2022 11:06
Мужчина, успокойтесь и перечитайте. Я не отрицаю бытового национализма у русских, как не могу его отрицать и у всех остальных национальностей. Национализм - естественное чувство, присущее всем без исключения. Это просто приятно - считать себя и свою нацию лучшими, чем остальные.
- 1
-
Konstantin(dk_4_ever)
- Эксперт
07.01.2022 22:04
ВВЛ всегда гнул свою линию, из-за этого его не любили в Москве. Но результаты говорили сами за себя. Как же сейчас не хватает такой глыбы, как ВВЛ...
- 2
-
ksf ksf
- Эксперт
07.01.2022 21:47
"Совєцкій футбол" всю дорогу і всіма доступними способами ціленаправлено паплюжив І Лобановського і Київське Динамо, так що відповідь ВВЛ було ще досить коректною ))
- 2
-
Sergey(arahorn)
- Эксперт
07.01.2022 20:25
Ну, типичная ситуация: россияне хотели сделать из Лобановского "полезного идиота" - обломались, не на того напоролись...Ну какая вообще дружба может быть с теми, кто тебя хочет использовать в своих целях...Я уже и не говорю даже о политической составляющей... :)
- 1
-
Черкаський вареник
- Наставник
07.01.2022 19:49
Хто читав "Советский спорт" ,той знає як вони "любили" Лобановського і Динамо
- 4
-
A G(Toha111)
- Эксперт
07.01.2022 19:52
Завжди виписував "Спортивну газету".
- 1
-
Shapych
- Эксперт
07.01.2022 20:30
А ще у київському "комсомольському знамені"
- 0
-
Юрій Ковтун(kovtunet)
- Наставник
08.01.2022 00:43
Мій батько завжди виписував.
- 0
-
Гліб Капустін(Romen)
- Эксперт
08.01.2022 18:01
Выписывал Советский Спорт,Спортивну газету. А Футбол-Хоккей раз в неделю покупал в киоске Союзпечати. Всегда просил киоскера оставлять номер для меня. Что он и делал.
- 0
-
Vitalii п
- Читатель
09.01.2022 12:18
В Советском спорте не очень помню большой "любви", но вот в футбольном обозрении не упускали любой возможности, что бы не обоср-ть
- 0
-
Sergiy S(SergiyS)
- Эксперт
07.01.2022 19:47
Просто і геніально!
- 1
-
Дмитро Володимирович(antiKROT94)
- Наставник
07.01.2022 19:16
Однією фразою ВВЛ затулив пельки московитським шовіністам!
- -1
Еще комментарии"Валерий Васильевич как Великий и Вечный город Рим в истории - Глыба в мировом футболе.", - эти слова написал один из моих друзей-подписчиков в своём комментарии к материалу о Лобановском.
Ровно пять лет тому назад, в день рождения ВВЛ, воспоминания о нём закончил такими словами:
Пишу эти строки, когда в Киеве, где родился и вырос один из великих украинцев В.В.Лобановский, раннее утро. Сегодня к его могиле на Байковом кладбище и к памятнику перед стадионом "Динамо" имени Валерия Лобановского придут люди разных возрастов и профессий. Будут вспоминать д е л а и человечные поступки Мэтра по отношению к л ю д я м, которым он всегда стремился сделать что-то доброе. Покойтесь с миром, дорогой Валерий Васильевич, Вас помнят и чтут...
Идеологи вечно прилипают к процессам, на которые повлиять не могут.
зы. избиратели тогда отказали Валерию Васильевичу в доверии, не пустив его в большую политику.
хорошо, что С.Микулик поделился своими воспоминаниями, что лишь дополняет знания и добрую память о вели-
ком тренере и порядочном человеке.
линскими наследниками внутренняя и внешняя политика делала их "синонимами" и здравомыслящие лю-
ди прекрасно все понимали. Так что ,Микулик стоял в нужном месте и хорошо услышал сказанное Лобанов-
ским. Хорошо,если понял...
те и на опыте старших поколений, своих сверстников, реальную действительность и подлин-
ную историю в отличие от той, которую официально навязывали и требовали изучать, каждый раз подгоняя под конъюнктуру ситуации, могу лишь сожалеть, что Вы продолжаете жить в за-
блуждениях.О какой "интернационалистской линии" Сталина и его последователей Вы говори- те - и это после жутких кровавых репрессий людей разных национальностей в 30-40-50-е г.г. ,
вплоть до смерти диктатора. А дискриминация по национальному происхождению согласно "за-
крытым указаниям"? И коль мы обсуждаем все-таки футбол, то может быть вспомните почему
Лобановский помогал Каневскому, своему одноклубнику и партнеру по "Динамо" устроиться тренером? О каком "интернационализме" может идти речь?..
Я, надеюсь, ещё не такой идиот, чтобы рассказывать о "подлинном интернационализме".
И какового, естественно, не было и в помине. Была, повторяю, официальная идеология, утверждавшая именно это - "нерушимую дружбу народов", ха-ха. А за национализм наказывали по полной, без всяких ха-ха.
Я видел эту "дружбу народов" во время своей срочной службы на Дальнем Востоке, когда дрались кавказцы со славянами, кавказцы между собой, тувинцы с азербайджанцами и т.д.
А Вы мне рассказываете, как было официально. А я Вам -о реальной...
Не вы один родились и жили в СССР. Что до самого Каневского, то вы, как советский человек, не можете не понимать историю Каневского. Он, Каневский, подал докуметы на эмиграцию, чем автоматически перешёл из разряда республиканской элиты в разряд "изменников Родины". Таковы были правила в те времена. Не подавал бы он документы на эмиграцию - по-прежнему бы оставался элитой Украины и любимцем официальных лиц.
уже опытному тренеру, отказали в том, что было доступно многим тренерам, куда менее опытным,которым разрешали ехать работать заграницей. Иными словами,дали понять, что ему это не позволено,т.е. подвели к тому, что он в ответ подал документы на выезд с семьей. Не подавал бы, все равно не мог бы добиться того, в чем ему было отказано, что было доступно любому дру-
гому с иной национальностью. Найдите и почитайте интервью с ним об этой
истории...А Вы - "по прежнему оставался бы элитой..."
Несправедливо ли это? Сейчас, конечно, можно сказать да, несправедливо. А тогда, в махровый застой, были другие стандарты выпуска специалистов за границу. И партийные органы просто перестраховывались. Да, Каневского лишили выезда за границу на работу, но разве такой отказ получал только он один? Риторический вопрос. Вот писал сейчас и вспомнил историю моего приятеля во второй половине 80-х, сварщика Корчеватского стройкомбината. Он хотел поехать поработать сварщиком в Польшу. И профком комбината отказал ему, украинцу и очень хорошему сварщику, в положительной характеристике на выезд. Вот такие жёсткие были времена.
лись юридической стороной дела. Впервые за долгие годы в СССР Закон о въезде и выезде из СССР был принят 20.05.1991г.(вступил в силу 01.07.91г.), т.е. почти "на издыхании" страны. И только потому, что была Перестройка.А не было бы ее, страна так бы и жила по сталинским "законам". Начиная с 20-х г.г.,вопросы въезда и выезда регулировались партийными циркулярами и ведомством госбезопа-
сности(от ОГПУ-НКВД-МВД до КГБ). Не законом, а произволом. Но случай с Каневским - это песчинка в море беспредела. Зато "нашли" удобное объяснение - "застой"...А Ваша история со сварщиком - дру
гая сторона медали. Кому нужно было согласие профкома, чтобы
работник поехал на работу в другую страну? Но советских людей "приучили" к этому. Но это к Каневскому не имеет отношения. Там
другая сторона "советской действительности".
https://profootball.ua/14190-14190_viktor_kanevskiy_tolko_lobanovskiy/
Виктор Каневский имел возможность спокойно работать в СССР футбольным тренером? Да, он имел такую возможность. Но он решил выйти за рамки, захотел поехать за рубеж, поэтому, как я и писал выше, был автоматически переведён из разряда "гарных хлопцив" в разряд "зраднык". Несправедливо? Конечно. Но вот такое тогда было время, третий раз пишу вам одно и тоже. Не знаю, что вас заставляет перечислять даты принятия законов о выезде. И так ясно, без этой технической иноформации, что времена советские были такими, какими были. Плохие были времена. Железный занавес и пр. ерунда.
Никому ни делали исключения - ни украинцам, ни евреям, ни русским.
тных национальностей - прямые депортации, расстрелы, лагеря ГУЛАГа по сфабрикованным "делам" и т.д., которые после 1956г. реабилитировали - тоже говорить "всем было плохо"?
Касаетельно того, что Каневский "имел возможность спокой
но работать"(так он еще и "виноват"?),Вы тем самым отни- маете у него элементарное право быть тем, кем он имеет право быть. И когда он добивался успехов, работая в укра-
инских клубах или молодежной сборной,а его коллегам за аналогичное присваивали звание заслуженного тренера Украины,а его обходили стороной и лишь только, когда В.Д.Соловьев позвал его в "Пахтакор" и там за успешную работу он получил звание засл.тренера УзССР, несмотря на то,что он был на должности ассистента,а не ст.тренера - это как? Каневский не был диссидентом, как многие знаме
нитые люди страны,но и он своим поступком выразил несо-
гласие с нечеловеческой системой. И то, что Лобановский помог ему - не только потому, что играл не один год вместе
в "Динамо".Это и был подлинный интернационализм, не вы
думанный,лживый,на бумаге и в лозунгах, не веривших ни во что человеческое.
называете "упертостью" с моей стороны? Но уже хорошо, что Вы назвали в своем ответе то, что имело место - "фа-
льшивость официального интернационализма,декларируе-
мого со всех трибун". И тут я с Вами полностью(!) согласен,
хотя все мои комментарии были именно об этом. Что каса- ется ныне покойного О.П.Базилевича и считая Вас болель-
щиком футбола, предполагаю, что навряд ли назовете то,
как поступили с ним в августе 1976г. партийно-государст-
венные бонзы во главе с Щербицким, пойдя на поводу у
каприза игроков "Динамо", разрушивших тандем Лобанов-
ский-Базилевич и нанеся непоправимый урон "Динамо" и
морально-психологический урон самому Базилевичу,сло-
мав по сути его карьеру. Вся дальнейшая его работа в раз-
ных командах - ничего общего с прежним. более того, даже когда(например,в1983г.) Лобановский, уходя в сб.СССР, предложил вместо себя в "Динамо" Базилевича, те же "на-
чальники" проигнорировали предложение ВВЛ.Я бы не наз-
вал такую судьбу "более счастливой". Да, и ОПБ, если чи-
тать его поздние высказывания далеки от оптимистичных
по этому поводу. Но это отдельная тема.
Р.S.Не знаю,хотя это не имеет значения,но почему Вы отне
сли Базилевича к евреям.Читал о его родителях,семье,где
речь шла об украинской семье...
Но здесь речь идёт об официальной линии государства, в данном случае государства СССР. И уж тут подарков никому не делали - ни русским, ни украинцам, ни остальным. Националистов прессовали и гнобили по полной программе, от помещения в психушки до отправления в места заключения на длительные сроки.
Так что не я здесь вру, а вы не в состоянии прочесть и понять написанное.
Але багато можна було прочитати в "Известиях", "Правде" і "Труде". (також виписував)