В качестве эпиграфа "Попов: Луческу был сильно недоволен игрой с Мариуполем"
В игре Динамо против Мариуполя сохранялось все, над чем в течение этого сезона работали тренеры и футболисты: слаженность командных действий, прессинг (этот особенно), давление на соперника на каждом квадратном метре поля, опережение в подборе мяча (очень старался Беседин).
И так далее.Но вот парадокс: при наличии всех компонентов командной игры у Динамо не получилось. И все потому, что напрочь отсутствовал главный цементирующий игру фактор: настрой.
Всегда вспоминал и буду вспоминать, с чего начал Лобановский в Динамо - когда пришел в команду поздней осенью 1973 года. Нет, не с тактики. И даже не со своих знаменитых тренировок - тех, что до изнеможения, до рвоты. До потери сознания.
Лобановский начал с психологии: "Вы можете. Вы обязаны быть сильнее. Вы должны обыгрывать сильнейшие команды Европы." Это не я придумал - об этом рассказывали в своих воспоминаниях динамовцы того поколения. И любой из его подопечных впоследствии вспоминал, каким он был психологом. И зачем требовал от футболистов горящих глаз.
Я не смогу знать, какие методы собственно физических тренировок применяет в нынешней команде Мирча Луческу. Но на поверхности очевидно одно: при нем в Динамо изменилась психология - как у отдельных игроков, так и у команды в целом.
Вот наглядная картина сегодняшней игры: нет волевого импульса стремиться к достижению и преодолению - и тут же падают командные скорости. Игроки перестают успевать как за самими собой, так и друг за другом. А отсюда рвутся командные связи. И уже нет игры в атаке. И появляется целый ворох карточек, ни одна из которых не была оправдана хоть какой-то сложностью игровых ситуаций. Словом, разруха в игре возникает там же, где и при любых других проблемах. То есть в голове.
Конечно, я понимаю футболистов: ну люди, ну не машины из бронзы и железа. Но есть непреходящая аксиома профессионального отношения к делу. А оно обычно зиждется в подсознании. Где, как принято считать, находится фундамент сознательного.
Тут у многих после победного сезона "в зобу дыханье сперло" - как у той вороны, которая заслушалась похвалами в свой адрес. Уже звучат фанфары на мелодию "тренер научил тактике", уже повторяется припев на тему "игроки резко прибавили в мастерстве". И так далее. Но сыр из клюва выпадает при первой же попытке спеть победную песнь. Поэтому профессионал всегда стискивает зубы.
Немного о частностях, которые проявляются у наших футболистов группы атаки - особенно в исполнении того самого Буяльского, который уже успел стать неким символом резкого скачка в индивидуальном мастерстве при Луческу: в течение всей игры он упорно повторял одну и ту же позиционную ошибку при фланговых прострелах - вместо резкого диагонального рывка навстречу полету мяча Буяльский пассивно ожидал ошибок защитников за их спинами. И если Беседин все-таки пытался играть на опережение, то и Буяльский, и еще кто-то из динамовцев, подключавшихся к фланговым прострелам, упорно ожидали прилета мяча на блюдечке с голубой каемочкой. Да, стремления мы сегодня не наблюдали. Но именно в таких играх как раз и становятся особенно заметными типовые позиционные ошибки, проистекающие от неправильно заученных с детства элементарных тактических приемов - тех самых, которые якобы так просто и блестяще уже успел устранить Мирча Луческу.
Игра на опережение - это вечный пункт номер один среди основных тактических приемов построения атаки. Я тут как-то раз выкладывал фрагмент кинохроники с чемпионата мира аж 1938 (!) года: любо-дорого было поглядеть на то, как в "доисторическом" футболе игроки искали встречи с мячом. Так что не стоит смотреть на тот футбол свысока. И понимать, отчего современные профессиональные музыканты учатся на музыке аж 18-го века. Кстати, к слову: в том веке тогдашние мастера создавали заводные куклы в человеческий рост, из бронзы и железа, игравшие на музыкальных инструментах за счет пружин и барабанов с колками - прообразов современных компьютерных программ, между прочим. И это в отсутствие станков с ЧПУ и компьютерным управлением, без современных представлений о начертательной геометрии и сопромате и всякого такого прочего. Но не будем отвлекаться от футбола. От профессионального его варианта, разумеется.
Профессионализму не учатся - профессионализм вырабатывается изнутри точно так же, как и тепло человеческого организма в процессе его метаболизма. И тренерская палка ничем тут не поможет. Вот уже второй матч подряд без мотивации действует Миколенко, явно снизивший скорости всего левого фланга - и это на фоне практического отсутствия давления соперников на наши ворота с его стороны. Честно признаться, не очень мне нравится в этом плане и Тымчик, то и дело не успевающий прикрывать свою зону. А ведь он пока еще не бывал в серьезных переделках...
Эта игра в Мариуполе тоже знаковая - для оценки той самой игры на будущее, о которой у меня шла речь в предыдущем обзоре. Ибо в будущей игре у нас будут не только признаки прогресса, но и проблемы прошлого. Они ведь никуда не делись. А движение в будущее - это не только прогресс, но и уход от прошлого.
В этот раз замены от Луческу не сработали. Не могу знать, почему Луческу не прибег к ним уже в начале второго тайма - ведь напрашивались замены и Шапаренко, и особенно Де Пены (похоже, он вообще собрался попрощаться с Динамо). Однако игру оживлять требовалось. Бог с ним, с ничего не значившим результатом. Но вот стимулировать настроение игроков тренеру все-таки следовало. В таких случаях обычно прибегают к услугам честолюбивых дублеров, стремящихся показать себя. Впрочем, внутренняя "кухня" не дело болельщиков.
Мне не нравится это отношение игроков к делу еще и потому, что подобное расхолаживание ведет к типичному самообману: мол, "мы к финалу соберемся". Каждый из нас знает, что понедельник после длинных выходных сродни именно такому финалу. И каждый из нас обманывает самого себя, уверяя, что "уж я-то с утра дам план". Луческу опытный психолог - оттого и старается, потому и требует чемпионской игры. Ибо чемпионство всегда начинается с настроя и преодоления самого себя. Именно они и являются фундаментом настоящего футбола. На них он и стоит.
Когда заканчивается футбол, приходится предаваться философии. Впрочем, ею человечество всегда заполняет и затыкает дыры непознанного, придавая ей наукоподобный вид. Но простой удар в исполнении Сидорчука во втором тайме сразу же опроверг всю тонкую тактическую философию множества мелких передач, которыми в современном футболе пытаются изображать атаку. Жаль, что в игре Динамо пока мало такой простоты. Может, она проявит себя в будущем. Надеюсь на это.
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости