Регистрация, после которой вы сможете:

Писать комментарии
и сообщения, а также вести блог

Ставить прогнозы
и выигрывать

Быть участником
фан-зоны

Зарегистрироваться Это займет 30 секунд, мы проверяли
Вход

Посещаемость в УПЛ: аншлаг нам только снится

2018-05-23 16:26 Футбол без болельщиков мертв. Можно сколько угодно воспитывать молодежь, наигрывать сложные схемы и выигрывать кубки, но пока на трибунах ... Посещаемость в УПЛ: аншлаг нам только снится

Футбол без болельщиков мертв. Можно сколько угодно воспитывать молодежь, наигрывать сложные схемы и выигрывать кубки, но пока на трибунах летает перекати-поле, президенту невозможно ответить на вопрос «Зачем?» в первую очередь самому себе. «СЭ» анализирует посещаемость очередного сезона.

Сезон завершен, и можно начинать считать: на кого в элите ходили больше, кто сбавил, а кто улучшил показатели по сравнению с сезоном прошлым.

Всего матчи премьер-лиги в сезоне-2017/18 привлекли 729 552 человека. Чтобы понять значение этой цифры, достаточно простого факта: «Реал» только на домашних матчах примеры собрал 1,247 миллиона зрителей.

Да что "Реал«— второй по всем показателям в своем городе «Эвертон» привлек 737 тысяч ливерпульцев. И вообще, в английской премьер-лиге 16 клубов, каждый из которых в одиночку собирает на своих матчах в среднем больше зрителей, чем все (!) клубы УПЛ вместе взятые.

Как нетрудно заметить, у восьми команд из двенадцати посещаемость снизилась. Увы, это общий тренд: интерес к футболу в Украине постепенно падает. Причин тому много: обычно называют падение уровня чемпионата, отъезд ярких игроков, отход в небытие известных клубов.

Есть и более глобальные причины вроде появления у спорта № 1 зубастых конкурентов (киберспорт за каких-то пять лет стал явлением среди молодежи) или уменьшения самого населения страны. Украинцы миллионами мигрируют за рубеж — согласно апрельскому отчету Государственной службы статистики, в стране осталось лишь 42,3 миллиона человек...

* * *

Самый значимый прогресс по сравнению с предыдущим сезоном, как обычно, показал новичок лиги. Естественно, участие «Мариуполя» в одном дивизионе с «Динамо» привлекло гораздо больше зрителей, чем с «Динамо-2». А если смотреть только по домашним матчам, то посещаемость азовцев выросла почти в три с половиной раза!

В прошлом сезоне они проиграли по числу зрителей на трибунах «Вересу», «Буковине» и «Черкасскому Днепру», сейчас же даже в элите стали третьими.

Соперник соперником, но что-то все же значит и сама игра. По сравнению с сезоном-2016/17 «Мариуполь» пополнился целым рядом игроков с перспективами в том числе и уровня сборной. Команда начала играть в зрелищный, интеллектуальный футбол, даже неожиданная для кого-то замена тренера Александра Севидова на его тезку Бабича оказалась как минимум непровальным решением. Следствие тому — первая в истории квалификация в еврокубки по спортивному принципу, а также полуфинал Кубка.

Стоит ли удивляться, что на стадион имени Владимира Бойко пошел болельщик? Надо было очень постараться, чтобы всплеска посещаемости не произошло. Но кое-кто в лиге именно что старается: «Верес» тоже повысился в классе год назад, до самого конца боролся с «Мариуполем», но его посещаемость из-за решения выступать во Львове в целом почти не изменилась.

Более того, если смотреть статистику именно домашних встреч, на ровенчан стали ходить почти на полторы тысячи человек меньше. Впрочем, если клуб добровольно решает поменять высший дивизион на второй, что говорить о таких мелочах...

* * *

«Ворскла» и «Олимпик» явили нам канонические примеры того, насколько наш зритель любит победы и сторонится затяжных кризисов.

Год назад «олимпийцы», у которых даже в родном Донецке почти не было болельщиков, показывали лучший футбол в истории — их матчи в Киеве собирали в среднем больше трех тысяч зрителей. А потом «Олимпик» вошел в затяжное пике — и болельщики испарились.

«Ворскла» всего лишь сезон назад боролась со «Сталью» за седьмое место, не имея даже шансов провести лишний матч против «Шахтера» или «Динамо». Тогда же на стадионе имени Алексея Бутовского процент заполняемости трибун был крайне низким. Сейчас же, когда полтавчане вернулись в борьбу за медали, на ключевой матч против «Зари» пришло больше 11 тысяч зрителей.

Их усилия были вознаграждены — а в целом прогресс по уровню посещаемости вышел самым большим среди команд, не игравших год назад в первой лиге.

Косвенно продемонстрировать, насколько важны спортивные успехи для сохранения аудитории, может и «Черноморец». Каждый, кто бывал на одесском стадионе, лестно отзовется о его удобном расположении, современности, работе с болельщиками. И тем не менее, с падением результатов упала и посещаемость. На домашних матчах «Черноморца» в среднем собирается меньше пяти тысяч зрителей — позорно мало для большого и очень футбольного города.

* * *

Кстати, о домашней посещаемости. Вы удивитесь, но больше всего она снизилась у... «Динамо». Если год назад на матчи киевлян приходило в среднем больше 12 тысяч зрителей, то в едва закончившемся сезоне этот показатель составил 8417 человек. Но это, на самом деле, тот случай, когда снижение обусловлено объективными и временными факторами.

В значительной мере оно связано с временным возвращением «Динамо» на стадион имени Валерия Лобановского. На матч с «Шахтером», который состоялся еще на «Олимпийском», пришло больше 38 тысяч зрителей, и даже холодная октябрьская погода не стала для них помехой. Матч последнего тура прошел в райскую погоду, но прийти на него изначально не могло больше тех 16,8 тысяч, которые вмещает клубная арена.

Это, а также вынужденная необходимость сыграть с «Вересом» и «Черноморцем» при пустых трибунах, обусловили масштабное падение. Условные пятьдесят тысяч на украинском «класико» (столько пришло на «Олимпийский» в апреле прошлого года) и хотя бы по 10-15 в матчах с «Вересом» и «Черноморцем» оставили бы посещаемость ровно на том же уровне.

Хотя нельзя не отметить: если бы Андрей Ярмоленко не уехал в Германию, на него и растущую динамовскую молодежь сейчас приходило бы смотреть еще больше народу.

Отсутствие внушительной аудитории на последнем «класико» сезона, естественно, сказалось и на посещаемости «Шахтера». На условно домашние матчи горняков ходит столько же народу, сколько и в прошлом сезоне (разница всего в 29 человек), а вот их выездная посещаемость уменьшилась на целых 2675 человек. Если бы матч против «Динамо» прошел на «Олимпийском», эти показатели тоже были бы значительно ближе.

* * *

Отдельная статья — процент заполняемости стадионов. Премьер-лига не может пожаловаться на небольшой размер арен: отчасти из-за Eврo-2012, отчасти из-за советской привычки строить огромные стадионы (и потом эти стадионы заполнять), но у большинства клубов элиты очень вместительный дом.

Интересно, есть ли еще в мире лига, в которой все стадионы систематически не заполняются даже наполовину? В этом сезоне одна арена все же перевалила за 50 процентов — это стадион имени Бойко, при вместимости в почти 13 тысяч собиравший чуть больше 6700 зрителей в среднем на матче. Для всех остальных команд давно нормой стали стадионы, не заполненные даже на четверть:

«Динамо» все же большую часть сезона провело на 70-тысячном «Олимпийском», «Шахтер» заполняет арену «Металлист» лишь на 22 процента, про аутсайдеров и говорить нечего. Во второй шестерке наивысший процент посещаемости был у «Александрии» — 15 процентов от вместимости арены...

Между прочим, эти грустные показатели серьезно мешают УПЛ себя продавать. В Испании в минувшем сезоне штрафовали клубы с низкой посещаемостью — и делали это вовсе не из жажды наживы. У каждого поединка есть телекартинка, и она должна быть привлекательна, чтобы ее можно было продать.

Картинка среднестатистического матча украинской премьер-лиги непривлекательна категорически. Поэтому, вероятно, стоит на матчах снимать более заполненную трибуну из двух центральных — а не, наоборот, вести с нее обзор.

* * *

Десять туров УПЛ не преодолели психологическую отметку в двадцать тысяч зрителей, и шесть из них были сыграны подряд в октябре-ноябре. Конечно, все это лишний раз поднимает тему, когда правильнее начинать и заканчивать чемпионат. Сейчас лига пытается максимально соответствовать европейскому календарю, начинает и прерывает чемпионат почти синхронно с еврокубками.

В этом есть смысл, который понятен с первого взгляда на рейтинг УЕФА, но с точки зрения климата стоило бы побольше играть летом и поменьше — ранней весной и поздней осенью.

Мы еще не знаем, кто окажется сильнее по результатам стыковых матчей, но уже можем констатировать, что одна команда без большого числа фанатов заменила в УПЛ другую. Чтобы посещаемость премьер-лиги была как можно выше, стоит болеть за «Черноморец» — «Полтава» в первой лиге не собирала и тысячу зрителей, иногда играя при одной-двух сотнях фанатов.

А вообще, конечно, ждем с нетерпением возвращения команд из Днепра и Харькова. Промышленные центры страны обладают громадной болельщицкой базой, памятью побед еще в советских турнирах — и, конечно, ждут футбола высшего уровня. Дерби «Металлиста-1925» и «Днепра-1» во второй лиге собрало 14 тысяч зрителей — такие матчи в элите, безусловно, хочется видеть.

Виталий ПАСИЧНЫЙ

Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости

RSS
Новости
Loading...
Пополнение счета
1
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
2
Закрыть