Тема: Футбольний гастроном
"Гадаю, що немає серед нас таких, хто не бачив би старих гастрономів часів СССР, приватизованих колись «трудовими колективами», а тепер напіврозвалентх, перетворених на «розливайки» та розібраних на шматки не дуже успішними арендаторами. Колись, на початку дев’яностих, продавцям, товарознавцям, вантажникам, бухгалтерам, комірникам, прибиральницям, сторожам та іншим співробітникам цихтгастроноива була надана можливість самим розпоряджатися торговим закладом, торгувати і отримувати прибуток.
Але практично ні у кого з цього нічого не вийшло." (полностью см. по ссылке)В дырку рассуждений как самого Несенюка, так и его комментаторов, привычно провалилась одна мелкая тема: а кто же будет обеспечивать зрелищность игр, которая и есть главный механизм финансовой прибыльности футбола? Ведь кроме футболистов, никому другому такое не под силу - по определению.
Советские гастрономы провалились вовсе не потому, что руководить ими стали плохие бухгалтеры или никудышные товароведы: главным в любом магазине являются не прилавки с хамоватыми тетками в белых халатах, но сам товар.
И что же за товар представляют из себя нынешние украинские футболисты? Ах, да: сейчас немедленно понесутся в ответ безумные трансферные цены на него. Но качество этого товара весьма посредственное - просто в условиях футбольной товарной инфляции за миллионы покупают и такой. Да и сами доллары со времен продажи Диего Марадоны в Наполи обесценились в почти пятнадцать раз (анализ был в моем блоге в прошлом году).
Ну, продадут украинские клубы каким-то условным европейским олигархам. Но это именно тот самый случай, когда продадут помещения с прилавками. Конечно, олигархи какой-то товар туда завезут. Но опять-таки в условиях жесточайшей товарной инфляции: одного Холанда на всех не хватит. И придется вновь прибегать к испытанному методу советских гастрономов, то есть вешать на стену "Продовольственную программу" (с фотографией Холанда) и "Схему розруба мясных туш" (футбольных), от которой многочисленным покупателям достанутся лишь рожки, да ножки. И прочие лозунги советского типа "Каждому по потребности". Правда, наши "уафы" и ее "уафисты" всегда вешают под лозунгом маленькое объявление из советского анекдота "Сегодня потребности в сливочном масле (то есть в футболе) нет".
Нынешний украинский футбольный "гастроном" плоть от плоти советской торговли, где более-менее пригодный и обязательно дефицитный товар распределяется из футбольной "подсобки" и только для "своих". Он до такой степени пронизан системами того советского схематоза, что фактически остается жестким рудиментом Великого Совка. Импортный товар? А то мы не знаем, кому и с какими боями он доставался. Да поглядите сами на качество нынешних легионеров в нашем футболе: как говорил один иностранец в старом советском анекдоте, "у нас такое тоже выбрасывают".
Где-то в конце 70-х годов прошлого века на тогдашней нашей футбольной толкучке однажды прозвучала грустная мысль: "команд у нас больше, чем футболистов для них". Но речь тогда шла о футболистах такого уровня, с которыми можно было бы бороться в европейских клубных турнирах и за призовые места на чемпионатах Европы и мира. А ведь они у нас таки производились...
А на какой товар можно рассчитывать сегодня? Какой, например,товар преобладает ныне на полках роскошных супермаркетов, коих унылый советский покупатель не мог бы представить себе даже в мечтах о светлом коммунистическом будущем? Да, продукты питания у нас большей частью все же отечественного производства. Но там полным-полно фальсификатов, причем содержащих в своем составе массу импортных пищевых добавок, вроде пальмового масла. А все остальное - почти сплошной Китай.
Так, может быть, и футболистов из Китая завозить начнем? Африканские-то давно уже не по карману: на них стоит очередь из европейских клубов. Пробовали завозить бразильцев, причем пачками, но там товар большей частью тоже так себе: лучшие все равно уходят мимо нашего футбольного носа.
Украинский футбол сегодня еле жив. В определенном смысле больше даже притворяется живым. И причиной тому является жесточайший дефицит товара, причем уже не высокого качества, а вообще любого. Правда, вокруг этого футбольного "гастронома" все еще бродят жидкие толпы мечтающих, что к концу футбольного месяца туда все-таки "выбросят" товар так, как это случалось в советских магазинах, где тетки с багровыми рожами будут орать "В очередь, сукины дети, в очередь!" Бродят и мечтают (особенно почему-то в моем блоге), что завмаг способен организовать им такой "мерчендайзинг", от которого дух захватит. Впрочем, в советских магазинах тоже умели создать иллюзию изобилия, заполняя пустые полки фальшивым "березовым соком с мякотью". Или в лучшем случае - банками с килькой в томате (ядовитого вкуса). Таковы и местные мечты о тренерах, умеющих творить чудеса, превращая воду в вино, кильку в томате - в осетрину первой свежести и вообще вторичный продукт - в первичный.
Критикуя те советские гастрономы в стадии их распада, Несенюк и его комментаторы ни словом не упоминают о самом товаре. А ведь любой гастроном - он и есть товар. Иначе даже кусок хлеба превратится в зрелище.
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости