Перечитал еще раз интервью Леонида Буряка Дмитрию Гордону. И вспомнилась мне одна история полувековой давности: спортивные разделы программы "Время". Конечно, вся главная ее часть всегда была посвящена двум основным темам: как хлопкоробы Таджикистана на неделю раньше срока закончили рекордный сев надоев сахарной свеклы на одном гектаре мартеновских печей :).
А вторая тема обычно посвящалась загнивающему и умирающему капитализму: например, в тогдашней Голландии (Нидерландах), где поголовно все население занималось тремя вещами в одном процессе: курением марихуаны в пивных "кварталов красных фонарей". И так до тех пор, пока очередь в показе новостей не доходила до их спортивного раздела.Но тут даже советская цензура не могла устоять перед напором "тотального футбола" - когда какой-нибудь голландец принимался творить чудеса на футбольном поле. То был футбол такого класса, в который играли настоящие кудесники - в отличие от нынешней тягомотины, почти сплошь состоящей из толчков, подкатов в ноги, "накладок" и прочей околофутбольной грязи, которой сегодня присвоили почетное звание тотального футбола. Я не стал бы уделять время и место этой деградации и этому разрушению игры, если бы не тема мастерства защитников нынешнего киевского Динамо, ставшая столь острой, что она оттеснила на второй план все остальные нынешние игровые проблемы команды.
Так вот: время от времени программа "Время" (невольный каламбур) преподносила болельщикам очередной шедевр, исполненный теми знаменитыми голландцами, кои в перерыве между наслаждениями в пресловутом "квартале красных фонарей" (и дался же он советским пропагандистам - наверное, от зависти) демонстрировали такой уровень мастерства, который буквально заставлял стонать от зависти наших болельщиков, не сильно избалованных подобными зрелищами. И так сложилось, что шедевры эти для программы "Время"периодически демонстрировал защитник Аякса Руд Крол:
Вот перед теми, кого действительно интересует тема высшего мастерства, практически полный его набор, положенный настоящему защитнику самого высокого класса - от великолепного выбора позиции и опережения нападающих (а тогдашний голландский футбол был едва ли не самым быстрым в европейском клубном футболе) до фантастических по исполнению и, главное, очень зрячих ударов. Но особенно я бы выделил качество исполнения подкатов: мяч отобран, а игрок, только что им владевший, бежит себе восвояси, не понимая, куда же мяч делся из-под его ног. И, конечно, великолепные передачи партнерам на ход: некоторые на половину длины футбольного поля, причем удобные для приема. Правда, для приема на ходу - что особенно необходимо отметить на фоне нынешнего "тоПтального" футбола.
Набор умений, демонстрировавшихся Кролом, в полной мере дает понимание того, чем на самом деле был тогдашний "тотальный футбол": что должен был уметь футболист, чтобы в него играть. И почему его вообще назвали "тотальным": он был построен на универсальном умении футболистов исполнять практически все элементы игры.
Еще и еще раз подчеркну: тот голландский "тотальный футбол" был частью современного ему европейского. Подчеркиваю потому, что его элементы, быстро подхваченные зарождавшейся в те годы школой Валерия Лобановского и, конечно, Олега Базилевича, просто не смогли бы уложиться в игру киевского Динамо 1974-75 гг. - не располагай команда исполнителями должного класса. В этом плане очень хочется процитировать фрагмент интервью Леонида Буряка Дмитрию Гордону - ведь это слова истинного профессионала игры, умевшего очень многое из перечисленного выше, особенно в плане длинных передач на ход. Итак, этот фрагмент:
"Я зараз із великою ностальгією дивлюся ігри 1975 року...
– Так, я також.
– Чим це не сучасний футбол?
– Абсолютно!
– Хто зараз швидше за Блохіна біжить? Хто більше забиває? Хто краще Мунтяна виконує? А відсоток у браку? Де центральних захисників знайти, як Решко, Коньков і Фоменко? Чи Володя Трошкін? Це геніальні, гарні футболісти. А це покоління? Їм грати одну гру в сезоні "Динамо Київ" – "Шахтар" – це дуже мало."
Вот-вот: те динамовские защитники. В этом все дело. Конечно, шума вокруг них было поменьше, чем вокруг "летучих голландцев". Но все помнят противостояние киевского Динамо и ПСВ Эйндховен весной 1975 года. А в тогдашнем восприятии болельщиков принципиальной разницы не было: коль голландская команда, то хотя бы с чертами того "тотального футбола". Впрочем, оно так было и в реальности: Аяксу подражали. И, как оказалось, наши вполне соответствовали их уровню. Да и вообще кое в чем превосходили.
Но вернусь к нашему сегодняшнему герою: оценивая уровень его мастерства, нет никакого смысла проводить любые параллели с нынешними защитниками не то что киевского Динамо, но и вообще мирового футбола. Достаточно сказать, что нынешний "чемпион мира" по количеству предупреждений и удалений с поля Серхио Рамос насобирал их именно в таких ситуациях, где Руд Крол запросто доставал и накрывал очень быстрых нападающих - вот и вся параллель.
Конечно, нет никакого смысла сравнивать футбол полувековой давности и нынешний: потому, что футбол делается мастерством игроков. И если кто-то всерьез думает, что все элементы умения играть, продемонстрированные Кролом в этой видеоподборке, сегодня то ли устарели, то ли вообще не нужны в игре, значит, он в ней вообще ничего не понимает - даже на своем уровне болельщика. Если все это устарело и ныне не подлежит применению, значит, оно должно быть чем-то заменено. А чем именно - можете посмотреть на той картинке с распухшей рукой в ссадинах: она теперь символ современного мастерства защитника. Типичного современного и оттого "эволюционного" - следует это подчеркнуть. Сейчас не об этом речь, но честно признаюсь: когда вчера увидел красную карточку в руках судьи, даже почувствовал какое-то удовлетворение. Она мелькнула как символ того, что безусловно подлежит изгнанию с поля - даже если оно теперь "тотально эволюционное".
Автор этого блога всегда следует за мастерством игроков: это стержень и опора для болельщика. И лишь увиденное своими глазами может быть основой для понимания происходящего - а не какие-то фантазии о роли тренера, всегда закрытой от наблюдения зрителей. Не говоря уже о лжи самое себе о якобы компьютерной обработке старых видеозаписей, из-за которой якобы и возникает картина такого мастерства. Вот и умение Руда Крола играть в футбол тому примером. В профессиональном футболе вообще нет других критериев, кроме индивидуального мастерства: все остальное не более чем приложение к нему - начиная с расчетов тренера и заканчивая их результатами.
И каких же результатов могли бы добиваться В. Лобановский и О. Базилевич, не играй под их началом упомянутые Леонидом Буряком защитники Динамо? На кого они смогли бы опереться как на фундамент всей игры, со всеми ее тактическими схемами и прочими расчетами? Можно ли вообще было добиваться тех результатов, когда в Европе Динамо противостояли игроки такого класса? Вспомните (из того же интервью): сколько раз киевское Динамо обыгрывало Баварию и сколько в ней тогда присутствовало чемпионов мира.
Защитники фундамент игры команды. И вообще фундамент футбола. Еще раз напомню об эпизоде вчерашней игры с Минаем: как только с поля ушел Попов, игра команды в атаке тут же рассыпалась. Это, конечно, еще одна иллюстрация к теме мастерства нынешних игроков Динамо в целом - ведь такого соперника можно было бы подавить и вдесятером, обладай нынешнее поколение динамовцев хотя бы частицей мастерства прежних динамовских поколений. Однако теперь они играют в футбол дворового, а не настоящего профессионального типа - такого, в какой играл тогда и Руд Крол, и то поколение Динамо.
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости