Известный журналист Николай Несенюк в своем Facebook написал об одной бывшей и одной нынешней «звезде».
В августе 1988 года киевское «Динамо» проводило дома матч чемпионата СССР против «Жальгириса» из Вильнюса. Особого ажиотажа и игра не вызвала — на главном стадионе столицы Украины было полно свободных мест. Публика не знала, что это было последнее выступление в составе «Динамо» футболиста Александра Заварова. Он тогда не считался суперзвездой — рядом с ним играли Беланов, Михайличенко, Бессонов, Протасов, Демьяненко и другие не менее популярные и заслуженные футболисты. Через два месяца на этом же стадионе состоялся отборочный матч Кубка мира между командами СССР и Австрии. Задолго до начала игры на забитых под завязку трибунах была слышна только одна фамилия — Заваров!
Что произошло за эти два месяца? Случилось то, что Заваров перешел из «Динамо» в итальянский «Ювентус» за сумасшедшие, по тем временам, пять миллионов долларов. После чего в одночасье стал более знаменитым, чем все его вчерашние партнеры вместе. Все разговоры любителей футбола начали крутиться вокруг выступлений Заварова в Италии, которых тогда никто не видел — возможность смотреть чемпионат Италии появилась у нас лишь через десять лет.
Таким образом, обычная игра против Австрии, которую наши в те времена обыгрывали без проблем, собрала стотысячный аншлаг только благодаря Заварову — все хотели увидеть вживую игрока «Ювентуса», который еще два месяца назад был лишь одним из динамовцев Киева и не привлекал к себе особого внимания.
Этот едва ли не первый пример влияния маркетинга, пусть и бессознательного, на футбольных болельщиков, я вспомнил вчера, когда в ежедневной рекламе, поступающей на мой телефон, мне предложили пакет телевизионных каналов, на одном из которых я смогу увидеть Мудрика. Того самого, который еще полтора года назад сидел на скамейке запасных черниговской «Десны» и был никому не интересен. Теперь же, став игроком английской команды «Челси», сделался рекламной приманкой для украинских любителей футбола.
Не буду сравнивать Мудрика с Заваровым, который до перехода в «Ювентус» успел в составе «Динамо» дважды стать чемпионом СССР и дважды выиграть Кубок, получить Кубок Кубков УЕФА, стать в составе сборной СССР вице-чемпионом Европы. Мудрик пока ничего и нигде не выиграл, но денег и рекламы вокруг него крутится в сто раз больше. Теперь у нас другие времена, другой футбол, другой маркетинг. А также другое счастье — увидеть Мудрика!
Николай Несенюк
Замечательны был футболист! Любимец публики!!! Так что, Николай, не надо ля-ля
Як казав один персонаж відомого фільму "грешно смеятся над больными людьми"(С)
Ну справді, тут же не треба бути спеціалістом з психічних розладів, щоб констатувати ментальні проблеми пана Миколи.
Ну хоча б склероз, наприклад. Інакше як пояснити факт, що Несенюк не пригадує ні результати голосування за найкращого футболіста СРСР 1986-го, ні голосування Франс Футбол того ж року?
А давайте ще разом подумаємо над причинно-наслідковим зв'язком. За футболіста платять великі гроші тому, що вважають його талановитим, чи вважають талановитим, тому що платять великі гроші?
Тоді виникає питання, чи залишилася в "учня Лобановського" здатність до логічного мислення?
Не будемо вгадувати, що спричинило руйнування мозку Несенюка: зловживання алкоголем, старечі розлади чи якісь захворювання. Це й не важливо.
Для чого друкуються його нісенітниці - зрозуміло за кількістю коментарів.
Маємо те, що маємо. Як не Ірина Морозюк, то Микола Несенюк. "Інтелектуали" збирають найбільшу аудиторію...
Ничего Вы не забыли. Просто Несенюк соврал как водится...
Несенюк, ты - долбодятел!
в 1986 году Заварова знала вся Европа и даже Мексика! Я уже не говорю про 1988 год.
Дальше не читал, зачем тратить время на бред стареющего шизофреника?
А сегодня надо, чтобы скорость была плотной. Шо оно такое, никому не известно - "плотно-скоростной". Но что-то очень сильное. Точнее говоря, сильнодействующее. Или "Heroica", если по-латыни, где этим термином обозначают лекарства, которые сильно штырят.
"Александр Заваров боялся браться за серьезную работу, хотел этого, но боялся и не верил, что ему предоставляется возможность для осуществления, быть может, последней попытки вернуться в настоящий футбол. Он вполне мог безбедно, не особенно напрягаясь, докоротать свой век в первой или даже второй лиге, живя только днем сегодняшним, но, видимо, воспоминания о том времени, когда он блистал на поле, жгли ему душу, и он рискнул, собрав в кулак всю волю.
Все, кто видел Заварова в молодые его годы, в частности на юниорском чемпионате мира 1979 года в Токио, прочили ему весьма перспективное будущее. Он играл совсем не хуже, чем выделявшийся тогда в составе чемпионов мира аргентинец Диего Марадона.
«Зачем вы его берете?» – недоумевали многие, когда Заварова пригласили в киевское «Динамо».
Действительно, зачем? У пас не воспитательная организация, а команда, постоянно ставящая перед собой серьезные задачи. Заварова не пригласили бы в киевское «Динамо», если бы предварительный разговор не показал, насколько велико его желание переменить образ жизни и играть, играть в футбол, который он безумно любит.
Возможно, для самого Заварова было даже неплохо, что первые два сезона его пребывания в команде она выступала в чемпионате неважно – седьмое и десятое место. Он загорелся большими целями киевского «Динамо», вставал на ноги вместе с ним, втянулся в жесточайший режим нашей работы, не всегда ему удавалось то, на что он был способен, но в стремлении покончить с неудачами нельзя было отказать ни ему, ни его новым партнерам, которые с уважением восприняли игру невысокого, подвижного и боевитого парня.
Один футболист, оговорюсь еще раз, погоды не сделает, но в том, как плохо команде на поле без Заварова, мы убеждались не раз. Особенно в 1987 году, когда в середине лета получив – даже не получив, а приобретя (соперников в момент его передачи рядом не было), – травму в матче с ЦСКА, он практически до конца сезона так и не смог вылечиться.
Заводила, непременный участник всех возникающих на поле коалиций, хитрющий до невозможности, лучший дриблер в нашем футболе – он привнес в игру киевского «Динамо» новые штрихи, обогатившие, безусловно, команду.
Совершенство его обводки, которой, надо заметить, он никогда не злоупотребляет, разумно балансируя на грани целесообразности, позволило нам разнообразить атакующие действия. При срыве атаки он не несется как угорелый назад, зная, что его зона надежно подстрахована, но и не плетется на полусогнутых. При возвращении он старается занять такую позицию, которая позволила бы ему без промедления завязать новую атаку, ходы которой в его хитрющей головке, будьте уверены, уже просчитаны. Удивительное сочетание возможностей индивидуальной игры с коллективными действиями, которым Заваров подчиняется полностью.
Уровень стабильности его может быть гораздо выше. Отдельные яркие выступления Заварова в ряде незабываемых матчей: в Париже, например, осенью 1986 года, когда «Парк де Пренс» рукоплескал ему, а Деттмар Крамер, специалист из ФРГ, спросил после матча: «Где вам удалось найти такого парня? Я видел его в Мексике, он и тогда был силен, а сейчас– слов нет!»; в Глазго против «Селтика», когда ему удавалось все, что он задумывал; в финальном матче с «Атлетико», в финальном матче с минским «Динамо», – лишь подтверждают его незаурядные возможности.
Несправедливо было бы требовать от Заварова на одном – высочайшем – уровне проводить все встречи, это невозможно, но подобраться вплотную к вершинам стабильности он в состоянии.
Гнев, бывает, застилает ему глаза, и он способен поддаться на провокацию соперников, нещадно лупящих по ногам, цепляющих, толкающих, бьющих под дых исподтишка, и ответить открытым ударом. Тут же он поднимает обе руки вверх: «Виноват», а мне приходится задумываться над тем, кем бы его заменить, потому что именно перед этим матчем мы уславливались о необходимости терпеть и ни в коем случае не отвечать провокаторам, ставящим цель вынести из равновесия наиболее предрасположенного к этому футболиста.
Заваров – один из немногих наших игроков, публично признавшихся в 1987 году, что, посмотрев в зеркало, увидели себя с задранным кверху носом.
Я уже перестал подробно отвечать на реплики относительно того, что в киевском «Динамо» сознательно губятся индивидуальности. Я говорю только слово: «Заваров»."