Академия АЗ - фактически основа существования главной команды, в частности, да и клуба, в целом.
Как утверждают результаты исследований нескольких местных медиа, бюджет алкмарского коллектива в прошлом сезоне - 5-й по величине в Эредивизие (25,5 млн. евро). И если отставание от "Витесса" незначительное (полмиллиона), то представители исторической большой тройки страны тюльпанов "оторвались" гораздо существеннее: у "Аякса" 110 млн.
евро, у ПСВ - 78,5, у "Фейенорда" - 68.В такой ситуации мечтать оказаться в "призах" Эре, а то и попасть в квалификацию Лиги чемпионов со второго места, конечно, можно и нужно, но в реальности это практически невозможно. Даже не так... Было бы невозможно, если бы не эффективная работа собственной академии, дающая основной команде около 5 - 7 игроков в год да и позволяющая получать отнюдь не плохие деньги за переходы футболистов в другие клубы. И цель клуба - иметь "своих" 50% основного состава. Успех такой стратегии и позволил АЗ полноценно претендовать на "золото" Нидерландов, но сезон не завершился...
Собственно, из прошлогодней статистики: 45% процентов игроков на тренировках основной команды АЗ - его же воспитанники, тогда как у "Аякса" и ПСВ - по 34%. Выпускники академии "забрали" в матчах "основы" сезона 19/20 43,3 % общего игрового времени, и это - №1 в Нидерландах и №15 - в Европе (семеро из них регулярно выходили на поле с первых минут).
Из европейской топ-пятёрки чемпионатов АЗ по этому показателю опередили лишь испанские "Атлетик" (48,3%) и "Сельта" (44,3%).
Единственный шанс к выживанию?... Нет! К успеху!
Академия, расположенная менее, чем в двух километрах, от стадиона главной команды (AFAS - арены), без преувеличения, стала спасением для клуба, когда он почти потерял шансы на адекватное существование. Это случилось после банкротства бизнесмена Дирка Схеринга. При том, что именно период его владения АЗ в конце 90-х - 2000-х и финансовые вложения спровоцировали новое возрождения этой футбольной структуры вплоть до "бронзы" чемпионата с Ко Адриансе (2005) и 1/2 Кубка УЕФА, а еще "золота" Эредивизие + попадания в плей-офф Лиги чемпионов с Луи ван Галом (2009).
После банкротства Схеринга несколько лет истории были "вложены" в реструктуризацию и поиск устойчивой модели дальнейшей работы клуба. Не имея необходимых финансов, АЗ сконцентрировался на своих воспитанниках: в условиях денежной экономии старался давать им необходимые знания и максимально разнообразный "контент". Именно поэтому и был как консультант приглашён Билли Бин, которого в фильме "Moneyball" (также известном как "Человек, изменивший всё") сыграл Брэд Питт: об успешном благодаря статистическому анализу проекте бейсбольного клуба с небольшим бюджетом.
АЗ выбрал стратегию долгосрочного планирования, эффективного управления и правильного видения. Все части общей структуры синхронно движутся в одном направлении: каждый чётко знает свои задачи и общие цели. Как правильно описал происходящее Марейн Бейкер (руководитель отдела эффективности и развития АЗ) на Всемирном футбольном саммите в Мадриде - 2019: "Мы не покупаем успех, мы его создаём.... Мы не можем конкурировать в финансовом отношении, поэтому должны думать иначе... Мы верим в то, что наши программы, видение, факты и знания имеют возможность изменить всё к лучшему".
И таки да: если бы не остановка сезона, то АЗ, возможно, и смог бы опередить "Аякс" в борьбе за "салатницу", особенно после уже добытых двух побед над ним в личных встречах.
Философия академии.
Тренеры академии стараются не ограничивать своих подопечных в решениях на поле, но при этом они должны сознательно принимать на себя ответственность за свои действия и действительно понимать игру, её тактическую сущность + уметь реагировать на изменения.
Здесь нет агрессии или даже криков от наставников: во время практики они предлагают задания, "проблемы" и другие вызовы для ребят в упражнениях на поле, даже не давая "инструкции", как именно нужно их преодолеть.
Это и помогает искать решения, развиваться быстрее, учит самостоятельности, запускает личную креативность и уверенность, вынуждает мыслить, рождать волю к победе. Они должны сами следить за режимом и питанием.
Далее действия игроков оцениваются статистикой и другими методами: подобный фактаж позволяет ребёнку увидеть и осознать свою ошибку, опять же приняв ответственность за результат. Передовая футбольная аналитика, все изыски современной спортивной науки, структуры психологической и социальной поддержки, - всё это активно используется в академии АЗ.
Но важный нюанс: поощряется инициатива самого игрока. Например, при постоянно повторяющейся той или иной травме ему доступны все ресурсы для восстановления и нахождения способа избегать её в будущем, но он сам, а не тренеры, должен искать встречи со специалистами, показывая свою заинтересованность и самостоятельность. И так во всём: ответственность за своё же развитие, осознание своих сильных сторон и возможностей их улучшения.
Скрупулёзно изучаются мельчайшие данные каждого футболиста: в том числе, с помощью аналитики биологический возраст (а не тот, который в паспорте). Работники академии должны понять, как наилучшим образом тренировать каждого игрока. Здесь доминирует терпение: они знают, что будущий топ-игрок может развиться несколько позже ожиданий скаутов больших клубов страны или активно мониторящих местный "рынок" талантов английских команд. Не впечатляют физические или игровые данные? Ок, а футболист всё равно получит шанс продолжить дальнейшее развитие, что только сыграет на пользу АЗ: если раскроется, то сможет помочь основной команде и уедет за границу по гораздо бОльшей трансферной цене.
Оценка сильных и слабых сторон любого игрока выполняется без эмоций: он рассматривается как человек, в целом, а не только во время тренировок на поле. Логическое мышление и рациональное видение, объективный и разносторонний анализ на основе данных - "основа" изучения юного футболиста.
Тактика.
Построение 4-3-3 доминирует и здесь, но ради развития интеллекта во время занятий и поединков схема меняется достаточно часто. Игроки должны уметь дорожить мячом, играть аккуратно, но при этом, насколько это возможно, максимально быстро переходить в контратаку или разыгрывать мяч в последней трети поля, если речь о позиционном владении. Интенсивный прессинг в попытке оперативно восстановить владение - это тоже аксиома.
Например, среди принципов игры в атаке, которые идентичны для всех возрастных групп академии и основной команды:
-
для движения мяча, прежде всего, использовать передачи, но не дриблинг или индивидуальные рывки,
-
быстро отдавать мяч партнёру (максимум, двумя касаниями),
-
"составлять" треугольники на поле,
-
стараться занимать позицию позади своего оппонента.
Тактические упражнения выполняются, чаще всего, в компактном пространстве, а на технику - со многими повторениями, постоянными сменами темпа и других обстоятельств.
Вторая часть статьи (о тренерах, системе отбора игроков, оригинальные отличия занятий с разными возрастными группами) по этой ссылке (почему-то уже второй раз, если большой текст, то его часть не отображается на сайте, - именно поэтому пришлось его разделить напополам) ЧАСТЬ 2...
Если понравилась статья, - "проголосуйте", друзья, как и ранее, нажатием на "одобряю" под ней, давая понять, что такие материалы тоже интересны. Если нет: напишите в комментариях под ней, о чём хотелось бы прочитать лично Вам.
И да: какой Вам лично подход по душе - если клуб имеет финансовые возможности для покупки любых "звёзд", или всё же когда академия даёт, возможно, не самый сильный состав в мире, но зато свой и боевой? Вопрос нейтральный в отношении любых команд, хотя можете писать о своих личных примерах и предпочтениях!
И ещё: удивило ли что-либо в работе академии АЗ, или ничего особенного для Вас лично?
Всем спасибо за внимания и всего наилучшего, други, каждому из вас!
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости