Итог матча в Бордо не принес Украине положительных эмоций, но винная столица все же красивый город
Милый и уютный, или, как у нас говорят, «затишний» французский город Бордо после выездного матча «Динамо» стал крайним в списке городов, команды которых «высаживали» клуб из столицы Украины из еврокубков. Перед ним в головах фанатов нашего славного клуба занозой еще крепко сидят Брага, Сток-он-Трент, Тюн (это то, что из относительно недавнего). И вот теперь Бордо, шестой по величине город Франции.
Чтобы как-то сгладить негатив по отношению к винной столице Франции, которая сама-то по себе ни в чем и не виновата, корреспондент Sport.ua, побывавший вместе с группой украинских журналистов в Бордо, предлагает вам совершить фотоэкскурсию по городу, все самые интересные места которого можно увидеть всего-то часа за четыре, это естественно, при том, если не углубляться в посещение музеев.
Как и многие города, располагающиеся вблизи морей и океанов, Бордо имеет историю, уходящую корнями в глубокое прошлое. Так, дата основания города приходится еще на третий век до нашей эры, когда первые поселенцы разместились в излучине реки Гаррона. И начиналось все в истории города с контроля над торговлей оловом, шедшей между Атлантическим океаном и Средиземным морем. Тогда и возник порт Бордо, ныне вынесенный за пределы города – собственно «Бордо» и переводится как «берег у воды», хотя непосредственно до океана от Бордо порядка 100 км.
Ну, а непосредственно то, что у многих город Бордо вызывает ассоциации с вином, возникло позднее, в третьем веке нашей эры, когда на близлежащих землях появились виноградники, вино из которых очень ценилось и слава о нем быстро распространилась по территории Франции и за ее пределами. Тогда и началась первая «золотая» эпоха города Бордо. Вскоре, римская империя начала распадаться, и в один из своих набегов варвары сожгли не только виноградники, но и город.
Далее почти на тысячу лет в истории Бордо ничего интересного не было, и лишь в 12-м веке после замужества одной из местных знатных дам за Генриха II весь этот регион, расположенный на юго-западе Франции, перешел к англичанам. Благодаря им, Бордо и стал крупным портом, откуда выходили флотилии кораблей, груженные бочками с вином. На протяжении трехсот лет продолжался второй «золотой» период в жизни Бордо, который завершился с окончанием Столетней войны. Но здесь начался новый поворот в истории города, который нашел свое отражение в нынешней архитектуре – начинается строительство двойной крепостной стены, появляются церкви, соборы.
Лишь спустя три века начался новый виток в развитии города, когда активно процветала колониальная торговля и торговля вином. За эти годы Бордо полностью поменял свою архитектуру, которая сохранилась с небольшими видоизменениями до наших дней в центральной старинной части города.
Несмотря на все кризисы, нынешнее время сами местные жители считают четвертым «золотым» периодом. Отсчет идет от 1995-го года, когда мэром Бордо был избран Ален Жюппе, известный политик, работавший и с Жаком Шираком, и с Николя Саркози.
Любопытно, что во Франции нет никаких ограничений срокам пребывания одной персоны на посту мэра города. Так, до Жюппе мэром Бордо был Жак Шабан-Дельмас (вспомнили, как называется местный стадион стоимостью 85 млн. евро – именно под его началом эта арена и строилась), который из своих 85-ти лет жизни 48 был главным городским начальником. Может, потому и процветает город, если им много лет руководит человек, которому много лет искренне доверяют местные жители?
Но не могла не вызвать чувство восхищения гордость Бордо – трамваи и трамвайные линии. Если по некоторым частям города скоростные трамваи перемещаются классически, с проводами, то в центральной части Бордо и при переезде с одного берега на другой – без. Первая линия трамвая в городе была пущена в 2003 году, а ныне их три – А, В и С. Не знаю, как кому, но автору этих строк вид спереди местных трамваем очень сильно напомнил наши «Хюндаи». Улыбнетесь, когда узнаете, что между трамваями Бордо и «Хюндаями» есть и еще одно совпадение, касается оно начала их эксплуатации.
Ввиду того, что, как говорилось, чуть выше по центру города трамваи ездят без проводов, их электропитание производится по колее, похожей на рельсу, под напряжением в 750 вольт, проложенной между рельсами для колес. В первые месяцы эксплуатации была масса технических проблем – дожди, сырость и влага оказывали свое губительное действие, и число технических неисправностей зашкаливало до той степени, что над трамваями Бордо начала подсмеиваться вся Франция: «В Бордо очень хорошо ездить на трамвае, но только когда он ходит». Это вам ничего не напоминает? Однако специалисты навалились на выявление слабых мест технической задумки, и когда все они были устранены, трамваи стали ходить как часы, а плавность их хода, отсутствие какого-либо шума, переходящего в грохот, вызывает восхищение. Теперь же в случае отказа системы питания, трамвай может в течение часа кататься автономно, более того, подобная технология расходится по миру и используется, к примеру, в Квебеке или Порту.
Стоит сказать, что транспортная проблема в Бордо в конце 20-го века стояла очень остро, метро здесь строить было невозможно из-за зыбкого грунта и болотистой местности, и копать пришлось бы очень глубоко. Протяженность трамвайных линий Бордо 45 км, но в перспективе эта цифра должна быть доведена до 75-ти. Три линии обслуживают все пригороды города, а на их укладку ушла неслабая сумма в 217 миллиардов евро! Откуда в Бордо такие деньги?! Часть средств – это муниципальные деньги, часть денег, как у нас говорят, из областного бюджета, так как Бордо еще является и столицей департамента Жиронда и столицей региона Аквитания. Но благодаря разумному проектированию эта сумма была «отбита» за 7 лет, и уже три года городской трамвай работает в прибыль. Чтобы прокатиться на нем один раз, это обойдется в 1 евро 40 центов, и при этом в течение часа вы можете совершить 4 пересадки. Но можно купить дневной билет за 4,50 – и катайся хоть куда, хоть целый день!
Центр города – это жемчужина Бордо, недаром же он (центр) в 2007 году внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, и это территория площадью в 1840 гектаров, практически половина всей территории Бордо.
Что касается населения Бордо, то вместе с пригородами (их целых 29) в нем проживает 850 тыс. жителей, но непосредственно в черте города – только 250. Естественно, что в винной столице Франции, значительная доля населения занята в производствах, связанных с изготовлением вина – это по некоторым оценкам шестая часть жителей. Площадь виноградников вокруг Бордо составляет 125 тыс. га, а чтобы еще усилить ваше впечатление, сообщим, что на этих территориях ежегодно производится 800 млн. бутылок вина! Тут же каким-то образом статистики ухитрились просчитать, что каждую секунду в мире выпивается 7 бутылок вина, производимых в Бордо. Винная индустрия Бордо – это около 11-ти тысяч винодельческих хозяйств, это то, что во Франции называют «Шато» (замок), хотя замка там чаще всего и никакого нет. Чаще всего это поместье, где стоит какой-нибудь сарайчик, такая себе мини-винодельня. Около 4,5 тысяч таких хозяйств затем продают свою продукцию на завод, где уже и изготавливается вино.
Однако не только винами знаменит Бордо. На втором месте – самолетостроение. Знаменитые французские «Эйрбасы» производятся в Тулузе, но в Бордо работает филиал, где производятся крылья самолетов, а кроме того, в Бордо собирают бизнес-джеты «Фальконе» от А до Я, а еще в свое время «Миражи». Как оказывается, за каждым пилотом «Миража» был закреплен город в Советском Союзе, на который в случае войны нужно было сбрасывать бомбы.
Не мог в Бордо не обратить на себя внимание тот факт, что весь город построен из одного камня. Это известняк, но из-за близости океана, высокой влажности, он быстро начинает темнеть. Поэтому, весомую долю городского бюджета съедают работы по очистке фасадов. Чтобы снизить на этот бюджет нагрузку, руководство города пошло на хитрость, а может это и просто мудрость – было объявлено, что те граждане, которые своими силами почистят собственные дома, на два года будут освобождены от части налогов. Как результат – на значительной части зданий чистота была наведена очень быстро.
При всех небольших размерах Бордо не могло не остаться незамеченным отсутствие пробок и заторов. Решили эту проблему двумя путями. Во-первых, строительством парковок, причем одна даже есть на минус 8 ярусов, во-вторых, в сам город меньше въезжают на машинах.
Как этого удалось добиться? По трамвайным линиям ближе к конечным остановкам люди, живущие в пригородах, оставляли машины в перехватывающих парковках. Там оборудовано видеонаблюдение, можно оставить машину на целый день, а затем пересесть на трамвай. Вам выдается на остановке талончик на трамвай за 3,5 евро, а чтобы еще больше стимулировать проезд граждан именно на трамваях, то БЕСПЛАТНЫЙ талон выдается всем, кто приехал с вами в машине! Платит только водитель, и это пользуется огромным успехом. Это начинает приводить к тому, что подземные парковки в центре города становятся нерентабельными – в центре города оставить машину это 2,60 за час, на целый день оставишь машину не особенно. Трамвай стал жертвой собственного успеха – перевозит он в день 270 тысяч пассажиров!
К гордости Бордо относится и местный университет – только студентов в городе проживает 60 тысяч.
Состоит университет из множества разнопрофильных факультетов, и наряду, например, с фармацевтическим и медицинским факультетами, есть и энологический факультет, энология – наука о вине, там, где учатся будущие сомелье. Есть в Бордо и не менее престижное заведение – это Высшая школа, куда входят Высшая бизнес-школа и Высшая школа архитектуры.
Естественно, столица вина весьма привлекательна для туристов. Важное здесь направление энотуризм – посещение винных поместий с обязательной дегустацией вина. Шато всегда готовы раскрыть свои двери, чтобы туристы могли побольше узнать о производстве вина. В ближайшее время туристические возможности будут расширены – планируется строительство Центра культуры и вина – в огромном здании на набережной можно будет узнать почти все о винах не только Бордо, но и всего мира – на этот проект уже выделено 150 млн. евро, причем треть суммы – это спонсорские инвестиции.
И все же главный район, где бороздят Бордо туристы, это старый город. Строили его торговцы вином, так называемые негоцианты. В старом городе расположены все главные достопримечательности города – замки, соборы, памятники, естественно, для желающих делать шопинг – это настоящее раздолье.
Отель, где проживало «Динамо»
Здание мэрии Бордо
Памятник тому самому Жаку Шабан-Дельмасу
Набережная Бордо
В заключение рассказа о Бордо – чуть ближе к футболу. Ничего говорящего о том, что местная команда в четверг будет играть с «Динамо», в городе не было и близко. Во время приезда группы журналистов на традиционные предматчевые мероприятия в кассах очень вяло шла продажа билетов, как результат во время игры официально было объявлено, что на игре присутствует 11.889 зрителей.
Да и тот, кто смотрел трансляцию из Франции, мог сам убедиться, что одна из трибун за воротами просто была пустой, то есть очень сильно. Хотя фан-сектор был забит, и поддерживал свою команду очень активно.
После того, как по трансляции матча «Бордо» – «Лион», который игрался в воскресенье, на трибунах не было свободных мест, отличие было разительным, хотя, наверное, заполняемость стадиона на матче чемпионата Франции объясняется и тем, что подъехало солидное количество болельщиков из Лиона.
Э-э-х... Прощай, Европа...
И напоследок совет, который был усвоен из поездки в Бордо, касаемый вина и которым обязательно нужно поделиться с читателями Sport.ua. Настоящее французское вино по цене начинается от 15-18 евро. К тому, если покупать вино с надписью «Бордо», то это вино из сборного винограда из разных мест, но если вы хотите очень хорошее вино, то нужно, чтобы обязательно было написано «Шато», это конкретное место производства. Какое именно, уже не важно.
По материалам Sport.ua.
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости