Рассматривая эти кадры, замечаю, что они характеризуют не только атмосферу, в которой ныне протекают все процессы мирового футбола в целом, но и создают своеобразную эстетику поведения - ведь игроки специально провоцируют друг друга, чтобы создавать самим себе основания для симуляций.
Мускулистые и накачанные волосатые мужики овладели мастерством роковых и почти смертельных падений, с размазыванием по щетинистым мордасам детских слез.
Например, в одном из эпизодов кто-то потянул кого-то за прядь волос: о, какие муки, какие страдания! Сразу представляю себя К. Станиславским и верю, верю, верю...Вот во что не верю и ни за что не поверю, так это в местные сказки молодых поколений: будто бы тот футбол был в чем-то грубее нынешнего. Впрочем, этот пост не посвящен сравнениям: его темой является восхищение мастерством провокаций и симуляций. Почему восхищению? Во-первых, это красиво :). Конечно, профессиональный режиссер без труда отметил бы массу всяческих переигрываний и натяжек. Но тем и замечателен современный футбол, что его зеленые поля те же сцены, специально предназначенные для бездарных актеров.
Конечно, случаются на зеленых театральных подмостках и моменты искреннего мастерства: это в тех случаях, когда отсутствие истинного умения играть в футбол, с попаданием по ногам и головам соперников, приводит к настоящим драмам. Публика в таких случаях неистовствует, пламенно приветствуя несомненные достижения актеров: вот где настоящая интрига! Порою даже интереснее счета на табло.
А знаете, что мешает зрелищности такой интриги? Да вот это мелочное старание анализировать актерскую технику современных "ричардов третьих" и всяких прочих "гамлетов" с помощью техники электрической: только мешают истинному творчеству футбольных масс.
На очень старых кадрах футбола конца 19-го века можно обнаружить элементы тогдашней экипировки игроков: на гетры надевались щитки, напоминавшие водосточные трубы. И попробовал бы кто-то валяться, выклянчивая сострадание от судей: да просто добили бы - в лучших традициях гладиаторских ристалищ Древнего Рима. Теперь времена не столь жестокие, поэтому в моде сочувствие и сострадание. И, конечно, высоты актерского мастерства, с помощью которого настоящие страдания заменяются гипертрофированными их картинками. Да красиво же, черт побери: фехтование ногами, смертельные удары в ноги и даже в головы. И в финале сцены - эффектный жест судьи с красной карточкой. Бурные аплодисменты, переходящие в овации. Трибуны встают и чего-там скандируют. Короче, восхитительное зрелище.
А? Что? Кто там смеет разрушать эстетику высокого искусства неуместными и жалкими вопросами о какой-то технике игры в футбол и каких-то ударах по воротам - вместо ударов по частям тела? Опять идете против коллектива?
Далеко не понаслышке знаком с настоящими травмами. И оттого точно знаю, что при них никто не будет кататься по поляне, хлопая ладошкой по травке: каждый, кто переживал хотя бы легкий переломчик лучевой косточки в предплечье, вспомнит, что оный мешал как следует натужиться на унитазе. Ибо любое напряжение отдавалось болью.
Словом, в переигрывание, натяжки и бездарность актеров верю безоговорочно. Сложнее обстоит дело с верой в сугубо футбольное мастерство. Но это уже другая тема. Поэтому отмечу из нее лишь один момент: нынешнюю веру в магическое мастерство тренеров, якобы позволяющее им как режиссерам компенсировать бездарность своих игроков-актеров. И как любая вера, она не требует подтверждения реальностью. Стоя в каком-нибудь музее перед шедевром изобразительного искусства вы ведь не требуете официального сертификата, подтверждающего, что "Последний день Помпеи" Карла Брюллова был списан художником с натуры, верно? Поэтому требовать от магического тренера, чтобы он в обязательном порядке руководил исключительно умеющими попадать по мячу, примерно то же самое, что цепляться к создателям "Семнадцати мгновений весны" с требованием предъявить паспорт и военный билет полковника М.М. Исаева.
Верить ли в картину, представленную в данной видеоподборке? Личное дело каждого. Наверное, лично я в качестве режиссера чрезмерно требователен к актерам: играют, как умеют.
А еще хочется подчеркнуть: глядя на иные мотивы получения карточек, остро ощущаешь, что "современный футбол более интеллектуальный" ©.
P. S. В подборке ниже желающие смогут найти все те признаки прогресса футбола, которые постоянно перетекают в его эволюцию, как-то: высочайшую технику, космические скорости и, главное, несомненное интеллектуальное превосходство (это особенно). Желающие могут дополнить перечень.
Заметьте: общее название "Это не футбол!" придумано не автором этого блога. Наверное, терпение лопается не только у меня.
Стоит только разместить любые материалы на эту и подобные темы, как сразу же появляются комментаторы, авторитетно поясняющие, что "Гарринча играл стоя", что "общие командные скорости" возросли и прочая, прочая, прочая: футбол былых времен оказался очень удобным фоном для параллелей. Но вот что интересно: футбол, где главным занятием было мастерство атаки, никогда не нуждался в каком-то фоне для сравнений. Он просто был самодостаточным.
Такой жуткой, такой отвратительной атмосферы в прежние времена не бывало. Да, случались инциденты. Но системы в нем не было.
А теперь она есть. И нарастает. Причины очевидны: решающая роль больших денег. Впрочем, сказано на эту тему более чем достаточно. IFAB без конца ужесточает правила, однако они явно не поспевают за "эволюцией". А подобные процессы всегда носят лавинообразный характер: такова их естественная природа.
P. P. S. Во второй видеоподборке на 5.48 показана правильная работа с линией оффсайда при использовании ВАР: ну нельзя пройти мимо столь замечательного примера :).
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости