Сама, слава Богу, жизнь вносит свои коррективы и в творческий процесс. И теперь, увидев, - в прямом эфире! - события на НСК "Олимпийский", от души поздравляю вас, уважаемые форумчане, с 16-м титулом чемпиона Украины молодой ДИНАМОвской команды! Время показало, что творческий союз Игоря СУРКИСА и Мирча ЛУЧЕСКУ, заключённый летом минувшего года, как оказалось, "В яблочко!
"А теперь продолжим разговор о событиях в истории легендарного клуба.
ПО ВОЛНАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ
И как это, думаю, здорово, что неумолимое время, расставляя верные акценты и весьма справедливые оценки, помогает уже в наши дни. Но, на мой взгляд, только тем людям, которые умеют анализировать прошлое. Разумеется, во имя верного пути в будущее...
Это заключительный абзац из предыдущей части и, надеюсь, что, познакомившись с сегодняшним материалом, вы согласитесь со мной в верности этих слов и напишете мне об этом в своих комментариях (или в личку). Будут тому и конкретные примеры. Впрочем, напомню для тех, кто не знаком с началом:
1. Послемонреальская история...
2. Послемонреальская история...
3. Послемонреальская история...
Полагаю, уместно напомнить и о книге, презентованной автором, с дорогими моей памяти словами Олега Базилевича, буквально за несколько дней до его 75-летия.
На форзаце этой, с моей точки зрения, книги-бестселлера обращает на себя внимание мудрый эпиграф венгерского поэта, писателя, переводчика и общественного деятеля второй четверти XX века:
В день юбилея моего многолетнего друга опубликовал материал:
К слову, публикация имеет и подзаголовок:
Или попытка осмысления новой книги Олега Петровича...
Для тех форумчан, которые не любят пользоваться ссылками, познакомлю с началом публикации и одной из иллюстраций.
"Почему же только «попытка», а не рецензия? Полагаю, что не вправе давать оценку книге, при чтении которой — с первых же её страниц! — невольно ощутил гениальность этого произведения...
Впрочем, в последний день июня 2013-го, на одном из сайтов, уже оставил свой комментарий, который, полагаю, в определённой степени тоже пояснит мою позицию:
«...Надо же, сегодня, возвратившись из родной Одессы, где в свободные минуты (да и в поезде — Киев-Одесса-Киев) тоже не расставался с новой книгой, презентованной мне моим давним другом Олегом Базилевичем... Увы, читаю её медленно-медленно, чтобы чего-то важного не упустить... Бог даст, попытка рецензии — на такого-то автора, на мой взгляд, гениально просто и доходчиво изложившего наши реалии!? — с моей стороны конечно же будет».
Тренеры-единомышленники команду выводили, стоя во главе её.
Замечу, что юбилей Олега мы так и не отметили: накануне дня рождения Базилевич был госпитализирован. Сегодня с большим интересом перечитал многие из ваших, уважаемые форумчане, комментариев июля 2013-го, лучший из которых:
Где можно купить книгу, подскажите?
К слову сказать, на многие комментарии ответил (будет желание, загляните по ссылке!). Но - исключительно во имя справедливости! - приведу для примера один, сохраняя стилистику автора комментария:
х х х
"С большим уважением отношусь к этому прекрасному и умному человеку который дал толчок в развитии советского футбола,но на мой взгляд много с этой книги пренадлежит Лобановскому. Мне очень жаль что эта книга была написана не из уст великого Маестро."
Мой ответ:
Уважаемый Игорь Иванов (igor9656) (06.07.2013 16:19), благодарю за Вашу точку зрения, но дискутировать с Вами не стану. Просто приведу слова Олега Базилевича из его новой книги:
«Очень неприятно и больно сейчас, по прошествии стольких лет, слышать рассуждения о «команде Лобановского», «футболе Лобановского» и даже «системе Лобановского». Подобные слова, разумеется, противоречат не только паритетным началам нашей совместной работы, но и не отражают реального положения дел в подготовке команды. К тому же не учитывается роль научно-методической составляющей всех последующих успехов. Составляющей, в формировании которой большую роль сыграл также Анатолий Зеленцов. Поэтому если говорить об «авторстве» нашей Системы, то оно, безусловно, принадлежит нам троим», - написал О.П.Базилевич.
От себя могу лишь добавить, что, слава Богу, будучи свидетелем и в определённой степени невольным фиксатором (писал ведь об этом с первых шагов сотрудничества всех троих!) процесса, подписываюсь под каждым словом Базилевича...
х х х
В 2017-ом издательством АДЕФ - Украина книга была переиздана и вновь презентована мне автором. Только писал не он, уже тяжело болевший, а по просьбе Олега его супруга.
Мне импонирует, что в книге - документально! - на государственном уровне есть признание работы в ФК "Динамо", Киев тренеров-единомышленников на равных:
Чтобы вы прочувствовали глубину книги Олега Базилевича и, с моей точки зрения, её желательную востребованность теми, кому дорог украинский футбол в наши дни, познакомьтесь с некоторыми откровениями автора:
Не отступая от темы, поделюсь информацией об одном из интервью, которое на днях с интересом перечитал:
Олег Базилевич: " У Ленінграді всією командою вирушали в БДТ"
Заключительный вопрос Базилевичу и его ответ из этого интервью:
- Как полагаете, Лобановский был гений?
- Ничуть не умаляя его достоинств, скажу, что это был профессионал высочайшего класса. Гении - на мой взгляд, удел писателей, музыкантов, актеров, ученых. А я говорю об обычной профессии спортивного работника. Безусловно, есть выдающиеся тренеры и в футболе, и в боксе, и в легкой атлетике. И все же мы занимаемся слишком прозаическим делом, чтобы нас причислять к гениям.
Тема почти та же, но материал опубликован лет на пять позже:
Зачем Валерий Лобановский водил футболистов на кладбище и в театр
Цитата из этой публикации:
В ту зиму с декабря 1978-го по январь 1979-го Лобановский совершил, еще по меньшей мере одну важную «экскурсию». Он посетил в больнице своего большого друга народного артиста СССР, Олега Борисова, - знаменитого Свирид Петровича Голохвастова, инженера Гарина и гения прочих выдающихся ролей в кино и театре.
Олег Борисов, большой фанат киевского Динамо
К слову сказать, в своё время о страсти известного актёра БДТ к футболу на этом сайте писал не только ваш покорный слуга. К примеру, ещё одиннадцать лет тому назад был опубликован материал:
Олег Борисов о Лобановском (Обновлено) Фото,видео
И об известной в мире искусства книге "Без знаков препинания Дневник 1974-1994" ДИНАМОвским болельщикам со стажем известно давно.
Между прочим, те, кто всерьёз этим заинтересуется, книгу можно скачать:
Ведение дневника – это обычное дело в актёрской среде.,- читаем в аннотации. - Дневник помогает актёрам в работе, с его помощью легче готовиться к ролям. Кроме того, открытые дневниковые записи очень ценны для всех любителей театра потому, что позволяют им заглянуть за кулисы театра. Благодаря этому всем читателям будет интересна книга народного артиста СССР Олега Борисова «Без знаков препинания Дневник 1974-1994»..
Теперь вашему вниманию - фрагменты (обратите внимание, они записаны в дневник 6-го января, в лень рождения Васильича - Д.А.) из главы
январь 6
«Сухой лист»
"Ко мне в больницу приходил Лобановский Котеночек, как его называет супруга. У него есть и другое прозвище — Шампусик. По количеству выпитого шампанского у камина, я думаю, Шампусику равных нет. Ни одна печень в мире не смогла бы этого выдержать."
На этом фото Васильич в центре. Слева от Мэтра сидит народный артист СССР Олег Борисов, а справа - москвич Саша Горбунов, мой коллега - журналист, давний друг семьи Лобановских.
"Удивительно, что за те годы, пока я веду дневник, я еще ничего не написал о своем лучшем друге. Наверное, оттого, что футбол — не в основном фарватере, о футболе — всегда успеется. Но ведь и сам Василич (я буду его называть так) никогда не попадал в основной фарватер, всегда был сам по себе. Я увидел его в первый раз на «Динамо». Зашел к Базилевичу в раздевалку: все футболисты, их подружки, бездельники-журналисты «точили лясы». Не было только Лобановского. Он сидел в автобусе на заднем сидении. С книжкой. Нас познакомили, но от книжки он оторвался ненадолго. После этого я увидел его уже в Донецке: они с Базилевичем там заканчивали играть. На матч с «Шахтером» приехало киевское «Динамо», откуда их год назад отчислил Маслов."
Олег Базилевич и Валерий Лобановский — эпоха в советском футболе
"У Базилевича была кличка Штангист — он умудрялся попадать в штангу из положений, когда любой другой бы забивал; зато забивал — и часто! — из положений самых немыслимых. У Лобановского — в те годы, когда он играл, — кличка Балерина. Он подолгу «водился» с мячом, плел паутину. Его финты, «сухие листы», угловые пытались повторить во всех киевских дворах. Оба играли в аритмичный футбол, оба были футбольные гении, индивидуалисты от Бога. Об аритмии я только начинал задумываться. Что-то интуитивно чувствовал, но объяснить научно, с демонстрацией синусоид и кривых мне смог Лобановский. К тому времени у него, как на рентгене, начинало просвечиваться серое вещество, вскипающее в коре головного мозга. В Донецке в 1967 году этот мозг, уже отяжелевший и мешавший ему играть в футбол, заработал в новом для него направлении. .."
Не сомневаюсь, вам будут интересны и строки известного ленинградского артиста БДТ Всеволода Кузнецова (9 июня 1928 — 4 июля 2003), , который болел за «Зенит», Борисов — «за Лобановского»!
УМЕНИЕ ИГРАТЬ
…"Как они смолоду здорово играли – столь разные друзья! В Киеве. Валерий Лобановский (по первоначальной кличке «балерина», «рыжий»), Олег Базилевич («Базиль»), Альфред или Олег Борисов – без клички. Первые двое – замечательные футболисты и тренеры. Третий – выросший в великого актера, вначале в киевском театре им. Леси Украинки, в кино украинском – на уровне Голохвастова и до принца Гарри у Товстоногова."
"От Лобановского непосредственно Олег Борисов стал постигать секреты необходимой игровой аритмии, темпоритмов. Когда Борисов стал хворать, для выздоровления друга Лобановский подготовил курс бега трусцой, сам все высчитал до секунды с учетом всех необходимых биоритмов, индивидуальных данных Олега."
"Трое друзей были радостными и любопытными. Несмотря на то, что Олега Борисова выгнали из театра в Киеве за поездку на зарубежную премьеру фильма «За двома зайцями», а Олега Базилевича украинский ЦК отстранил от тренерства в «Динамо» и таким образом отлучил от Лобановского."
"Трое друзей самозабвенно любили свое дело и искали путей его развития. Как лучше построить игру. На подмостках и на футбольном поле. Собственными силами и все вместе они добились обширной эрудиции и интеллигентности. Такое у футболистов и артистов редко бывает. Друзья научились думать и ценить силу не только ног и горла, но и серого вещества."
Впрочем, обратимся снова к дневнику Олега Борисова, к тем его строкам, когда он описывает, как радушно встречали зрители БДТ появление ДИНАМОвцев Киева. И что в такие дни происходило за кулисами.
"В зале аплодисменты. Еще бы — чемпион страны и обладатель Кубка кубков в полном составе! Антракт затягивают на полчаса: у команды — режим, она ужинает за кулисами. Случайно слышу реплику одного из игроков: «Ну и кому это нужно? Тренера (ударение, конечно, на «а») хотят свою образованность показать!» Пересказываю это Лобановскому. Он смеется: «А что ты хотел? Все понять с первого раза им трудно. Надо будет еще раз сводить, в следующем году. (В слове «понять» упорно делает ударение на «о». Сколько я ни намекал...) Зато Веремеев, — продолжал он, — после спектакля попросил разрешения не автобусом до гостиницы добираться, а пешком. Спектакль его так потряс, что он не захотел ни с кем разговаривать. Всю ночь не спал, и в игре с «Зенитом» после первого тайма я его заменил».
Не сомневаюсь, что вам известно об этой книге:
Именно отсюда Олег Базилевич в своих книгах привёл цитату Васильича об их творческом тандеме и, надеюсь, после всего прочитанного, вы легко поймёте, почему именно Лобановский обратился к аналогам искусства:
Справедливости ради, скажу, что на одном из форзацев книги Базилевича эти строки:
На днях в телефонном режиме общался с Олегом Базилевичем - младшим. И, признаюсь, что даже, как нынче говорится, на удалёнке - через океан! - почувствовал, как же ему дорого д е л о его великого отца...
Дэви АРКАДЬЕВ,
24 - 25 апреля 2021,
Филадельфия.
х х х
(окончание следует)
х х х
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости