После публикации 1-й части этой статьи меня обвинили в том, что я буквально пою панегирик каналу «Футбол». Все же читать надо внимательнее. Я в прошлый раз писал о маркетинговом преимуществе этого канала как специализированного перед спортивными программами общенациональных каналов.
Чачть 3 (последняя) тут http://pressing.net.ua/pressing/menu/Monitoring/tv/55674
И о том, что Господь послал коллегам такие технические ресурсы, о которых другие могут только мечтать. Послал, естественно, через конкретного человека… О необходимом контенте для такого канала, общепринятого в мировом футбольном ТВ, я обещал написать отдельно, что и делаю сейчас. Не обойтись и без 3-й части – о нынешнем креативном уровне «Футбола». Возможно, это будет самая короткая часть статьи, зато сам жесткая. Кому-то покажется: не многовато ли для одной статьи – три части? А что делать?
Статья-то – концептуальная.
Не надо искать иронии, или насмешки в том, что в названии материала я использую фирменный слоган «Футбола» – «Все по-настоящему!». Как раз наоборот, просто хочу подойти к этой теме очень серьезно, считайте, по гамбургскому счету. И коль скоро вложены такие серьезные инвестиции, то повторюсь, я уверен, и задачи поставлены самые серьезные. Если ТК «Украина», как мне видится, должен занять лидерские позиции в ТВ державы, то какая максимальная цель намечена для «Футбола»?
Не удивлюсь, если в ближайшей перспективе – стать лучшим футбольным каналом (а позднее – группой спортивных каналов) если не во всей Восточной Европе, то на русскоязычном пространстве – точно. Почему не удивлюсь? Вот «Шахтеру», при финансировании, сопоставимым с западноевропейскими клубами, была поставлена задача выиграть Еврокубки. И первая ступень – Кубок УЕФА – успешно пройдена. То почему не логично предположить, что такого же уровня цель, или, как я писал раньше, наполеоновский план, ставится перед ТВ? Желательно подобный рубеж обозначить четко, но без лишнего афиширования и вскриков на публику; кроме того, на пути к успеху (а иначе и двигаться не стоит) не дать себе заболеть страшным вирусом – бронзовением и самолюбованием, тогда все выполнимо в течение 3-х, максимум 5-и лет. Ведь главный конкурент и нынешний лидер в спортивном ТВ – группа спортивных (в т.ч. футбольных) каналов телекомпании «НТВ– плюс», в последнее время очень сдало в своем творческом уровне. И это, несмотря на 15-летний опыт работы в эфире, несмотря на классную телевизионную, в первую очередь, журналистскую школу, несмотря на наличие в том коллективе настоящих, а не дутых звезд. Причины тому здесь описывать не буду, ведь не «НТВ – плюс» – предмет анализа. Но сравнивать отдельные грани работы, конечно же, необходимо.
Итак, все по порядку.
А. Продукт телеканала
А-1. Самый важный продукт – трансляции. Есть наиболее, как ни странно для многих, востребованный продукт здесь – трансляции матчей Премьер Лиги Украины. Хоть и не в полном объеме, как всем известно, часть матчей, часто наиболее привлекательных, транслирует Группа каналов «Студия «1 + 1». Украина не исключение – во многих футбольных странах мира чемпионаты показываются на нескольких каналах.
Далее. У «Футбола» уже есть замечательный, привлекающий массу новых зрителей пакет трансляций зарубежного футбола.
Отдельная тема – трансляции матчей Первой Лиги. Так делают в Англии, Германии и т.д. Так делает «НТВ – плюс» в России. Для чего это нужно «Футболу»? Кроме красивых и важных слов о патриотизме и «мы заботимся о футболе», это перспективный маркетинговый привесок – пополнение кабельных операторов в регионах, откуда ведутся трансляции. Трансляции отдельных (!) матчей первой лиги точно должно идти под спонсорский пакет, либо прямую оплату клубов ПФЛ. И президенты этих клубов должны осознавать важность таких трансляций для их регионов. Как и то, что стоимость такого дела – дробинка для слона по сравнению со стоимостью содержания самого клуба.
А-2. Второй по важности продукт – студийные программы собственного производства. Канал уже выпустил в эфир информационную программу и студийные передачи, «обрамляющие» матчи Чемпионата страны, Лиги чемпионов и Лиги Европы. На подходе новые программы. Позволю себе, исходя из собственного опыта и опыта других, обозначить обойму необходимых цикловых программ, обойму, принятую в мировом футбольном ТВ. Не сомневаюсь, что с «моим перечнем», пересекаются проекты канала, которые уже или запускаются, или задумываются. Это нормально, т.к. «одну землю топчем». Тем актуальнее их присутствие в эфире.
– Обязательны программы-превью и послематчевые передачи с экспресс-анализом прошедших игр. С минимальным количеством гостей – не более одного эксперта. Они уже есть в эфире, о чем уже писалось выше.
– Обязательно создать расширенное, относительно предыдущего проекта, т.е. с привлечением 3-4 героев (у каждого своя ролевая загрузка) ток-шоу, аналогичное «90 минутам» («НТВ – плюс») или «Профутбол» («2 + 2»). Время выхода такого продукта – на следующий день после тура.
– Нужны 1-2 программы в формате «микро-ток-шоу» – типа «1 : 1» (аналоги – «Час пик»; «Встречи с Урмасом Оттом», последние программы Владимира Познера, Андрея Максимова) и типа «2:1». (аналоги – «Школа злословия» Татьяны Толстой и Дуни Смирновой, программы Б. Бермана и И. Жиндарева, в футбольном ТВ – «2:1»). Важно заметить, что форматы «1:1» и «2:1» не повторяют друг друга. Они совершенно по-разному выстраиваются и драматургически, и психологически.
– Следует создать программу о судействе, аналогичное «Свистку» (НТВ – плюс»). Чтобы не футболисты, тренеры и журналисты субъективно, как мы видим на экране, разбирали спорные мометы арбитража, а профессионалы. Почему бы не воспользоваться тем, что в украинском футболе сейчас работает Пьерлуиджи Коллина? Он великолепно, т.е. очень сжато, но ясно объясняет спорные ситуации, к тому же – смотрится как настоящий актер. Это не удивительно, итальянец уже давно публичный человек, и работает с аудиторией профессионально. Уверен, интерес к продукту будет большой.
– Имея солидный пакет зарубежного футбола, помимо классического обозрения, смонтированного в той стране, чей футбол показывается, для увеличения аудитории желательно через некоторое время либо создать собственные программы-обозрения тура данной страны, либо в своей-студии делать собственное «послесловие» зарубежному, действительно классно смонтированному обзору. Обязательно с острой дискуссией, допустим о Германии: В. Вацко и заслужившие уважение в понимании немецкого футбола журналисты А. Шахов и Б. Талиновский; Испания: А. Малиновский, Ю. Мирошниченко и Е. Панкратов и т.п. Далее – с привлечением знаковых героев, имеющих отношение к футболу этой страны (в студии или по телефону), допустим, Германия – А.Тимощук, В. Скрипник, Ю. Максимов. Англия – О. Лужный, С. Ребров, Франция – А Заваров. Бразилия и Аргентина – наши легионеры из этих стран плюс известные журналисты, специализирующиеся по данной стране: Ю. Розанов – Англия; А. Шмурнов – Голландия и Аргентина; М. Мельников – Бразилия и т.д. В перспективе – включения со звездами тех стран: Ф. Беккенбауэром, Б. Чарльтоном, Э. Буттрагеньо.
– Надо продумать программу с женщиной-ведущей. Полагаю, Алла Бублий заслужила на собственный продукт в эфире. Только, если до сих пор я ссылался на программы «НТВ – плюс» позитивно, то в данном случае, следует еще раз внимательно просмотреть «Футбол от кутюр», и сделать все наоборот.
– Чуть позднее сделать две недорогих, но очень важных программы:
а) «Персона» – портрет заслуженного футболиста, тренера, журналиста даже болельщика. Такие продукты, не привязанные к текущим событиям на поле, очень хорошо продаются на телерынках.
б) «Изба-читальня». Обзор самого интересного в прессе и Интернете, что появилось о футболе в последнее время. Единственное условие – не пропагандировать слабые статьи. Это не реклама.
– Позднее (через год), став на ноги, сделать футбольно-культурологические продукты: о футболе в литературе, о футболе в искусстве. Это очень важная перспектива, потому что:
а) подтягивает к эфиру канала умного зрителя и, тем самым поднимает общий уровень аудитории.
б) потягивает к эфиру канала зрителя, интересующегося скорее искусством, чем футболом
Вообще, футбольный кинопродукт, как классический, будь-то зарубежный либо отечественный, так и современное кино, а кроме того, и детский телепродукт (мультфильмы, телеобучалки аналогичные «Урокам футбола с Румменигге» из пакета «Дойче Велле») тоже заняли бы свои ниши вещания. Это перспективнее, чем гонять в очередной раз повторы трансляций, интерес к которым за редким исключением после первого показа вживую резко падает. Такие передачи привлекали бы дополнительные аудитории.
– Отдельный проект. Раз в год (зимой) делать большое красочное галла-представление – «Футбольный «Оскар» Украины». Выборы лучших футболистов страны. В целом и по отдельным номинациям: игроков, тренеров, включая детских; менеджеров; болельщиков, журналистов (также по разным номинациям) и т.д. По аналогу «Золотого мяча». Такой продукт делают во многих странах. Он был в России – «Золотой Стрелец». Концепция и сценарий есть.
Аналогично еще один перспективный проект, предложенный вовсе не мной, а коллегами: в преддверии Евро-2012 организовать вместе с Федерацией футбола Украины матч национальной сборной страны под руководством ее главного тренера Олега Блохина со сборной легионеров Украины под руководством Мирчи Луческу. Уверен, это будет успешный проект.
А.3.Специальный проект. По сути это не просто проект, а социальный футбольный проект. И в преддверии Евро-2012 его просто необходимо делать! Ведь «За державу обидно» – в Украине накануне такого события нет ни одного достойного праздничного телепродукта, посвященного чемпионату континента. И это при зашкаливающем переизбытке разных реалти-, талант– и прочих шоу в прайм-тайм. Мировое ТВ знает несколько успешных форматов таких проектов. Просто нужно желание и серьезная продюсерская работа под такой проект. Зато отдача будет и финансовая, и имиджевая.
А.4. Собственное фильмопроизводство.
Зачем современные телеканалы заводят собственное фильмопроизводство? Именно фильмы, а не постоянные цикловые программы выстраивают им – каналам – имидж в глазах профессионалов кино и ТВ, прежде всего, за пределами Украины. Кроме того, фильмы намного интенсивнее продаются на международных телерынках, фестивалях и телефорумах. К примеру, часто приходится видеть в зарубежном эфире документальные картины, произведенные СТБ.
Навскидку даю темы для документальных фильмов, так и просящиеся в эфир нишевого канала:
– к юбилею «Шахтера» (прошлый 4-хсерийный фильм о горняках снимал Василий Пичул). Отдельной темой должно прозвучать юбилей наставника О.А. Ошенкова и 50-летие завоевания Кубка СССР впервые в истории клуба. Еще живы герои тех событий – Б. Стрелков, В. Сальков, А. Родин, Ю. Ананченко, В. Сапронов.
– К 50-летию первого чемпионства «Динамо» (Киев) – вообще первого в СССР чемпионства немосковских клубов. Еще живы тренер М. Коман, футболисты А. Биба, В. Серебрянников, Й. Сабо, О. Базилевич, В. Трояновский, В. Каневский, А. Сучков, В. Турянчик. Не забыть бы в этой картине 25-летие завоевания динамовцами КОК, буквально через неделю после Чернобыльской трагедии.
– фильм «Хлопец с Украины». Веселый и грустный экранный рассказ о В. Маслаченко, основу сюжета составят неизвестные страницы его богатой биографии.
– фильм о Сергее Щербакове, о его трагедии, но самое главное, о его огромной силе воле и жажде к жизни.
– обязательно(!) в течение двух лет (2011-12) три портретно-проблемных фильма о наших сборных: национальной (2 серии – о ее жизни перед Евро-2012, и на Евро-2012). Третий фильм о молодежке страны, которая в ближайшее время будет бороться на своем Евро в Дании – также взгляд изнутри. Т.е. снять ленты, аналогичные французскому полнометражному фильму «Синие» изнутри» (о жизни их сборной до и во время чемпионата мира 1998 года, когда они завоевали золото). Или отечественному двухсерийному фильму «Блохин и его команда» (2006), получившему несколько международных призов.
А-5. Сайт телеканала «Футбол»
В специализированных спортивных телекомпаниях, к собственным сайтам, по моим наблюдениям, сложилось два подхода:
А) канал относится к своему сайту в лучшем случае, как к «Справочной будке» – максимум – программа телепередач да информация, как подключится и где платить.
Б) Отношение телекомпании к собственному сайту, как самостоятельному направлению, последовательно работающему, как на бизнес компании, так и на ее имидж. Таким путем пошли ребята в «РТР-Спорте» (Сейчас «Россия-2»). Оттого их сайт «SportBox.RU» за три года от начала своей деятельности вышел на первое место в нише «Спорт» российского интернета. А это, означает: работает уже «в плюс». Несмотря на такие успехи, буквально пару недель тому было озвучено, что «Россия-2» получила новые очень серьезные инвестиции, которые были распределены в соотношении: телеканал/сайт = 75%/25%.
Уже не раз в «Телекритике» озвучивалось: рейтинг и доля спортивных каналов занижаются в отчетах «GFK-Украина» относительно реальных показателей из-за того, что молодежь все больше и больше предпочитает смотреть спорт в Интернете и спортивных барах, а все это не обсчитывается. Сначала о спортивных барах. Уверен, что хозяева этих заведений покупают абонементные карточки спортивных каналов себе как частные лица, но никак для коммерческого показа. А ведь показ именно коммерческий. Но это тема для юристов. А потому здесь закроем ее.
А вот об уходе зрителя в Интернет, полагаю, надо не горевать, а грамотно возвращать его к себе. Каким образом?
Для начала давайте прикинем, за счет чего сайты, конкретно в нише «Спорт», вырываются в лидеры?
1) За счет максимально быстрого обновления новостной ленты. Таким образом, несколько лет первую строку в спортивном Интернете России занимал сайт «Спорт-Экспресс». У меня было общение с директором и главным редактором этого сайта. Они прямо говорили, что стараются обновлять информационную ленту каждые 5-10 минут.
2) За счет колоссальных страстей болельщиков на форумах сайтов. По этому принципу в Украине много лет впереди всех был сайт «Динамо Киев от Шурика», в России «Sports.RU»; по этому принципу, прежде всего, сейчас в Украине лидер именно «Football-UA».
3) За счет показа трансляций матчей, на которые есть права и на ТВ, и в Интернете. – Именно этим путем пошел «SportBox.RU» и… выиграл. Значит, сам Господь велит «Футболу» завести на свой сайт видео трансляций, на которое у него есть права. И разобраться с теми сайтами, кто без прав то же самое показывает у себя.
Это очень перспективный путь, но самый перспективный – объединить все три фактора: видео, новостная лента и хорошая журналистика, на которые тут же «поведется» форум. Вот сюда надо «подгрести» лучшие перья: от специалистов в футболе Украины, Англии, Германии, от лучших спортивных публицистов – В. Мирский, Ю. Карман, И. Линник, Ю. Корзаченко и др. в Киеве, М. Левицкий и Ю. Юрис в Донецке, А. Нилин, С. Микулик, Иг. Порошин в Москве; «остренькие на язычок» Р. Мармазов и А. Франков плюс классные переводные публикации. Народ точно подтянется, и форум будет запредельный.
В чем цель? Стать лидером в пусть медленно, но неуклонно растущем сегменте спортивного Интернета Украины, чтобы решать вопросы и прибыльности и имиджа, как сайта – составной части канала, так и самого канала в целом.
Качественное заведение видео на сайт и технология его ограничения по границе Украины (попробуй с Украины посмотреть английский футбол на «SportBox.RU») требуют отдельных инвестиций. Помимо этого, нужна серьезная юридическая проработка: и защита от пиратов; и, что мы сами имеем право заводить на сайт, а что – нет.
Но коллеги из «России-2» выбрали именно такое направление, по дороге набили немало шишек, но в итоге – они в выигрыше.
Вот, вкратце, «джентльменский набор», какой контент должен быть у современного футбольного канала и его сайта. Если перед ним действительно поставлены серьезные цели. А вот, что есть реально сегодня, и какие проблемы видны на пути к дальнейшему росту – в заключительной части.
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости