Регистрация, после которой вы сможете:

Писать комментарии
и сообщения, а также вести блог

Ставить прогнозы
и выигрывать

Быть участником
фан-зоны

Зарегистрироваться Это займет 30 секунд, мы проверяли
Вход

Селекция. Пост седьмой. Подготовка резерва (часть вторая). «Неправильное обучение убивает футбольные таланты».

2013-05-17 00:34

Прошу меня великодушно простить, о требовательный читатель, но только на собственном примере можно осознать, каков твой личный запас прочности. И если иногда кажется, что ты всесилен и можешь всё успеть, а единственная твоя помеха, это природная леность человеческая, то оказывается, что это твоё самое великое заблуждение.

Человек слаб и смертен. Человек болезнен и подвержен воздействию окружающей среды. Поэтому прошу Вас, уважаемый читатель - используй каждую каплю того времени, в котором твоё сознание не замутнено вирусом, куревом, алкоголем, всякой паршивой хворью или слабостью, которые природа щедро набросала на нашем пути с целью материализовать постулаты теории Дарвина о естественном отборе........хотя в силу своего скверного характера я с удовольствием бы поспорил и с стариком Чарльзом.

Итак.....слегка отойдя от одолевшего меня сегодня грипозного затмения, я решил вернуться к изучению этой загадочной туманности, под названием селекция. 
В первой части поста о детском футболе я позволил себе затронуть не все проблемные вопросы, некоторые из которых были мне знакомы не по наслышке (исходя из того, что периодически лично участвую в детском тренировочном процессе на уровне оказания помощи отцу при разметке поля, или при расстановке фишек и шестов для упражнений по обводке). Иногда мне доверяют снять с крючков сетку ворот после окончания матча....:-)))))))) Правда бывает это не так уж и часто.

Итак...часть вторая, голландская.
Каждый из Вас, наверняка задавался вопросом, а почему, имея десятки (а в Киеве и за сотню набежит) детских команд и клубов, мы имеем такой маленький КПД со всего этого на выходе?
Почему команда детского интерната или клуба играет на детском или юношеском уровне хорошо (и таких команд в ДЮСШ на три-четыре состава), в то время, как её воспитанники через пару лет ничего не могут показать даже в команде дублёров (не говоря уж о мастерах)?
Почему Беланов, Шевченко, Михайличенко и Заваров появляются в каждом регионе раз в десять лет и то в обед, а на довольно посредственного и сырого по европейским меркам Коноплянку заоблачные цены и очередь, ввиду того, что он такой один в своём амплуа (не судите пристрастно, я преувеличиваю, совсем немного, есть езчё пару игрочков :-))))) (что абсолютно не на пользу игроку).
Почему наши игроки предпочитают избавиться от мяча, а не идти с ним на соперника один в один?
Почему финт Ярмоленко вводит нас в состояние экстаза, а сам игрок заявляет, что финтам его обучил не имеющий отношения к проф-футболу дядька, который родом из его детства (а не тренер), ?
Почему нарезки попаданий через пол поля в девятку есть нормой средненнького зарубежного футболиста, в то время как нашему напу не всегда по силам забить десятьиз десяти пенальти?
Почему из всех футбольных-амплуа школ в СНГ мы можем доблестно хвастать только великой вратарской школой Яшина, Роменского, Чанова, Черчесова, Шовковского, но не можем похвастать ни одной школой мастерства напдающего?.
Почему в Голландии Аякс, а в Португалии Порту могут довольно безболезненно торговать первыми исполнителями (клубы и не скрывают, что таковы кредо их функционирования и способ заработка), зная что замена из клубной академии подготовлена и сидит на банке, а через годик-другой дублёр переплюнет недавно проданную звезду и притом клубы не валятся ниже лидирующих позиций?  Почему.....почему....

Частично на эти вопросы я пытался ответить в первой части этого поста.
Возможно на оставшиеся вопросы во второй части поста  ответит голландец  Корнелиус Пот?

(Само по себе интервью большое и не всякая птица будет лететь далее середины Днепра :-)))). Поэтому я взял на себя смелость выделить кратко в самом конце интервью основные выводы голландского специалиста. Так что листайте смело вниз, если связаны лимитом времени.)

Дадим же слово специалисту.

Визитка: родился в Голландии 8 июня 1951 (61 год), голландский футбольный тренер, бывший футболист. С 2009 года – главный тренер молодёжной сборной Голландии.
Корнелиус Пот, или Кор Пот, как сокращенно его именуют, известен в России прежде всего по работе в качестве помощника Дика Адвоката в питерском «Зените». Между тем, Кор Пот - тренер и методист, имеющий богатый опыт работы с юными футболистами.

-Господин Пот, Вы много работали с детьми в Голландии. Оказавшись в России, заметили ли Вы разницу между уровнем подготовки голландского юного футболиста и российского игрока?

- Я полагаю, что в Голландии детско-юношеский футбол организован весьма грамотно. Мы обучаем детей с 5-6 лет, у нас много клубов с хорошей инфраструктурой и тренеров, имеющих лицензию на право работать с детьми. Наличие лицензии – очень важно. Каждый тренер знает, какие занятия ему проводить с разными возрастными группами. На мой взгляд, в России совсем иная ситуация. Мне показалось, что детей в вашей стране обучают не те, кому это положено по профессиональному статусу, а те, кто согласен на такой род деятельности. Более того, я думаю, что даже любительские голландские команды опережают российские по развитию инфраструктуры и в организации работы с детьми. В каждом районе нашей страны существует множество спортивных клубов, которые набирают детей 5-6 лет, чтобы те просто играли. Однако дети уже знают, как вести себя в клубе - у них есть правила поведения, есть отличные тренеры, хорошие поля. В клубах предусмотрены специальные помещения для родителей, где можно отдохнуть или перекусить. Начиная с 6-летнего возраста, проводятся соревнования – поначалу довольно простые: 4 на 4 или 7 на 7 игроков. Используются маленькие ворота. Получается своего рода имитация уличного футбола. Самое главное качество процесса подготовки - организация. В России такого я не увидел. Даже питерская "Смена", которая считается одной из лучших школ в стране, долгое время имела в своем распоряжении довольно плохие поля и раздевалки, и лишь сейчас все меняется к лучшему. Разумеется, такие вещи не прибавляют детям энтузиазма, который так важен для достижения результата.

- В чем, на Ваш взгляд, основные слабости российского юного футболиста?
- Пока мне трудно оценить все нюансы. Постараюсь рассказать, как построена работа с детьми в Голландии, а вы сможете сравнить это с российскими реалиями. С детьми надо начинать работать с раннего возраста, и на каждом этапе необходимо развивать соответствующие качества посредством специальных упражнений. С шести до десяти, и даже до двенадцати лет, наиболее важное качество – техника владения мячом. В данном возрасте физические кондиции не имеют особого значения, нужно немного добавлять лишь некоторые азы тактики. В плане физических качеств достаточно, чтобы ребенок не был слишком толст и имел более или менее спортивную конституцию. Дети с недостаточно спортивным складом также могут заниматься футболом, но уровнем ниже. Детей отбирают в разные команды - если есть хорошие качества, то ребенок играет за первую команду своего возраста, если таких качеств нет, то, например, за пятую или шестую. Это очень интересная система, так как можно одновременно наблюдать за сотнями детей и видеть, кто имеет талант, а кто нет, кто может играть лишь на любительском уровне, а кто способен пробиться на самый верх. Нередко изначально «бесперспективные» дети со временем прогрессируют настолько сильно, что оказываются среди лучших в самых сильных группах.

- В чем главное достоинство такой системы?
- Повторюсь: мы делаем акцент на возраст ребенка и естественное развитие. Если мальчику шесть лет, то нет смысла давать ему на тренировках упражнения, направленные на развитие физических кондиций или тактические упражнения. Не надо заниматься с детьми и психологией - надо просто дать им возможность играть в футбол. Когда юные футболисты достигают возраста 14-16 лет - вот тогда следует обучать их в умственном и психологическом плане и, естественно, в тактическом. Голландская школа подготовки юных футболистов предлагает использование в игре тактического построения 4-3-3, и все эту систему знают. Но помимо этого, мы обучаем ребят и другим тактическим схемам. Когда юноши подходят к оптимальному возрасту, мы учим их менять игровую модель во время матча без участия тренера. Поэтому наши футболисты во время игры всегда думают, как им изменить свои действия, чтобы это стало сюрпризом для соперника. Таким образом, голландцы знают много тактических схем, что позволяет всегда играть в атакующем ключе. В России ранее играли в более оборонительный футбол, например, по схеме 4-4-2 или 5-3-2, в то время как в Голландии предпочитают действовать с атакующей расстановкой 4-3-3 или, по крайней мере, ближе к этой схеме.

- В России долгие годы основным источником поступления талантов в футбольные школы был дворовый футбол. Но в Голландии, насколько нам известно, нет даже дворов как таковых - в российском понимании. Как получают первичные футбольные навыки юные голландцы?
- Тренируются в клубе 3-6 раз в неделю. Клуб – это не обязательно футбольная академия с громкой вывеской – это может быть и просто любительская секция, но обязательно (!) с хорошо подготовленными тренерами. Помимо этого, по всей Голландии построены специальные площадки для уличного футбола, кроме того, дети много играют в футбол в школе. Возможно заниматься и дополнительно - например, среда может быть специальным днем для сверхурочных спортивных занятий с детьми в школе, поэтому подрастающее поколение имеют возможность постоянно играть.

- Принято считать, что основная проблема российского детско-юношеского футбола – слабая материальная база. Но ведь существуют и сугубо методические просчеты. Увидели ли Вы их в России?
- Я видел только игры молодежного состава "Зенита" и матчи юношеского турнира, но должен сказать, что в этих встречах я видел хороших футболистов, обладающих ценными игровыми качествами. Я заметил много одаренных игроков. Россия богата на футбольные таланты, но необходимо их правильно развивать. Не надо улучшать физическую форму посредством постоянных беговых упражнений - следует давать ребятам работать с мячом, тренироваться с мячом, думать с мячом. Крайне важно, чтобы это понимали и сами юные футболисты, и их тренеры, и даже родители - все, кто вовлечен в процесс подготовки. Футбол - это игра с мячом. Конечно, беговые и другие физические упражнения нужны в большом футболе, но прежде всего - дайте детям играть в футбол!

- Существует понятие «селекция», подразумевающее некий отбор сильнейших среди большого числа претендентов. В детском футболе селекция – это условность или объективная необходимость? Ведь нередко разглядеть будущую звезду в раннем детстве очень сложно. Каковы должны быть критерии селекции в детском возрасте?
- Мы в Голландии всегда говорим, что существует пирамида, которая олицетворяет футбол. Берем, к примеру, 20 тысяч детей, которые начали заниматься футболом в возрасте 5-6 лет. Среди них есть хорошие и плохие, худые и полные, старательные и ленивые - в общем, абсолютно разные игроки. Множество бывших профессиональных футболистов работает после завершения своей карьеры селекционерами в детском футболе. Они выбирают на следующий возрастной уровень лучших игроков, и так происходит регулярно. Пирамида очень важна - на ее вершине находятся лучшие профессиональные футболисты, а те, кто не обладает необходимыми качествами, постепенно выходят за ее пределы и могут играть в футбол в свое удовольствие. После каждого очередного отбора юные футболисты получают новые специфические тренировки, которые также зависят от возраста. Для 10-12-летних такие тренировки дают понимание, как строится командная игра, иногда даже подобная подготовка начинается для хорошо обученных детей 8-10-летнего возраста. Они уже начинают использовать схему 4-3-3. Сначала дети постигают технику, в 12-14-летнем возрасте добавляется тактика. Только в 16-18 лет появляются специальные упражнения на улучшение физических кондиций и некоторые психологические моменты, так как в конце обучения молодого игрока уже нужно учить быть профессионалом. В 19 лет игроки должны обладать всеми перечисленными навыками.

- В российском детском футболе нередко складывается парадоксальная ситуация: наиболее способных детей отбирают в футбольные школы по физическим показателям, но затем это преимущество в «физике» нивелируется за счет неправильного методического обучения. Потенциально сильные игроки останавливаются в росте и оказываются потерянными для большого футбола. Как быть с этой проблемой?
- Серьезной ошибкой является то, что многие тренеры придают большое значение физическим качествам юных футболистов, отбирая игроков, например, с высокой скоростью. В первую очередь, тренер должен обратить внимание на то, есть ли у мальчика технический потенциал. Если же отбор происходит иначе, то это заблуждение. В юном возрасте не имеют большого значения габариты игрока, не так уж важно на этом этапе выиграть какой-то матч. Главное, чтобы игроки становились лучше и лучше, прогрессировали. Одержать победу в детском соревновании можно за счет отбора юных футболистов по физическим кондициям: естественно, что они переиграют более слабых физически, но лучше одаренных технически сверстников. Самое же главное для будущего - приобретать необходимые качества в нужное время, и тогда лет в шестнадцать способный игрок станет заметен. Возьмите, к примеру, нынешнюю российскую звезду Андрея Аршавина. Когда он начал заниматься футболом в детском возрасте, у него, судя по всему, были проблемы: он отнюдь не богатырь. Сейчас это сильный игрок, а в детстве игра для него была, возможно, слишком быстрой и тяжелой. Но он рос и рос, набирая силу постепенно. Сейчас он один из лучших в стране, а те, кто был сильнее в его детской команде, скорее всего, сейчас уже в футбол не играют. Таким образом, повторю еще раз, техника - это фундамент. Конечно, важна и скорость, и другие физические качества, но они - всего лишь надстройка.

- Верно ли утверждение, что тот, кому суждено стать классным футболистом, все равно им станет, невзирая на обстоятельства? Или все-таки настоящим талантам надо помогать, относиться к ним максимально бережно?
- Обязательно надо помогать! Одаренных детей надо поддерживать, развивая их сильные качества и стараясь улучшать более слабые стороны. Талант - это всего лишь малая часть хорошего игрока, грамотное обучение и работа самого футболиста могут дать ему много больше. При неправильном обучении талантливые игроки не смогут раскрыться в большом футболе, они попросту погибнут.

- Какое место в вопросе воспитания резервов должна занимать психология? Должен ли сам тренер быть психологом, или необходимо пользоваться услугами привлеченных специалистов в этой сфере?
- Когда дети начинают играть в футбол, тогда лучше порой, чтобы родная мать была тренером для ребенка. В этом возрасте пусть они играют сами для себя, в команде из четырех человек, и не надо им ничего говорить, пусть просто играют. Лет с восьми уже можно примерять ребят на разные игровые позиции – попробовать в качестве защитника, нападающего и т.д. В возрасте 8-10 лет трудно понять, в каком амплуа лучше играть юному футболисту, и только протестировав разные варианты, вы получите шанс найти верное решение. Это очень тонкая и вдумчивая работа, и она сугубо тренерская.

- Какой совет Вы могли бы дать российским тренерам, работающим в сфере детско-юношеского футбола?
- Я думаю, что для российских детских тренеров было бы полезно послушать специальные курсы, которые читают европейские специалисты о системе подготовки, благодаря чему ваши тренеры узнали бы, как работать с отдельными возрастами. В России много талантливых юных игроков, но нужно обучать их правильно, иначе многие футболисты будут потеряны для большого футбола.

- Что бы Вы посоветовали родителям, видящим в своем ребенке будущего профессионального футболиста?
- Очень часто родители являются большой проблемой для молодых игроков. Взрослые смотрят матчи с участием своих детей и начинают кричать, причем такое происходит повсеместно. Родители часто полагают, что их сын является лучшим футболистом в мире, либо наоборот – самым бездарным. Их субъективный взгляд может больше навредить, чем помочь, поэтому лучше держать рот на замке. Пусть тренер занимается своей работой, а родители сидят на трибуне или в подтрибунном помещении - спокойно, без криков. Позвольте детям играть в футбол, и вы обязательно дождетесь позитивного результата.

По материалам интервью в российском спортивном еж-ке "Спорт день за днём"

Основные выводы по итогам интервью (авторская речь).

1. Детей в вашей стране обучают не те, кому это положено по профессиональному статусу, а те, кто согласен на такой род деятельности. 

 2 . С шести до десяти, и даже до двенадцати лет, наиболее важное качество – техника владения мячом. В данном возрасте физические кондиции не имеют особого значения, нужно немного добавлять лишь некоторые азы тактики. В плане физических качеств достаточно, чтобы ребенок не был слишком толст и имел более или менее спортивную конституцию.
3. Когда юные футболисты достигают возраста 14-16 лет - вот тогда следует обучать их в умственном и психологическом плане и, естественно, в тактическом. Когда юноши подходят к оптимальному возрасту, мы учим их менять игровую модель во время матча без участия тренера. Поэтому наши футболисты во время игры всегда думают, как им изменить свои действия, чтобы это стало сюрпризом для соперника.
 4.К луб – это не обязательно футбольная академия с громкой вывеской – это может быть и просто любительская секция, но обязательно (!) с хорошо подготовленными тренерами.
 5. Футбол - это игра с мячом. Конечно, беговые и другие физические упражнения нужны в большом футболе, но прежде всего - дайте детям играть в футбол!
 6. Мы в Голландии всегда говорим, что существует пирамида, которая олицетворяет футбол. После каждого очередного отбора юные футболисты получают новые специфические тренировки, которые также зависят от возраста. Для 10-12-летних такие тренировки дают понимание, как строится командная игра, иногда даже подобная подготовка начинается для хорошо обученных детей 8-10-летнего возраста. Они уже начинают использовать схему 4-3-3. Сначала дети постигают технику, в 12-14-летнем возрасте добавляется тактика. Только в 16-18 лет появляются специальные упражнения на улучшение физических кондиций и некоторые психологические моменты, так как в конце обучения молодого игрока уже нужно учить быть профессионалом. В 19 лет игроки должны обладать всеми перечисленными навыками.
 7. Таким образом, повторю еще раз, техника - это фундамент. Конечно, важна и скорость, и другие физические качества, но они - всего лишь надстройка.
 8. Талант - это всего лишь малая часть хорошего игрока, грамотное обучение и работа самого футболиста могут дать ему много больше. При неправильном обучении талантливые игроки не смогут раскрыться в большом футболе, они попросту погибнут.
9. Я думаю, что для российских детских тренеров было бы полезно послушать специальные курсы, которые читают европейские специалисты о системе подготовки, благодаря чему ваши тренеры узнали бы, как работать с отдельными возрастами.

P.S.№ 1 Надеюсь, что мне не нужно будет доказывать, что российская система подготовки юных футболистов если и отличается от нашей, так только лишь тем, что вынуждена функционировать в более тяжёлых природных условиях ?

P.S.№ 2 Для опытного голландца не составило труда сразу указать на пагубность нашего Бей-Беги процесса, сделав акцент на технике, тактике и психологии :-)))))

P.S. № 3. Уважаемые родители маленьких футбольных личностей:-)))))
Очень Вас прошу.....не забирайте детей из команды на поминальные в село, если у ребёнка решающая игра в детском чемпионате, а также не увозите в Анталью во время летних сборов, если рассчитываете на хоть какие -нибудь мало-мальски заметные результаты в росте "мастерства" :-))))).
 
До скорых встреч.

На сегодня всё.

17.05.2013, 00:34
Egoshua69
Автор:
(Egoshua69)
Статус:
Эксперт (6636 комментариев)
Подписчиков:
19
Медали:
Выбор редакции × 11
Топ-матчи
Чемпионат Испании Вильярреал Реал 2 : 3 Закончился
Чемпионат Англии Ман.Сити Ман.Юнайтед - : - 26 февраля 16:15
Чемпионат Италии Фиорентина Торино - : - 27 февраля 21:45
Чемпионат Англии Лестер Ливерпуль - : - 27 февраля 22:00

Еще на эту тему

Самое интересное:

Пополнение счета
1
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
2
Ваша карма ():
=
(шурики)
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
Закрыть