Регистрация, после которой вы сможете:

Писать комментарии
и сообщения, а также вести блог

Ставить прогнозы
и выигрывать

Быть участником
фан-зоны

Зарегистрироваться Это займет 30 секунд, мы проверяли
Вход

Не смотрите в былое свысока

2020-07-01 21:51 Перед вами фрагменты истории одесского и украинского футбола, из которой можно узнать, что технические и тактические ...

Перед вами фрагменты истории одесского и украинского футбола, из которой можно узнать, что технические и тактические элементы футбола, которые мы гордо приписываем футболу современному, зарождались в очень давние времена. В конце концов, все современное так или иначе сидит корнями в прошлом.

Статья большая как для заметки в блоге, поэтому автор использует только фрагменты.

Желающие могут ознакомиться с ней целиком здесь: "Легенды довоенной Одессы"

"Быть может, для большинства современных болельщиков звезды «Черноморца» 60-х и 70-х годов являются частью какого-то немыслимого прошлого. Что уж говорить о тех, кто еще до революции обыгрывал сборную Санкт-Петербурга или сражался с турками в 20-х и 30-х. Тем не менее, они, довоенные легенды футбольной Одессы, являются такой же частью славной истории нашего города, как и порожденные им писатели, музыканты, артисты, все те, кем по праву гордятся одесситы. И хотя в честь футбольных кумиров довоенных лет (как и послевоенных) не называют улицы и переулки, но их имена живут в памяти настоящих болельщиков, как и должно быть.

Григорий Богемский. Об одном из лидеров сборной Одессы 1913 года, которая стала первым чемпионом Российской Империи, осталось не так много сведений. Зато о Григории Богемском можно прочесть у Юрия Олеши, а не о каждом футболисте (включая звезд любого масштаба) писал самый настоящий великий писатель. Конечно, все потому, что за игрой первых одесских игроков наблюдала целая плеяда блестящих литераторов.

Конкурировать с Олешей в плане описания Богемского невозможно, потому предоставим слово классику (который, кстати, под впечатлением игры Григория и сам едва не стал футболистом – помешали проблемы со здоровьем):

«Самое удивительное – это всегда меня удивляет, когда я вижу Богемского или о нем думаю, – это то, что он не смуглый, не твердолицый, а, наоборот, скорее рыхловатой наружности, во всяком случае, он розовый, с кольцами желтоватых волос на лбу, с трудно замечаемыми глазами. Иногда на них даже блестят два кружочка пенсне! И подумать только: этот человек с неспортсменской наружностью – такой замечательный спортсмен! Уже помимо того, что он чемпион бега на сто метров, чемпион прыжков в высоту и прыжков с шестом, он еще на футбольном поле совершает то, что сделалось легендой, и не только в Одессе – в Петербурге, в Швеции, в Норвегии! Во-первых – бег, во-вторых – удар, в-третьих – умение водить. Гораздо позже я узнал, что это умение водить называется дриблингом. О, это было одним из самых захватывающих зрелищ моего детства, кричавшего вместе со всеми в эту минуту, вскакивавшего, аплодирующего… Лучше всех водил Богемский! Не то что лучше всех, а это был выход поистине чемпиона!

Такой игры я впоследствии не видел. Я не говорю о качестве, о результативности – я говорю о стиле. Это был, говоря парадоксально, не бегущий форвард, а стелющийся. В самом деле, если смотреть на поле как на картину, а не как на действие, то мы видим бегущих футболистов, фигурки в основном с прямыми торсами – именно так: при быстром движении ног, при некоей колесообразности этого движения торс футболиста остается выпрямленным. Богемский бежал – лежа. Может быть, этот стиль в свое время повторил единственно Григорий Федотов, столь поразивший своих первых зрителей».

https://pic.sport.ua/images/19135.jpghttps://pic.sport.ua/images/19135.jpg

Александр Злочевский. В памятном для одесского футбола 1913 году Александру было только 18 лет, но он уже являлся одним из лучших в нашей команде и именно Сашка-Злот, как его называли болельщики, стал героем полуфинальной игры против сборной Харькова. «Александр Злочевский – один из сильнейших инсайдов страны, - писал Борис Галинский. - Сильнейшим ударом он посылает первый, а затем и второй мяч в ворота Харькова. Голкипер гостей Степан Романенко был бессилен: «пушечные» удары одесского форварда оказались неотразимыми». В финале все тоже началось с мощного удара Злочевского в перекладину – отлетевший мяч добил Джекобс, и сборная Одессы открыла счет.

https://pic.sport.ua/images/BogZloch5.jpghttps://pic.sport.ua/images/BogZloch5.jpg

Пролетарское происхождение не мешало ему играть в футбол в клубах Одессы, сначала за Новороссийский спортивный кружок, потом за «Вегу» и ШК (Шереметьевский кружок спорта), а также за сборную города. Как было не взять в сборную форварда, забившего в сезоне 1913/1914 за ШК 41 гол из 49-ти командных! Он был блестящим футболистом, техничным, с мощнейшим ударом с обеих ног (и особенно левой), прекрасным пониманием игры. Об ударе Злочевского складывались такие же легенды, как и в случае с Михаилом Бутусовым (который, кстати, часто бывал в Одессе в составе ленинградских команд). «Говорили, что, прорываясь к воротам, Злочевский буквально сметал с пути защитников, что от пробитого им левой ногой мяча ломались штанги, а однажды жертвой такого удара будто бы стал турецкий голкипер» (Борис Галинский). По другой версии, болельщики, видя наколенник на левой ноге Злота, говорили, что вратаря он убил ударом правой, а вот если бы пробил левой – все, как в анекдоте о похоронах преферансиста, было бы еще хуже.

Легенды об убитом вратаре, по некоторым свидетельствам обезьяне (которую закопали в собственной штрафной), быстро распространялись первыми футбольными болельщиками. Новая чудесная игра, несомненно, будила фантазию. Впрочем, от ударов Злочевского и Бутусова турецкому голкиперу и в самом деле могло стать нехорошо.

Об этом легендарном инциденте у нас есть свидетельство самого Александра Петровича. Воспитанник Злочевского Анатолий Бурдейный как-то спросил у тренера об этой истории и узнал из первых уст, что вратаря Злот не убил, но попал ему мощнейшим ударом в область солнечного сплетения, после чего турка пришлось увезти в больницу. На следующий матч турки прибыли с другим голкипером, что стало достаточным основанием для упомянутого предположения болельщиков. Как видим, легенда была не так далека от реальности. В арсенале Злочевского также был удар пяткой – тот элемент игры, который не разонравился болельщикам за последние 100 с лишним лет. Рассказывают, что у Злочевского было еще одно прозвище, Бейт, в честь англичанина из числа первых футбольных миссионеров в Одессе. Бейт классно бил пяткой, и наш Александр блестяще освоил этот прием, за что и был удостоен сравнения.

Василий Котов. Дореволюционные «черноморцы» играли в футбол все свободное время. «Азартнее, бесстрашнее всех бегал, падал и кричал маленький быстрый загорелый пацан с Канатного переулка, Васька Котов, - писала С. Остроущенко в газете «Станкостроитель», - его страсть к новой игре была непобедимой. Каждый день он первым появлялся на пустыре и последним уходил с него».

Капитан команды «Черное море» был настоящим лидером всех коллективов, в составе которых выходил на поле (как правило, он и капитанил). Для защитника у него был совсем невысокий рост (меньше 170 см), но благодаря прыгучести Котов мог переиграть в воздухе любого противника. Легенды складывали и о выносливости Василия. Так, по воспоминаниям Бориса Галинского, однажды Котов пешком пришел на игру в Одессу из Раздельной (где проходил военную службу). Денег на проезд у него просто не было.

С 14 лет Василий слесарил в мастерской Шестопалова, в 1914 году поступил на вагоноремонтный завод, затем работал грузчиком, как и большинство его товарищей по «Местрану».

В 20-е годы Василий Котов удостоился прозвища «Король офсайдов». В товарищеском матче одесситов со сборной Союза Василий сделал около 20 искусственных офсайдов. Задолго до придумавших этот элемент игры бельгийцев одесский защитник успешно применял его на практике.

Но сколько же было этих офсайдов? Андрей Старостин в своей книге «Большой футбол» написал такие слова: «Котов в памятном матче сборной СССР со сборной Одессы в 1925 году во главе защиты парализовал нападающих гостей тем, что искусственно делал положение вне игры. Судья зафиксировал более 40 офсайдов. Матч, к гордости одесситов не принес успеха сборной СССР. Тогда сборная СССР так и не забила ни одного гола». А по воспоминаниям Сергея Раздорожнюка, «Василий 60 (!) раз оставлял соперников в офсайде. И это при судействе такого аса, как Иван Иванович Севастьянов из Москвы!». В общем, так или иначе, но офсайдов в той игре было достаточно. «Как известно, в теории шахмат есть определения – «защита Нимцовича», «защита Грюнфельда», - читаем в книге Бориса Галинского. - Если бы этого принципа придерживались теоретики футбола, то тактическую новинку, которую применил передний бек в матче против сборной СССР, справедливо следовало бы назвать «защитой Василия Котова».

Не только этим выделялся Василий Котов, он блестяще применял подкаты, был жестким, вязким, непроходимым защитником. Последний матч Котов провел в 1938 году в Комсомольске-на-Амуре (годом ранее одесская команда «январцев» была переброшена на Дальний Восток с целью развития футбола в этом регионе). Так что играл и не мог наиграться Василий более 20 лет.

https://pic.sport.ua/images/1925p5.jpghttps://pic.sport.ua/images/1925p5.jpg

Николай Трусевич. Сильные нападающие, выступавшие за одесские команды первой половины прошлого века, готовили аналогичных вратарей. Отражая удары Злочевского, Штрауба, Малхасова и других довоенных мастеров, в нашем городе прогрессировали и голкиперы. Одним из самых ярких представителей одесской вратарской школы стал Николай Трусевич. Блестяще одаренный, тактически грамотный и новаторски подходивший к футболу (и своему амплуа в частности) спортсмен. Николай одним из первых освоил игру на выходах, не был «прикован» к воротам, как другие голкиперы тех лет. Трусевич действовал по всей штрафной площадке, а, завладев мячом, всегда выбивал его не куда попало, а так, чтобы начать острую атаку. Покидал ворота Трус, как его называли болельщики (исключительно из-за фамилии), очень смело и часто страховал защитников, которые в те годы проигрывали в количественном плане форвардам (2-3 против целой пятерки) и, конечно, не справлялись. Николай Трусевич «подчищал» за ними, как делают хорошие современные вратари. Сосредоточенный и решительный в игре, вне поля Трусевич был лидером компании, здорово танцевал, выбивал чечетку.

https://pic.sport.ua/images/trus285.jpghttps://pic.sport.ua/images/trus285.jpg

С 16 лет Николай играл за одесскую команду «пищевиков», начал с четвертого состава, но быстро прогрессировал в мастерстве, по воспоминаниям очевидцев, «рос, как грибы». Писк, который издавал юный вратарь при игре на выходах, сменился уверенным гиканьем надежного стража ворот. С 30-го по 35-й годы играл за сборную Одессы, затем и за украинскую сборную. В ее составе Трусевич стал одним из главных героев блестящей победы над французским «Ред Стар» в 1935 году. Одну из сильнейших французских команд сборная республики просто разгромила (6:1), но выделяли после игры не форвардов, а вратаря. Так председатель всеукраинского совета физической культуры С. Андреев писал об этой игре: «Если отмечать отдельных игроков, то первым среди всех следует назвать нашего вратаря Трусевича. В матче с «Ред Старом» он показал чудесную технику, брал такие мячи, что можно было только удивляться».

Иосиф Лифшиц. Карьера этого защитника развивалась примерно так же, как и у Трусевича. Начинал в команде «пищевиков», затем играл за одесское «Динамо», а первый чемпионат СССР начал в составе другого «Динамо», киевского. Собственно, с Трусевичем они были вместе не только на футбольном поле, дружили, а затем и породнились – Николай женился на сестре Иосифа. Как и Трусевич, Лифшиц был душой компании, настоящим одесситом, то есть, общительным и остроумным человеком, хохмачом. Благодаря цвету волос имел нехитрое прозвище – Рыжий.

«Начинал играть на месте левого полусреднего нападающего, затем выступал в центре полузащиты, - характеризовал Лифшица Сергей Раздорожнюк, - С переходом команд на игру по системе «дубль-ве» стал играть на месте центрального защитника. Спортивный азарт, воля к победе всегда были свойственны этому физически крепкому, но иногда игравшему на грани фола спортсмену».

Рослый и физически сильный футболист нашел себя в защите, а с собой из предыдущих амплуа «забрал» хороший удар – Иосиф был исполнителем стандартов, здорово бил штрафные. Хорош был и в игре головой. Любил силовую борьбу, в которой редко оставался побежденным. В общем, классного игрока подготовила Одесса для киевского «Динамо». Впрочем, в 41-м году Иосиф Лифшиц вернулся в родной город, уже в «Спартак», но тот чемпионат остановила война."

https://pic.sport.ua/images/1935p5.jpghttps://pic.sport.ua/images/1935p5.jpg

Василий Котов, Тимофей Коваль, Александр Штрауб, Михаил Малхасов, Леонид Орехов, Михаил Волин, Николай Табачковский, Николай Хижников: вот они - по-футбольному наполненные энергией, которая светится с этих старых фото. А болельщиков нельзя было обмануть ни в какие времена и эпохи: на плохой футбол они не ходили и тем более не забивали до отказа трибуны, не висели на деревьях. Не надо думать, что они понимали и чувствовали футбол и мастерство хуже нас, болельщиков двадцать первого века - ведь и сегодня даже не самые опытные болельщики отличают настоящий футбол от его подделок. Да вот только, увы, по трибунам гуляет ветер, а не ревущая энергия боления - даже без карантина.

Кстати, в тех же 20-х годах в Одессе играл нападающий (к сожалению, запамятовал его фамилию), пробегавший футбольную стометровку быстрее одиннадцати секунд: много ли таких в футболе века нынешнего? Я уже не говорю о том, что люди тех поколений были куда более выносливыми, нежели нынешнее - без всяких там специальных тренировок под контролем биохимических показателей и прочей допинговой дряни. А уж как горели их глаза на футбольных полях...

Словом, не смотрите на былой футбол свысока...

Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости

01.07.2020, 21:51
auto-zelenka
Статус:
Эксперт (14539 комментариев)
Подписчиков:
47
Медали:
Выбор редакции × 62

Еще на эту тему

Лучшие блоги
Loading...
Пополнение счета
1
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
2
Закрыть