Регистрация, после которой вы сможете:

Писать комментарии
и сообщения, а также вести блог

Ставить прогнозы
и выигрывать

Быть участником
фан-зоны

Зарегистрироваться Это займет 30 секунд, мы проверяли
Вход

О развитии и прогрессе

2010-12-07 19:44

Этот блог «ни о чем». То есть, автор блога в своем тексте не будет называть имен «кротов» и «засланных казачков», а также имен псевдо «кротоловов», не станет жаловаться на «карму» и систему оценки высказываний, не будет упоминать политику на радость местных «свидомитов» и «мудрагелей».                                                                                                                                                 

В этом блоге очень «многА букАв», поэтому предупреждаю, что любителям хокку будет трудно прочесть все.

Автор представит мысли о происходящем, о прошлом и будущем. Написать этот блог автора подвигло желание поучаствовать в дискуссиях о тренерах, игроках, тактиках и свободный час времени. Если же при прочтении этого блога у кого-то возникнет мысль: «так, ведь это же…» , - то спешу сообщить, что Вы правы, - да, это именно «то», но об этом ниже.

Итак. Начнем с тренера. Здесь в соседнем блоге http://www.dynamo.kiev.ua/user/Kollayder/45705.html  есть отрывок интервью В.В. Лобановского о тренере, как творческой личности и о его праве на ошибку. Мы должны понять, что футбол же – это творчество и все предвидеть невозможно. Говорят, что тренер допустил большие ошибки. Дело в том, что тренер – это творческая личность, он имеет право на ошибки, а иначе как будет процесс развиваться? Он не будет иначе развиваться.                                                                      

Мысль о роли главного тренера. Главный тренер, очевидно, является человеком, который при помощи лабораторий, научных работников создает программу подготовки. Подготовки на цикл (на неделю, на три месяца, – не имеет значения). Программа создается. Это не значит, что не будет каких-то изменений. Нет. Выпал снег – уже меняется характер занятий. Но в целом она должна быть, и тренер должен представлять себе на какой уровень может выйти команда. Имея набор тактик, надо на какую-то игру в зависимости от соперника, выбрать ту или иную тактику. За это отвечает тренер. Ну и, наверное, главный тренер несет ответственность за микроклимат в коллективе. Необходимо создать микроклимат, когда действительно будет коллектив, который будет жить одной идей, направленной на то, чтобы добиваться максимального результата.                                                                                                                                                     

Многие динамовцы из команд 75-го и 86-го года вспоминают микроклимат в команде, позволивший добиться тех результатов. Способен ли Лужный либо другой тренер создать программу и реализовать ее в киевском Динамо, какой у него имеется набор тактик и как он умеет ими пользоваться, и какой при этом будет коллектив? Ответ на эти вопросы даст только время. Какой тренер нам сейчас нужен? Есть тренеры, так называемые «тренеры-пожарники» – они приходят и спасают команду в трех-четырех играх. А дальше все постепенно становится на свои места. Приходит следующий тренер – опять на какое-то время появляется новый уровень мотивации. Я думаю, что из того, что пришел, скажем, западный тренер, не следует, что у команды будет новый уровень мотивации. Да, этот новый уровень мотивации будет иметь место некоторое время, но в дальнейшем все зависит от идей этого тренера, от постановки тренировочного процесса, от его требований – вот самое главное. Тогда будет определенная стабильность. При этом будут спады и подъемы, но это нормальная вещь, в футболе ведь еще пока никто не создал команду, которая все время выигрывает у других, нет такой команды, пока не удается ее создать.                                               

Вы возьмите и посчитайте, сколько тренеров работает в известных командах и беспокоится при этом о своем имени, которые, даже не достигнув результата, все равно пытаются сохранить свой имидж. Липпи ушел из «Ювентуса», как он сказал: «Эти футболисты потеряли мотивацию, они уже не выполняют то, что я им говорю. Бесперспективно с ними работать и достигать каких-то результатов». Если они не выполняют его требования, он уходит и правильно делает. Капелло – вернулся из «Реала» в «Милан», но заставить работать футболистов он уже не может, предъявляет им требования, а выполнять их футболисты не в состоянии. Он говорит: «Эти игроки вместо работы ходят на пресс-конференции. Дело там не пойдет». Он сохранял свое имя и объяснял почему. Но таких тренеров очень мало.                                                                                                          

Сейчас говорят о молодых тренерах, вчерашних футболистах, мол они перспективные и все понимают в современном футболе. Есть же примеры. Вот например, Гуллит. Он великолепно работал с «Ньюкаслом», добивался результатов, но его возможности и знания не позволяли команде подыматься на какой-то новый уровень. Он ушел и где он? Чего он не работает? Тренер, известный в прошлом футболист – Виалли. «Челси», команда, которую он тренировал, добивалась с ним высоких результатов. Он ушел и команда провалилась. Почему? А потому что медленно, но уверенно все шло вниз. Где Виалии? Нет Виалли. Как же можно без знаний, без понимания процесса, в каком направлении он развивается, без научного подхода, как можно без всего этого сейчас работать в профессиональных клубах? Это невозможно. Разве работает так один из тренеров в НХЛ или в НБА? Чтобы вчера был игроком, а сегодня стал тренером? Нет, так никто не рискует, потому что надо знать очень многое, надо знать помимо тактики хотя бы как функционирует организм футболиста, какие он может выдерживать воздействия.

Пример Гвардиолы показателен, но является скорей исключением, хотя и здесь нужно признать, что он успел поучиться, а затем и поработать тренером с дублем Барселоны.

Мы говорим о тактике. http://www.dynamo.kiev.ua/user/zed/45620.html Ведь команда должна уметь использовать ту тактику, которая выбирается. Игроки должны быть подготовлены. Иногда мы понимаем, что такое тактика – это расстановка игроков на поле. Вот «4-4-2» – о-о, это хорошо. А «3-5-2» – это непонятно. «3-6-1» – это тоже непонятно. Расстановка на поле сейчас не играет никакой роли. В 83-м году на семинаре национальных тренеров сборных команд, все пришли к выводу о том, что никакого значения уже не имеет исходная расстановка на поле, если мы говорим о коллективном, тотальном футболе. Поэтому некоторые говорят: «Вот если бы у вас было два нападающих в этой игре, то, в общем-то, наверно вы бы смогли выиграть. А если три – еще лучше». Это называется арифметический подход. Арифметический. Футбол уже ушел немножко дальше. Как мы говорим – группа атакующих. Кто это? Это те, которые по темпу успевают завершать, организовывать атаку.

Все они должны участвовать. Только не десять человек, наверное. А должны участвовать столько, сколько нужно в этот момент. Если команда вся обороняется и один нападающий у команды соперника, то наверно 7-8 человек должны участвовать, а не стоять и держать оборону, когда там просто стоит один игрок. Это понятно. Это коллективный футбол.

Наверно, команда, как показывает мировой футбол, должна уметь прессинговать соперника в его зоне, средней линии, в своей зоне, то есть навык прессинга необходим сейчас, он должен присутствовать в обязательном порядке. И мы это видим, видим по тому, как играют лучшие команды (пример Барселоны в игре с Реалом). Поэтому если игроки, которые в данной ситуации не могут это делать, и выпадают из этого, то надежность игры команды в обороне снижается. И не только в обороне. Ведь что такое прессинг? Прессинг направлен еще на то, чтобы отобрав мяч, отрезать большую группу игроков, и быстро завершить атаку. То есть это не только эффективность обороны, это эффективность еще и атаки. Должны быть обучены игроки, они должны понимать, что без этого уже нельзя играть в футбол.

Кто был лучшими игроками, признанными в Европе? Беккенбауэр, Платини, Кройфф, Беланов, Блохин, которые играли не только для того, чтобы забить мяч. Да забить мяч надо, но надо выполнять те требования, которые есть в команде при организации обороны. Они это делали. Поэтому они стали лучшими футболистами. Не только благодаря своему индивидуальным качествам, таланту, мастерству и т.д.

Но если говорить о современном футболе, если говорить об универсализации, освобождаться от оборонительных функций не должен никто. Коллективный футбол, тотальный футбол. Две фазы – оборона и атака. А футбол – коллективный, это та революция, которая произошла. Поэтому тренер имеет право на это, хотя добиться очень высоких достижений сложно, потом, что говоря о коллективном футболе, мы должны учитывать оборону тоже, а не только атаку.

Мы радуемся победам команды, готовы носить на руках футболистов и тренера, но стоит команде проиграть, как сразу «пропало всЬО!» Болельщики должны ставить максимальную задачу, но если не получилось, то нельзя же уничтожать команду. Не так давно команду носили на руках. Вдруг команда неудачно выступила, – и разнос полнейший. И игроков, и тренеров, и организации и всего-всего. Выиграли – «все правильно», не выиграли – «все плохо» и «все не так». Ну как же так можно? Такого быть не может, ведь тот процесс, который идет в команде, та организация, которая есть, она идет.  

Сейчас много разговоров о команде в целом, игроках и трансферах. Предлагаются различные варианты, называются имена. Сегодня мы еще не знаем, кто будет тренером весной, останется ли он работать летом и на следующий сезон. До сих пор многие тренеры, когда им начинают объяснять развитие футбола, т.е. в каком направлении и т.д., они говорят: «Это хорошо, что вы мне рассказываете. А вот у меня такие игроки…что я должен делать? Я же должен под них подстроится…» Перспектива? Будущее? – Никакого! Если подстраиваться под игроков. Игрок под тактику! – Да, вот это будущее, вот это прогресс футбола, когда тренер видит образ игры и под этот образ подбирает игроков, способных это реализовать.

Что нужно делать для этого? Лучше работать селекционерам или своей школе/академии? Покупать дорогих футболистов очень сложно, да они, может, и не поедут. Покупать футболистов, как говорят, второго сорта (лучшие ведь уезжают на Запад) – значит, мы будем средний уровень. Это бесперспективно. Значит, нужно покупать перспективных, талантливых игроков 18,20,22 года, и из них создавать конкурентоспособный коллектив. И можно добиться определенных результатов.

Взяли игрока и необходимо найти место на поле. Как это найти место на поле? Опять-таки должна быть какая-то идея, тактика, под тактику брать игрока. Зачем же брать игрока просто так? И пытаться потом определить, будет он делать это или не будет и т.д. Это уже бессмысленно. Поэтому когда берут игроков, то берут под ту идею, под то направление, которое есть в команде. Игроков можно переубедить, если они не воспринимают.

Каждый тренер имеет свои идеи, каждый тренер имеет свое направление, лучше, если это в понимании современного футбола. Но надо сначала убедить игроков, что для того, чтобы выйти на какой-то новый уровень, они должны по-новому воспринимать тренировочный процесс, по-новому должны восприниматься требования, которые предъявляются к ним на поле при ведении атаки и обороны. Это нужно было доказать этим игрокам, потому что они имели естественно разное понимание. 

Самое главное – это понимание игроками. Два вопроса – коллектив. Создать коллектив, создать тот микроклимат, который будет способствовать проявлению всех лучших качеств. И интеллект. Интеллект футболиста. Потому что с футболистами, которые не воспринимают требований сегодняшнего дня, которые не стремятся поднять себя на более высокий уровень, как личности, очень трудно развивать футбол.

Личности все время необходимы. И есть талантливые футболисты, которые действительно личности, но воспринимают все по-своему. Он личность, он лучший футболист государства несколько лет, но он футбол воспринимает по-своему. Он воспринимает не в плане развития этого футбола, не в плане коллективных действий в обороне и атаке, он – личность. Он одаренный футболист. Но он, я не могу сказать, что он не хочет расти, он не понимает для чего это нужно. Он же личность? Личность. А к нему новые требования предъявляются. Значит, развития футбола уже не может быть.

Поэтому так сейчас стоит остро вопрос – стараться готовить игроков с интеллектом, которые понимают в каком направлении развивается футбол. Он – личность, но он должен подчинить все ради коллектива. Раньше играли на звезд, сейчас звезды играют на коллектив. Совершенно другая постановка. Чем больше звезд, тем реализовать вот эти идеи, это направление, о котором мы говорим, конечно, гораздо проще, если они понимают это. Но есть еще второй момент, это то, что я говорил – очень важно объединить различных игроков, различных звезд, заставить их или убедить их, что нужно работать так.

А если говорить о легионерах и «звездах», как местных, так и «импортных» - это проблема. Футболу как-то их учат, пытаются находить футбольный язык. Но есть, же, еще вопросы, связанные с коллективом, надо объяснить роль футболиста. Хорошо сыграл полгода, пресса пишет: «восходящая звезда». Футболист читает (или ему переводят), дальше он уже не пытается работать над совершенствованием своих качеств, он пытается быть на этом уровне и перестает быть звездой. Поймет он это – снова будет работать, снова поднимется на новый уровень. Но если он знает язык, то с ним просто разговаривать и просто ему все это объяснить. У нас есть проблемы с языком, трудности даже в плане психологической подготовки: к примеру, тренер на установке повышает голос, а игрок сидит и не понимает – чего вдруг тренер повысил голос? Говорил спокойно, а тут вдруг голос повысил. В этом есть сложности, но, хоть и говорил Станиславский: «1% таланта, 99% – труда», но если имеются талантливые футболисты, значит нужно постараться из них сделать хороших игроков. Постараться. А получится, не получится – это уже другой вопрос, потому что, повторюсь, есть игроки, которые плохо понимают современный футбол и их переубедить очень сложно. Но, кроме того, очень тяжело работать без знания языка.

Некоторые специалисты высказывают сомнения относительно возможности достижения результатов с имеющимися игроками. Так было всегда по отношению к Динамо Киев. В 1997 году Лобановский объяснял и уговаривал игроков не обращать внимание на подобные высказывания, он говорил, что дающие им такую оценку заблуждаются. Это заблуждаются люди, прошлых поколений, особенно, которые говорят «Вот мы играли! Вот мы отдавались! Вот мы умели собраться! Вот мы были сильней всех, больше бегали и т.д.» Нет, это неверное восприятие того, что было раньше и то, что сейчас. Те, кто говорят, что у нас были лучше, были более волевые, - это ошибка. Самая настоящая. Они просто не знают этих игроков, они с ними мало общаются, они не знают, как они работают, они не знают их мировоззрения. А сравнивают потому, что они увидели на поле. Это мало сравнить. Это надо знать причины, того, что не удалось реализовать свое индивидуальное мастерство, либо команда сыграла ниже своих возможностей. Это надо знать ПОЧЕМУ…

 

Болельщики со стажем часто вспоминают былые победы родной команды, ее великое прошлое. Некоторые говорят: «Когда будет команда 75-го года»? Вряд ли. Очевидно, не будет этой команды. Потому что, тогда было стечение обстоятельств – были собраны самые талантливые игроки в Советском Союзе. Так получилось. Вряд ли это произойдет, - собрать всех лучших игроков не хватит средств у клуба. Поэтому это было достижение команды, которая максимально реализовала себя, у который был высокий потенциал. Второе – это длительный процесс подбора игроков и их подготовки в плане понимания требований игры, реализации программы, развития их качеств и т.д.

Пример 86-го года. Я не знаю, оставили бы тренера команды «Динамо» (Киев), занявшей 10-е место в чемпионате советского Союза, но я думаю, любого тренера бы не оставили. Но Лобановскому доверили. Очевидно, видели работу с дублирующим составом, где росли игроки. Поэтому надеялись на будущее. Да, 85-й год, выиграли Кубок и чемпионат, это после 10-го места. 86-й год – выиграли Кубок Кубков и чемпионат. В 88-м году попали в финал Чемпионата Европы. То есть, видите, на протяжении скольких лет готовилась эта команда. 

Да, конечно, всегда проходит время и надо по-новому смотреть на это, подбирать людей которые в состоянии будут реализовывать те принципы, которые требуют. Опять-таки под идею подбираются футболисты, под тактику, под направление современного футбола. Некоторые говорят – Лобановский придумал. Да Лобановский ничего не придумывал. Лобановский учился.

 Задачу нужно ставить перед командой и они должны знать это: «вы должны бороться за Кубок Европейских Чемпионов. И никто там, ни какая жеребьевка будет, это не должно волновать вас вообще! Вы должны показывать определенный уровень игры. Все! И бороться за это». Т.е. мы не будем ставить, мы поставили эту задачу перед командой.
Мы же не ставим задач – как бы там сыграть в чемпионате Украины, Кубке, Лиге чемпионов если команда туда попадает. Нет. Мы ставим максимальные задачи. Но реализация может прийти завтра, через год, через несколько лет. Важно, чтобы игроки понимали те требования, выполняли то, что им дается, чтобы они сознательно это делали. Если они делают несознательно, если они не понимают для чего это нужно, то, конечно, сделать команду будет очень сложно.

 Это моя точка зрения, я не собираюсь категорически на этом настаивать, я акцентирую на этом внимание критиков. Я не хочу быть категоричным – этого, в общем-то, нельзя делать. Нужно уважать коллег, обозревателей, журналистов. Как говорил Достоевский: «Категоричность суждений свойственна невеждам».

 П.С. Обещанный комментарий про «то». В этом блоге воспроизведены мысли Валерия Васильевича Лобановского.

Благодарю авторов фильма А.Андронова и С.Случевского ((с) «НТВ+ Футбол» 2002 г.) – «75 минут с Валерием Лобановским», http://pressing.net.ua/pressing/menu/Persons/Articles/12692  а также Ъ Дмитрия Ъ-Воскресенского http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=191249 за возможность думать «по-Лобановскому».

07.12.2010, 19:44
Топ-матчи
Чемпионат Италии Кальяри Милан - : - 28 мая 16:00
Рома Дженоа - : - 28 мая 19:00
Сампдория Наполи - : - 28 мая 19:00

Еще на эту тему

Самое интересное:

Пополнение счета
1
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
2
Ваша карма ():
=
(шурики)
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
Закрыть