Регистрация, после которой вы сможете:

Писать комментарии
и сообщения, а также вести блог

Ставить прогнозы
и выигрывать

Быть участником
фан-зоны

Зарегистрироваться Это займет 30 секунд, мы проверяли
Вход

Класс и его запасы

2019-06-11 01:11 Мы любим поговорить о классе - игроков и тренеров. Но редко расшифровываем его слагаемые. А между ...

Мы любим поговорить о классе - игроков и тренеров. Но редко расшифровываем его слагаемые. А между тем это не только техника с тактической обученностью: все начинается с выносливости.

Когда дети начинают учиться профессиональному футболу, тренеры не грузят их кроссами - особенно в футбольных школах Европы и Латинской Америки.

Отрабатывают технику. Правда, не в том смысле, в каком подобное обучение представляют себе наши болельщики: мол, дают им мячик, чтобы они игрались. На самом деле детей обучают технике ударов и передач, причем обязательно в движении. Но сейчас речь о другом: о том, на чем стоит класс футболиста.

По большому счету, Андрею Шевченко следовало бы выпустить на Люксембург кого-то из тех, кто не участвовал в матче против Сербии: его основной состав в той игре показал такое командное движение, о котором мы даже не мечтали. Но многим - начиная, конечно, с главного тренера, было понятно, что это поколение футболистов физически неспособно к такому объему работы в двух матчах с интервалом в два дня. С другой стороны, класса тех, кого Шевченко рискнул выпустить на поле в первой игре против Люксембурга, не хватило даже для сдерживания атак соперника. И что ему оставалось делать, как не использовать классическую формулу "выигравший состав не меняют"?

Еще раз вспомним, что качество игры и результат против Сербии определились объемом командного движения. И очевидно было, что точно таких же запасов оного на матч с Люксембургом у этого состава не останется. Собственно говоря, их, по большому счету, хватило даже не на весь первый тайм. Скажем, Цыганков хоть и напрягал соперника своей активностью, но в смысле организации атаки не смог приблизиться к своему предыдущему образцу даже наполовину.

Почему Шевченко не рискнул выпустить на поле хотя бы Кравца, более-менее сохранившего свою дистанционную скорость, можно лишь догадываться. Тут всегда хватает желающих грозить тренерам, попивая сок у себя на диване. Но любой тренер в первую очередь всегда рассчитывает на отлаженные игровые связи. К слову, они в этой игре работали в плане диагональных переводов мяча на фланги. И один раз сработали в игре головой на опережение. Но Коноплянка откровенно выдохся - что неудивительно. А правый фланг в плане подключения в атаку выглядел как-то невнятно и постоянно запаздывал. И переход от обороны к атаке быстрыми передачами то и дело тормозился передержками мяча.

Современный футбол вообще характерен постоянным дефицитом адресов в штрафной соперника. Это, кстати, главная причина застревания мяча на флангах, которые самой своей геометрией (самое узкое место на поле) предназначены для немедленных передач в штрафную. А отсюда как раз и возникают привычные современному взгляду мелкие и даже мельчайшие перепасовки, обыгрывания с подыгрываниями - прежде чем этот вконец замученный мяч наконец-то окажется в штрафной, где давно готовы защитники. Или, как вариант: эпизод в исполнении Коноплянки - когда он тащил мяч вдоль линии ворот до полного абсурда. То есть до попадания оного в руки вратаря.

Не случайно запас выносливости в большей мере сохранился у тех, кто играет в сильных чемпионатах. То есть у Зинченко и у Малиновского. Остальные же почти автоматически перешли в привычный режим статического футбола, с его передержками мяча. И мы опять стали свидетелями реальности: счет на игре определился не столько установками и тактическими расчетами тренера, сколько возможностями игроков реализовать замыслы тренера. Второй тайм по этой причине был скомкан почти полностью. Да уже в конце первого случались провалы на углах собственной штрафной.

Не собираюсь ругать за содержание игры ни футболистов, ни тем более тренеров. Конечно, команды Лобановского из далекого прошлого отечественного футбола выглядели бы намного более убедительными в плане атлетизма. Но то было другое поколение игроков, которых совсем иначе готовили с раннего футбольного детства. Да, можно во многом согласиться с теми, кто всегда отмечал разницу в технической подготовке между отечественной школой футбола и многими иностранными, где акцент начального этапа всегда делался на работе с мячом. Но нельзя при этом забывать, что тонкая координация движений, именуемая техникой, в первую очередь нарушается по причине усталости. Что в изобилии мы и наблюдали сегодня в действиях тех же самых игроков, которые блестяще расправились с Сербией всего лишь два дня назад. И даже страшновато подумать: а если бы календарь был составлен наоборот - сперва Люксембург, потом Сербия? Кто его знает, чем это закончилось. К счастью, сослагательное наклонение в футболе используется лишь теми, кто любит пинать тренеров.

Так что определение класса не может обойтись без его основы: физической выносливости. Хоть и рассказывают мне в комментариях под каждой моей заметкой, что современный футбол представлен более выносливыми, более техничными и очень "ударными" игроками, но реальность выглядит совсем иначе. Впрочем, на эту тему мы поговорили в предыдущей моей заметке.

Шевченко ведь не случайно предупреждал о грядущей тяжести спарринга с Люксембургом: во-первых, ему, как никому другому, известно функциональное состояние его подопечных, во-вторых, мы опять проиграли движение этой команде, причем более сильным составом. Хоть Литва не Португалия и даже не Сербия, но у Люксембурга были те же самые два дня для передышки. И опять же сказалось умение его игроков, техника которых отдает латинскими корнями подготовки, работать с мячом на ходу - причем на фоне нашего вынужденно статичного футбола. А отсюда как раз вытекает тот самый счет на табло, которого реально удалось достичь. Конечно, в той голевой комбинации сказались и тренерские расчеты, исполненные игроками. Но на этом запас класса команды в целом был практически исчерпан.

Такова реальность нашего современного футбола, таков его класс - как индивидуальный, так и общий. Правда, у нас появился тренер добротного класса, с творческим подходом, быстро обучающийся. Но перепрыгнуть через возможности игроков не может ни один тренер мира.

Отчетная игра в очередной раз продемонстрировала, что игровые связи начинают работать только при определенной минимальной скорости движения, что запустить тактические компоненты футбола возможно только при условиях, что "двигатель" выдает хотя бы какие-то "обороты". Возьмем, например, ситуацию с желтой карточкой для Миколенко: хоть судьи ее и выдумали, но повод для нее дал сам Миколенко, который по причине усталости не столь эффективно контролировал свою зону. Или опять же взаимодействие Зинченко, Малиновского и Яремчука при попытках вывести последнего то забросами на ход, то тонкими передачами на ход при укороченных вариантах стенок у штрафной соперника: внешне все выглядело отработанным, но технически получалось вяло. А все потому, что синхронное движение было нарушено и даже разрушено усталостью. Но не будем повторяться в этом пункте.

Сочувствую я нашим отечественным тренерам. И диву даюсь: как только удается им выдавать почти максимальный результат при далеко не максимальном классе игроков. Но это уже другая история.

Геннадий Зубов: «Сборной Украины нужно не считать очки, а играть на максимальный результат»

11.06.2019, 01:11
auto-zelenka
Статус:
Наставник (1738 комментариев)
Подписчиков:
23
Медали:
Выбор редакции × 4

Еще на эту тему

Самое интересное:

Лучшие блоги
Loading...
Пополнение счета
1
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
2
Закрыть