В силу обстоятельств я давно не посещаю стадион. И вынужден потреблять продукцию наших телетрансляторов. А она давно превратилось в какую-то баланду - иначе ее не назвать.
Иной раз меня охватывает ностальгия по тому черно-белому ТВ. И дело вовсе не в том, что я тогда был молод. И даже не в том, что футбол у нас тогда был представлен игроками и тренерами такой квалификации, о которой сегодня даже мечтать не приходится.
Собственно, я тогда по ТВ смотрел в основном трансляции из других городов. А киевские матчи - в основном на стадионе. Но даже в тех случаях, когда приходилось смотреть по телевизору, тема качества трансляций футбола как-то не возникала. Более того, ее почти не обсуждали на тогдашней нашей футбольной толкучке - хотя там не пропускались и не прощались даже откровенные мелочи. Там могли перемывать косточки комментаторам (хотя и они не чета нынешним многим). Но я как-то не припоминаю обсуждений качества телетрансляций.Причина проста: тогдашние режиссеры и операторы трансляций умели работать незаметно для болельщиков. Да, телевизионное оборудование того времени было громоздким, да, телекамер было мало (на матчах чемпионата СССР я больше трех-четырех телекамер не припоминаю). Но вот что интересно: по телевизору было видно практически все - картина игры в целом, игровые связи, забитые голы, опасные моменты и все, из чего собственно состоит игра. Да, в те времена мы не имели представления об офсайдных камерах - не говоря уже о прочих достижениях современной телевизионной техники. Но было главное: те, кто показывал болельщикам футбол, умели не мешать смотреть. Увы, в наше время это умение утрачено полностью.
Молодые болельщики потому смело спорят со стариками о качествах футбола многолетней давности, что на ютубе можно найти старые видеозаписи, где показывали футбол. Потому, что умели его показывать. И потому, что режиссер знал, что он показывает. А совал в глаза не хулиганье с файерами на трибунах.
Чем сегодня отличаются трансляции футбола в интерпретации украинских футбольных телережиссеров? Я бы охарактеризовал их работу одной фразой: им скучно содержание происходящего на поле, им безразлична живая ткань игры. Они все время ищут, чем бы себя развлечь - на скамейках запасных, на трибунах. И даже на поле - где все время выискивают уши, носы, профили и задницы игроков, причем делают это откровенно назойливо, по много раз в течение всей игры вновь и вновь акцентируя внимание на моментах, которые по отношению к игре являются вторичными Или вообще не требуют появления в кадре.
Убедиться в правоте моих слов может каждый: находясь на трибунах, основная масса зрителей практически никогда не отрывается от картины на поле, она не разглядывает себя, соседей и прочую всякую ерунду. Болельщик на трибуне отождествляет себя с происходящим на поле, он живет и бурлит происходящим на поле. Но современные украинские телережиссеры решили: именно она, ерунда, и есть главное содержание игры.
Характерный пример: если игрок подает мяч в штрафную, то его зад следует сунуть в глаза телезрителям в обязательном порядке. И режиссера абсолютно не волнует: а вдруг с его подачи там в одно касание гол забьют? А, ерунда: есть видеозапись. Вот и кромсают они живую картинку игры, навязывая телезрителям то, чем режиссер себя развлекает. О том, чтобы режиссер читал игру и опережал своим показом развитие эпизодов, сегодня даже мечтать не приходится. Наверное, там сажают за пульт каких-то дур, у которых в одной руке сигарета, в другой чашка кофе. А чем она дергает и жмет рычажки с кнопками, можете догадаться сами: по картинке на экране.
Например, сегодня: во время исполнения штрафного в сторону ворот Аякса режиссер зачем-то сунул в кадр трибуны, на которых кто-то чем-то махал. Это ведь очень частый их прием. И, конечно, этот рукоблуд с пультом не успел вернуться к моменту нанесения удара по воротам. В результате - ни трибун с болельщиками, ни штрафного толком не показал. Дрыг со смыком как творческая манера. Так и хочется накормить их по тому "принципу", который они "творчески отстаивают": мол, "мы скармливаем телезрителям самое вкусненькое". Вкусненькое для самого режиссера. Я бы намешал ему в одной тарелке солененьких хрустящих нежинских огурчиков с малиновым вареньем: пусть наслаждается.
Еще один характерный момент: надолго и назойливо застрять камерой на скамейке запасных - где как правило, можно разглядеть разве что сонные или усталые лица игроков. А если уже планируется замена, то будьте покойны: зад игрока, выходящего на замену, окажется важнее всех эпизодов на поле. И покажут его как минимум в трех проекциях, причем не менее трех раз: жопа должна быть объемной.
Может, футбол нам показывают педики? А чем иначе объяснить их пристальный интерес к этой части футбольных тел?
И, конечно, повторы штрафных ударов: чем ближе они к центру поля, чем малозначительнее, чем статичнее, тем больше мы увидим их повторов. Наши режиссеры вообще очень любят "втыкаться" в самые статичные моменты. Иной раз вообще складывается впечатление, что этих (наверняка не очень старых людей) специально обучали на трансляциях партийных собраний советского типа и сюжетах из колхозных коровников.
В результате на телеэкраны попадает убогое и уродливое месиво из бессмысленно надерганных крупных планов (по принципу "абы переключиться"), никому не нужных повторов, всякой околофутбольной ерунды, которой вообще не место в кадре. И между этим кадрами - вкрапления живой игры, разорванной в клочья, перемешанной с шелухой и прочими очистками. Один повтор наползает на другой, тот - на третий. Обрывки от огрызков. И так далее. А ведь современный футбол совсем не быстрее прежнего - что ни рассказывали бы юные оппоненты.
Игра в футбол имеет ЖИВУЮ ткань. А право выбора, причем абсолютное - у того, кто игру смотрит. И кому она интересна. Не хочешь - не смотри. Только другим не мешай.
Не знаю, почему, но этой снобистской дурью больше всего страдают именно киевские телережиссеры: в городах попроще все-таки более склонны к показу собственно игры на поле. А ведь учиться есть у кого: перед глазами великолепные и профессиональные образцы работы режиссеров и операторов в лучших клубных чемпионатах Европы (особенно в АПЛ), в крупнейших турнирах мира и Европы, в еврокубках, в конце концов.
Сегодня у меня нет возможности смотреть футбол на стадионе. Но как же иной раз хочется отдохнуть от этого идиотизма на телеэкране...
Работа комментаторов - это отдельный разговор. Но утомляют они телезрителей, судя по отзывам, еще больше. Одни только завывания Роберто Моралеса чего стоят. Не говоря уже о том, что они сплошь и рядом обнаруживают поверхностное знакомство с футбольными правилами. И подчеркнуто обслуживают корпоративные интересы. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости