Регистрация, после которой вы сможете:

Писать комментарии
и сообщения, а также вести блог

Ставить прогнозы
и выигрывать

Быть участником
фан-зоны

Зарегистрироваться Это займет 30 секунд, мы проверяли
Вход

Лобановский. Творческое наследие.

2014-01-06 03:09 В 2010 году, на сайте "Динамо Киев от Шурика", под названием "Лобановский. Творческое наследие", были опубликованы ...

В 2010 году, на сайте "Динамо Киев от Шурика", под названием "Лобановский. Творческое наследие", были опубликованы кратко сформулированные основные тезисы Валерия Васильевича Лобановского, составленные по материалам фильма А.Андронова и С.Случевского – "75 минут с Валерием Лобановским".

Один их авторов фильма, Алексей Андронов, оценил материал словами: "Очень тронут.

Редкий случай, когда сокращение не вредит. Браво!"

ЛОБАНОВСКИЙ. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

ОБ ЭВОЛЮЦИИ ФУТБОЛА

Революцию мы уже не сделаем, будет медленный эволюционный путь развития футбола.

Будет расти скорость – коллективная и индивидуальная.

В 74-м году была, очевидно, последняя революция в футболе. Сборные Голландии и Германии показали, так называемый, тотальный, или коллективный футбол.

Идет развитие футбола. Надо не отстать. А если немножко опередить, то можно добиться хороших результатов.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ФУТБОЛ


Когда команда без мяча – надо отбирать мяч всем. Команда с мячом – надо пытаться атаковать теми людьми, которые в данный момент находятся в тех зонах, откуда можно развивать, готовить и завершать атаки.

Я помню высказывания некоторых специалистов, что нападающий должен входить в штрафную со «свежими ногами». Во-первых, не входить, а туда врываться надо. И потом, что это значит? Значит он должен после срыва атаки, постоять, отдохнуть, набраться сил, чтобы были «свежие ноги». Хотя в какой-то команде есть форвард, который освобожден от оборонительных функций. Есть такие команды, и они имеют право на жизнь.

Но если говорить о современном футболе, если говорить об универсализации, освобождаться от оборонительных функций не должен никто.


РАЦИОНАЛЬНЫЙ ФУТБОЛ

В рациональном футболе все игроки знают, что им делать, когда команда переходит в атаку и когда команда переходит в оборону. Они четко выполняют на поле то, что дано им на установке перед игрой.



УНИВЕРСАЛИЗМ В ФУТБОЛЕ

Прежде всего будущее за универсализацией (универсальный футболист это умеющий играть в обороне, умеющий готовить атаку, умеющий играть в атаке).

Команды будут иметь большой набор универсалов.

Если игрок играет только на своей позиции, сопернику проще подстроиться под эту игру. А если игроки меняются, появляются то на одном участке, то на другом, тогда сопернику приходится очень сложно. Расширение зон действий – это универсализм, это умение игроков сыграть в любой позиции.

Я не мог определить, где играл Гуллит. При ведении обороны – он в своей штрафной площадке, при организации атаки – он в середине поля, при завершении – он там. Это универсальный футболист. И чем больше будет таких футболистов тем эволюция футбола будет идти быстрее.

НАБОР ТАКТИК

Тактика – это расстановка игроков на поле в зависимости от соперника. Расстановка на поле сейчас не играет важной роли, если мы говорим о коллективном, тотальном футболе. Два нападающих или три – это арифметический подход. Футбол уже ушел немножко дальше. Мы говорим – группа атакующих. Это те, которые по темпу успевают организовывать и завершать атаку. Это может быть стоппер, это может быть либеро, это могут быть крайние защитники. Это коллективный футбол.

Тактика сейчас может быть одна – это оборона-атака.

Раньше вообще было очень хорошо – «дубль-вэ». Все понимают. Обыграл Лобановский на фланге «своего» – аплодисменты. Защитник здорово сыграл против Лобановского – аплодисменты. Всем все понятно. И вдруг появляется какой-то новый футбол. Нет ни крайних нападающих, защитники в атаке играют, непонятный футбол.

ПРЕССИНГ

Команда должна уметь прессинговать соперника в обязательном порядке. Если игроки выпадают из этого, то надежность игры команды в обороне снижается. И не только в обороне. Ведь что такое прессинг? Прессинг направлен еще на то, чтобы отобрав мяч, отрезать большую группу игроков, и быстро завершить атаку. Это не только эффективность обороны, это эффективность еще и атаки. Должны быть обучены игроки, они должны понимать, что без этого уже нельзя играть в футбол.

АТЛЕТИЗМ

Мы видим какой жесткий стал футбол, порой переходящий в грубость. Следовательно, к этому нужно быть готовым. Атлетизм– это не только 190 см. рост, а и 174 см, и 180. Атлет - игрок подготовленный вести борьбу.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО

Индивидуальное мастерство - один из важнейших компонентов футбола. Рост индивидуального мастерства необходим в сторону быстроты мышления и быстроты реакции принятия правильных решений в условиях прессинга.

Индивидуальное мастерство – это не только взял мяч и обвел пол команды. Индивидуальное мастерство – это принятие правильных решений в сложных экстремальных ситуациях. Можно всю игру играть без обводок, и быть более эффективным, чем тот который десять раз водил мяч. Ведение мяча – это задержка развития атаки. Любой мяч быстрее любого спринтера. Потому что мяч, который передается вперед быстро, – это скорость передвижения, скорость подготовки атаки, и она будет значительна выше.


О РОЛИ ТРЕНЕРА И ЕГО ШТАБА

Если происходит эволюция футбола, то естественно должна меняться организация тренировочного процесса. Я высказываю свою точку зрения и не навязываю ее. Главный тренер не должен со свистком ходить и свистеть нарушения. Он должен смотреть в целом на то, что происходит. А когда он смотрит в целом, он видит гораздо больше. Поэтому немножко должны поменяться функции.

Главный тренер несет ответственность за микроклимат в коллективе. Необходимо создать микроклимат, когда действительно будет коллектив, который будет жить одной идей, направленной на то, чтобы добиваться максимального результата.

Ассистенты – это должны быть хорошо подготовленные профессионалы, которые будут реализовывать программу главного тренера на каждом тренировочном занятии.

Мы ставим максимальные задачи. Но реализация может прийти завтра, через год, через несколько лет.


О ПРИНЦИПАХ ПОДБОРА КОМАНДЫ

Команды 75-го года очевидно уже не будет. Тогда были собраны самые талантливые игроки в Советском Союзе. Вряд ли это произойдет в футболе профессиональном, а мы сейчас профессионалы, а собрать всех лучших игроков не хватит средств у клуба.

Мне доверяли даже после 10-го места в 84 году. Очевидно руководство, видело перспективу на фоне работы с дублирующим составом, где росли игроки, и надеялись на будущее. Потом выиграли Кубок, чемпионат 85 и 86, Кубок Кубков и чемпионат. В 88-м году попали в финал Чемпионата Европы. На протяжении многих лет готовилась эта команда. Время.

В идеале необходимо подбирать футболистов, под тактику и идеи тренера, но чаще приходится моделировать игру из игроков имеющихся в наличии. Пример команды 97-2000 года.

Важно, чтобы игроки понимали требования и сознательно выполняли всё что им дается, иначе сделать команду будет очень сложно.

Мы считаем, что покупать дорогих, звёздных футболистов очень сложно, да они и не поедут к нам.

Дело в том, что мы используем тех игроков, которых можем приобрести.

Покупать футболистов второго сорта – значит мы будем средний уровень.

Нужно покупать перспективных, талантливых игроков 18 - 22 лет, и из них создавать конкурентоспособный коллектив. Это, с нашей точки зрения, перспектива. Этот путь сегодня наиболее рационален для футбола в бывших странах СНГ, и возможность добиться определенных результатов.

Мы играли на равных, другое дело мы не добились результата. Мы играли так, как требует современный футбол. Мы ни в чем им не уступили, мы уступили в результате. Значит должно быть дальнейшее повышение индивидуального мастерства, то, о чем я говорил: скоростные качества, атлетизм и так далее.

Команда может нравится, а может не нравится, но категорично заявлять – не правильно.

О ФУТБОЛИСТАХ-ЛИЧНОСТЯХ И ИНТЕРЕСАХ КОЛЛЕКТИВА

Личности во все времена необходимы. Личность - это лучший футболист на протяжении нескольких лет. Но есть личности, которые не принимают новые требования, и не понимают для чего это нужно. Они воспринимают все по-своему, а значит о дальнейшем развитии уже не может быть и речи.

Раньше играли на звезд, сейчас звезды играют на коллектив.

Развивается командная игра, а индивидуальности по прежнему должны проявлять свои лучшие качества.

Станиславский говорил: «1% таланта, 99% – труда», но если имеются талантливые футболисты, значит нужно постараться из них сделать хороших игроков.

О ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

Футболист, который в совершенстве владеет всего несколькими тактико-техническими приемами – это не футболист современного футбола. Футбол сейчас требует более широкий арсенал т-т действий.

В «Динамо» (Киев) постоянно идет поиск рациональных нагрузок. Какой смысл от нагрузки, если будут садиться определенные функции. Ранее были методические требования – 1300 часов в год. Это где-то по три часа в день. Считаю больше 750 быть не должно. Надо готовить людей к интенсивной игре, а не три часа стоять. Поэтому те, кто говорят, что в «Динамо» (Киев) тяжелейшие нагрузки и тому подобное – это недопонимание с их стороны. Или незнание.

ОБ АНДРЕЕ ШЕВЧЕНКО И РОНАЛДО

Акцент очевидно тренеры сделали на то, чтобы Андрей больше был нацелен на ворота, и ему пока это удается. Он работает для коллектива, так, как тренер ставит перед ним задачу. Но другой тренер может по-другому ставить задачу, если смотрит на современный футбол немного по-иному.

Роналдо эксплуатирует свой талант. Но если человек только работает за счет своего таланта, он не растет, он будет опускаться.

О ЛЕГИОНЕРАХ В «ДИНАМО»

Есть проблемы с языком, трудности в плане психологической подготовки. Надеемся, что легионеры будут обладать минимальным запасом слов.

О ЗНАЧЕНИИ МОТИВАЦИИ В ФУТБОЛЕ

Достижение результата, вот уровень мотивации.

Приходят новые футболисты в команду, у них уровень мотивации – стать конкурентно способными известным футболистам. Вот это всегда обязательно присутствует и это нормальный процесс.

Говорить о том, что я пришел и у футболистов появился новый уровень мотивации, – это немного не правильно. Есть тренеры, так называемые «тренеры-пожарники» – они приходят и спасают команду в трех-четырех играх. Вот это мотивация.

Приходит следующий тренер – опять на какое-то время появляется новый уровень мотивации.

Пришел западный тренер. Новый уровень мотивации будет иметь место некоторое время, но в дальнейшем все зависит от идей этого тренера, от постановки тренировочного процесса, от его требований.

В футболе пока никто не создал команду, которая все время выигрывает у других, нет такой команды, пока не удается ее создать.

Спады и подъемы, это нормальная вещь.

Предъявление требований «вы должны», «вы обязаны» – это советские лозунги.

О «ЧЕТВЕРТОЙ ВЛАСТИ» В ФУТБОЛЕ

Надо всегда говорить: «с моей точки зрения». Но если вы написали категорично, то все читают, а оказывается все не так. Я вспоминаю годы, когда команда подымалась на какую-то вершину – молчали. Через год команда опустилась в силу определенных объективных причин – «тактика не та», «подбор игроков не тот», «использование игроков не там, где нужно», «подготовка не та» и вообще все не то.

ФУТБОЛ – НАУКА ИЛИ ТВОРЧЕСТВО

Футбол – это творчество и все предвидеть невозможно.

Тренер – это творческая личность, он имеет право на ошибки, а иначе футбол не будет развиваться.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Я высказываю только свою точку зрения, а где-то процесс идет по-другому, все зависит от того, как тренер смотрит на организацию и постановку дела в коллективе. Еще раз повторяю, это моя точка зрения, я не собираюсь категорически на этом настаивать, я акцентирую на этом внимание критиков, журналистов.

Сформулировал в тезисы Александр Ольшанецкий

02.03.2010

Полная печатная версия фильма: http://pressing.net.ua/pressing/menu/Persons/Articles/12692

06.01.2014, 03:09
olschanetzki
Автор:
(olschanetzki)
Статус:
Наставник (3952 комментария)
Подписчиков:
6
Медали:
Топ-матчи
Чемпионат Испании Малага Лас-Пальмас 2 : 1 Закончился

Еще на эту тему

Самое интересное:

Пополнение счета
1
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
2
Ваша карма ():
=
(шурики)
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
Закрыть