Я уже три года говорю, что единственная схема, которая в действительности отражает суть современного футбола, – 9+1. Что это значит? Не то, что форвард должен быть только один. Не то, что обороняться обязательно надо вдевятером. А то, что минимум девять человек в команде обязаны играть ком-пакт-но.
То, что при атаках соперников девять футболистов должны находиться за линией мяча. Вперед можно идти впятером, вшестером – но при этом остальные четверо должны их сопровождать, а не оставаться сзади! Самое страшное – это свободное пространство в центре поля. Зазор, когда одни идут вперед, а другие остаются сзади.Все вместе идут вперед, все вместе возвращаются назад! Если ваша команда играет компактно, оппоненту трудно найти щелочку, чтобы проникнуть к вашим воротам, разорвать эту цепь. Поэтому – 9+1. Все эти 4+3+3, 4+2+3+1, 4+4+1+1 и так далее, по-моему, ерунда. Частности. Эти девять должны перемещаться по полю синхронно и уметь делать все. Защитник не может больше только отбирать мяч, а игрок группы атаки – обводить и забивать. Каждый должен четко понимать, что делать с мячом, получив его в любой игровой ситуации. Если же компактность разорвана и линии отделены друг от друга, то умелому футболисту достаточно оказаться между этими линиями – и опасность гарантирована.
Ведь компактность движения у Лобановского с того момента была такой, что даже лучшие итальянские тренеры - и те с легкой завистью поглядывали. У Марчелло Липпи, например, промелькнуло высказывание, что для обыгрывания Лобановского нужно самому быть немного Лобановским - а ведь итальянский футбол во все времена отличался именно качеством компактности движения.
В игре Динамо при Лобановском возникали разные проблемы. И потому результаты тоже случались очень разные. Но среди этих проблем разрывы в линиях встречались крайне редко. Да я их и не припомню.
"Автобусы" - это сугубо современное явление, обусловленное массовым вымыванием из футбола мастеров быстрого перехода от обороны к атаке. Кстати, и сам этот переход тоже одна из характеристик компактности движения команды в целом, а не показатель всяческих "правильных расстановок" или "хороших передач на позицию". "Автобусы" в принципе возникли потому, что игрокам не под силу контролировать растянутые зоны динамической игры так, как это было в прежние времена - вот они и сбиваются в кучу у своих ворот, вот и выносят мячи на отбой. А современные болельщики все это считают самым быстрым футболом за всю историю игры, хотя на самом деле он сейчас самый медленный.
Поглядите-ка на скорость перехода от обороны к атаке в исполнении Динамо и сборной СССР хотя в период 1986-1988 гг.: сегодня о таком и мечтать не приходится.
Наши местные знатоки тренерской профессии уже и Капелло высмеивают :).
Если бы мяч передавался вперед с должной скоростью и на ход, никакой "компактности обороны" вы бы не увидели. Но сегодня мало кто умеет перейти в атаку на таких скоростях.
учетная запись этого пользователя была удалена
Вот попробуйте втолковать эту святую футбольную истину некоторым местным тактикам...